Задержка и отмена рейсов в аэропорту Алматы из-за тумана. Какие экипажи могут летать в непогоду?
С начала декабря тысячи пассажиров не смогли вылететь из аэропорта Алматы в назначенное время. Рейсы задерживали, отменяли, некоторые самолёты отправляли на запасные аэродромы. Причиной стал густой туман: при нём взлетать и приземляться опасно. Для этого аэропорт должен соответствовать специальной категории ИКАО (от англ. ICAO – Международная организация гражданской авиации).
Аэропорт Алматы в ноябре этого года получил категорию IIIB ИКАО, модернизировав светосигнальное оборудование взлётно-посадочной полосы. Это значит, что теперь самолёты (при наличии такой же категории у экипажа авиакомпаний) смогут совершать взлёты и посадки из алматинского аэропорта даже при неблагоприятных погодных условиях, в том числе в густой туман.
"Категория IIIB ИКАО даёт возможность принимать лайнеры при снижении горизонтальной видимости до 75 метров и выпускать самолёты при снижении видимости до 125 метров. На прилёт и вылет разные требования. Светосигнальное оборудование позволяет нам работать даже в густой туман", – рассказали в пресс-службе аэропорта Алматы.
Однако не все экипажи авиакомпаний Казахстана имеют необходимую категорию, из-за чего и задерживаются рейсы в туман. Редакция informburo.kz направила запросы основным перевозчикам, чтобы выяснить, по чьей вине пассажиры не могут вовремя долететь до места назначения.
SCAT
В авиакомпании SCAT работает 200 пилотов, 75% из них имеют категорию IIIА ИКАО для посадки в условиях ограниченной видимости. IIIА-категория означает, что пилот должен уметь посадить самолёт при горизонтальной видимости на взлётно-посадочной полосе не менее 200 метров. Однако с начала декабря в аэропорту Алматы была видимость всего 100 метров, поэтому у экипажей и бортов авиакомпании не хватило квалификации для вылета.
"Категорию IIIА ИКАО имеют 75% пилотов авиакомпании, исключение – пилоты, только недавно получившие статус командиров воздушного судна. Авиакомпания уделяет большое внимание подготовке лётного состава, к пилотам предъявляются серьёзные требования по квалификации и уровню подготовки, включая и допуск к полётам в условиях ограниченной видимости. Все воздушные суда SCAT оборудованы системами автоматического захода на посадку", – рассказали в компании.
Все пилоты авиакомпании SCAT имеют допуск к полётам в дневное и ночное время, а также к посадке с боковым ветром, рассказали в пресс-службе. Что касается полётов в грозу, то они запрещены для всех авиакомпаний РК, за исключением случаев, когда возможен обход опасного участка.
"В случаях длительных задержек вылетов рейсов по причине ограниченной видимости в аэропортах вылета и прилёта авиакомпания предоставляет пассажирам горячее питание и напитки, а также предоставляет возможность бесплатного перебронирования билетов либо возврат стоимости перелёта", – резюмировали в SCAT.
Air Astana
В авиакомпании Air Astana работают около 400 пилотов, 99% из них имеют допуски к посадке в условиях низкой видимости по категории IIIB (посадка при горизонтальной видимости не менее 50 метров и высоте принятия решения не менее 15 метров). Так как видимость на территории аэропорта Алматы в минувшие дни составляла около 100 метров, то многие борта авиакомпании сумели выполнить назначенные рейсы. Исключение составили те судна, которые именно по техническим характеристикам не готовы работать в такой густой туман.
Самолёты авиакомпании имеют оборудование, позволяющее выполнять посадку в условиях низкой видимости. Туман здесь является лишь одним из факторов. Категория IIIB – это метеоминимум для захода на посадку. На вылет метеоминимум выше и составляет:
- для самолётов категории С (Embraer E190, Airbus A320, Boeing 757) – 125 метров;
- для самолётов категории D (A321, Boeing 767) – 150 метров.
Но в некоторых случаях этот метеоминимум на вылет для категорий С и D составляет 250 метров, если:
- коэффициент сцепления на взлётно-посадочной полосой менее 0,5;
- боковая cоставляющая скорости ветра – более половины предельно допустимого значения для взлёта данного типа;
- не соблюдаются процедуры в условиях низкой видимости.
В случае форс-мажорных обстоятельств компания не обязана компенсировать издержки пассажирам, отметили в компании.
При отмене или задержке рейса по вине перевозчика, изменении маршрута Air Astana предоставляет пассажирам следующие услуги:
- предоставление (при наличии) комнаты матери и ребёнка пассажиру с ребёнком в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка, в том числе по международным линиям связи, продолжительностью не более пяти минут или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов;
- размещение в гостинице, предоставляемой авиакомпанией, при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов – в ночное время;
- доставку транспортом, предоставляемым авиакомпанией, от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.
"При отмене или задержке рейса по вине перевозчика на срок свыше десяти часов по выбору пассажира перевозчик обеспечивает перевозку пассажира ближайшим рейсом до пункта назначения, указанного в билете, с предоставлением вышеуказанных услуг или возвращает пассажиру полную стоимость билета. Услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы", – рассказали в Air Astana.
Полёт в грозу не требует специальной сертификации, сообщили в компании. Но при появлении грозы над аэродромом многие аэропорты приостанавливают движение самолётов, а некоторые – и наземного транспорта.
"Также существуют лимиты самолёта, установленные производителем, по поводу взлёта, посадки при боковом ветре. Здесь также учитывается и состояние полосы, так как чем хуже состояние, коэффициент сцепления, тем меньше будет максимально допустимое значение составляющей бокового ветра", – резюмировали в Air Astana.
Qazaq Air
В компании Qazaq Air работает 38 пилотов. Используемые авиакомпанией воздушные суда Bombardier Q400 NextGen не оснащены автоматическим устройством регулировки уровня тяги, из-за этого самолёты авиакомпании сертифицированы по категории ИКАО II, рассказали в Qazaq Air.
При категории II допускается посадка самолёта при горизонтальной видимости на взлётно-посадочной полосе не менее 300 метров. Поскольку видимость в районе аэропорта Алматы в минувшие дни составляла около 100 метров, то II категории Qazaq Air не хватило, чтобы выполнить запланированные рейсы.
"Лётный экипаж авиакомпании Qazaq Air имеет необходимую подготовку по пилотированию в сложных метеоусловиях, включая туман. У всех пилотов авиакомпании есть соответствующие допуски. Международный аэропорт Алматы действительно сертифицирован по категории ИКАО IIIB. В то же время наша авиакомпания сертифицирована по категории II. Благодаря этому только с начала зимней навигации авиакомпании удалось избежать более 10 задержек и перенаправлений рейсов на запасной аэродром", – отметили в компании.
При задержке рейсов по вине авиакомпании Qazaq Air выплачивает пассажиру штраф в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки, если она не докажет, что просрочка произошла из-за непреодолимых обстоятельств.
"При отмене рейса по вине перевозчика авиакомпания обеспечивает перевозку пассажира ближайшим рейсом до пункта назначения, указанного в билете, или возвращает полную стоимость билета пассажиру", – объяснили в Qazaq Air.
Bek Air
В авиакомпании Bek Air работает 60 пилотов, 12 из них имеют категорию ИКАО II, остальные – категорию IIIА. Воздушные суда перевозчика оборудованы системами автоматического захода на посадку в условиях низкой видимости по категории IIIA (посадка при горизонтальной видимости не менее 200 метров и высоте принятия решения не менее 30 метров). Это недостаточно для такого густого тумана, который установился в аэропорту Алматы.
В Bek Air отметили, что все пилоты компании обучены для полётов в сложных метеоусловиях и имеют соответствующие допуски.
"Причина задержек рейсов нашей авиакомпании – сложные метеорологические условия, не позволяющие выполнение взлёта и посадки в аэропорту Алматы", – резюмировал представитель перевозчика.
Если Bek Air отменяет или задерживает рейс, то он несёт перед клиентами аналогичную ответственность. Возврат денег и предоставление питания и гостиницы производится во всех случаях согласно законодательству РК в сфере гражданской авиации.
Авиационная администрация Казахстана появилась в РК в ноябре 2018 года. Она отвечает за безопасность полётов. В КГА считают, что создание новой администрации позволит повысить уровень соответствия требованиям ИКАО.