Из-за пандемии коронавируса казахстанцы научились жить в новых условиях. Карантин не только ограничил людей в свободе передвижения, а научил смотреть на мир по-другому. Только сейчас мы поняли, насколько важна профессия санитарных врачей, как тяжело быть учителем и какое счастье, оказывается, иметь право просто прогуляться по парку.

Поняли, что врачи-эпидемиологи важны

Пандемия коронавируса повысила престиж, казалось бы, устаревшей специальности – эпидемиологов. Это врачи, которые исследуют закономерности распространения заболевания и разрабатывают профилактические меры, чтобы остановить массовое заражение.

По информации Минздрава, в стране не хватает около 800 эпидемиологов. Причина дефицита кадров – низкая зарплата.

Доктор медицинских наук, эпидемиолог Сакен Амреев говорит, что эта профессия во всём мире считается престижной. Такой она была и у нас, когда санэпидслужба была отдельной организацией со штатом по 20-30 человек в каждой области, городе. После реформ в здравоохранении в филиалах работает по 5-6 человек – юрист, финансист, водитель и пара врачей.

"Санитарно-эпидемиологическая служба была лучшим достижением советского здравоохранения, а сейчас там остались рожки да ножки. Неудачные реформы в здравоохранении привели к деградации этой специальности. И пандемия оголила все наши недостатки. На блокпостах должны стоять именно эпидемиологи, а туда поставили медработников разных направлений, потому что не хватает специалистов", – говорит профессор.

Читайте также: Надбавка медикам за работу в борьбе с Covid-19. Как считают премию и почему довольны не все?

Минздрав уже объявил о том, что в срочном порядке будут готовить 300 эпидемиологов в Казахстане. Однако Сакен Амреев уверен, что быстро подготовить специалистов не получится.

"Эпидемиология – серьёзная наука. Специалист должен знать и эпидемиологию, и вирусологию, и диагностику лечения. Поэтому срочно не получится. Нужно восстанавливать кафедру эпидемиологии. Раньше был и санитарно-гигиенический факультет, сейчас его нет. Ситуация схожа с закрытием педиатрического факультета. К чему мы пришли? Пошли серьёзные патологии у детей, остались без педиатров, в итоге восстановили факультет, а всё потому, что в медицине неактуальных проблем нет", – подчёркивает Сакен Амреев.

Поняли, что тяжело учить собственного ребёнка

Мамам и папам пришлось принимать активное участие в образовании детей. И это оказалось не самой лёгкой задачей. Карантин показал, что быть родителем 24 часа в сутки сложно, намного легче было отдать ребёнка в детский сад и школу, где его образованием займутся специалисты.

"Детям нужен учитель, которого они видят вживую: его голос, интонации, чтобы до них доходила главная мысль.То, что по телевизору проговорила незнакомая женщина, не усваивает ребёнок. Родителям приходится что-то объяснять, заглядывать в Google. Мы не обладаем тем объёмом знаний, каким обладает учитель", – написала родительница Бота Смаилова в Facebook.

Читайте также: Почему учителя могут стать новыми рок-звёздами

"Раньше я часто и, как мне казалось, обоснованно критиковала учителей. Я считала, что именно наша учительница не справляется со своей работой. Два месяца обучения на дому изменили моё мнение. Я вынесла для себя урок: быть учителем крайне сложно. Если я испытываю трудности с обучением одного ребёнка, то представьте, как тяжело учителю, перед которым 40 таких же детей, как мой ребёнок. И очень жаль, что профессия учителя в Казахстане не ценится. На специальность учителя идут по остаточному принципу", – добавляет мама третьеклассницы Жанар Рахметова.

Поняли, как важно соблюдать личную гигиену

Страх заражения научил людей чаще мыть руки. Держать в кармане антисептик стало обычным явлением. Некоторые пошли дальше: они обрабатывают даже покупки из магазина.

"Люди повысили свою санитарную грамотность, потому что об этом постоянно стали говорить в СМИ. Напоминать об этом нужно было всегда, независимо от коронавируса. Почему какую-то конфету рекламируют по 1000 раз, а о таких вещах раньше говорили мало? Это элементарная культура – соблюдать чистоту и выполнять рекомендации врачей", – считает профессор Сакен Амреев.

Читайте также: Почему карантин недопустим при второй волне Covid-19 и кто выиграет от пандемии. Мнения экспертов

Чиновники от здравоохранения должны подумать и о других рисках.

"К примеру, есть инфекции, которые передаются через воду, поэтому люди должны пить чистую воду, которую сейчас в Казахстане пьёт только 45% населения. Чистой водой полностью людей не обеспечили. Эти вопросы сейчас тоже нужно поднимать", – говорит Сакен Амреев.

Поняли, что удалённая работа эффективна

Работа "на удалёнке" показала, что можно экономить на аренде офиса, общественном транспорте и "перекусах" в столовых и кафе. Некоторые компании решили сохранить дистанционный режим на постоянной основе для всего коллектива либо для какой-то его части.

К примеру, руководство АО "Казпочта" после карантина оставит на удалённом режиме 30% работников. По словам управляющего директора по персоналу Акмарал Найзабековой, такие планы у компании были раньше. Карантин заставил претворить их в жизнь сейчас.

"Сотрудники улучшили цифровые навыки, потому что стали осваивать новые программы, быстро перестраиваться. Также они не отвлекались на различные совещания, хождение в офисе, ожидания в очередях, а сконцентрировались на работе. Для нас это значительная экономия денег на аренде офиса", – поясняет Акмарал Найзабекова.

Читайте также: Европа выходит на улицу: как выглядит жизнь после карантина

PR-компания TBD тоже отдала предпочтение дистанционному режиму. Самый главный плюс – спокойствие сотрудников, особенно тех, у кого маленькие дети.

"Раньше им нужно было идти в офис к 10.00, потом в обед кормить детей и снова на работу, вечером забирать из детсада. А когда дети болеют – ещё сложнее. Сотрудник никогда не будет эффективным, если работает и одновременно думает о том, что ему нужно бежать ребёнка кормить. Тревожась о детях, находясь в стрессе, он не будет погружаться в работу", – говорит директор компании Жанар Бекбасова.

Поняли, что нужно повышать цифровую грамотность

Практически каждый казахстанец, у которого есть доступ в интернет, использовал новые сервисы, появившиеся в период пандемии. Начиная от получения разрешения на передвижение в городе, заканчивая оформлением пособия от государства.

Цифровизация, о которой много говорили, стала в этот момент единственным решением многих проблем. Многие госуслуги экстренно перевели в электронный формат, а люди получили новые навыки, стали использовать веб-инструменты: получать удалённо электронно-цифровую подпись, отправлять заявки. До этого непопулярный в Казахстане мессенджер Telegram побил рекорды по скачиванию, когда в нём запустили сервис по оформлению пособия в 42 500 тенге.

"Цифровая грамотность повысилась ровно настолько, насколько были готовы сервисы к большому потоку новых посетителей. Немаловажную роль здесь сыграла скорость разработчиков, адаптировавших свои решения к новым требованиям рынка. Люди поняли, что можно делать многое из дома, начиная от заказа продуктов, завершая онлайн-репетиторами", – рассказывает IT-предприниматель Мирус Курмашев.

Читайте также: Режим ЧП сняли, карантин – нет. Что изменилось?

Карантин показал, что нынешние мощности не справляются с нагрузкой, не говоря уже об отсутствии интернета в отдалённых сёлах.

Поняли, каким чистым может быть воздух без автомобилей

Как только в городах ограничили движение, экологическая ситуация стала улучшаться. Показатели загрязнённости воздуха это подтверждают.


Мониторинг атмосферного воздуха / Скриншот с сайта apps.kazhydromet.kz

Даже на карте одного из самых загрязнённых городов Казахстана – Алматы появились зелёные значки, что означает низкий уровень загрязнённости воздуха. Ситуация в мегаполисе показательна тем, что здесь нет таких крупных промышленных предприятий, как в Темиртау, Балхаше, Усть-Каменогорске. То есть мы видим явное улучшение экологической ситуации, благодаря запрету на передвижение.


Мониторинг атмосферного воздуха в Алматы / Скриншот с сайта apps.kazhydromet.kz

В Нур-Султане на улицах стали появляться дикие животные. К примеру, возле Дома министерств можно было увидеть зайца.



"Акиматам, особенно Алматы, кардинально менять подходы к развитию транспортной инфраструктуры, больше делать акцент на экомобили, общественный транспорт, электрички, трамваи. Нужно дать людям конституционное право на здоровую окружающую среду", – говорит глава Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьёва.

Переход на экологически чистый бензин международного стандарта – не панацея. На старых авто, которых в Казахстане немало, он будет коптиться так же.

"Природа преобразилась значительно. Мы увидели, как быстро она способна регенерироваться и её загрязнение в Казахстане – не такой запущенный и неотвратимый процесс. Но так же быстро она может вернуться в прежнее состояние. Поэтому с решениями по улучшению окружающей среды акиматам городов не стоит медлить", – считает Айгуль Соловьёва.

Поняли, что фейки могут серьёзно навредить государству и людям

Во время пандемии казахстанцев буквально атаковали фейковые рассылки. Люди верили аудиосообщениям в WhatsApp и картинкам в Instagram, не утруждая себе проверкой данных. Государственным структурам периодически приходилось тратить ресурсы на опровержение ложных сообщений и поимку их авторов. Возник вопрос о важности информационной гигиены: нужно уметь отличать правду от лжи.

Карантин показал, что люди в стрессовой ситуации готовы довериться кому угодно, чем и пользовались онлайн-мошенники.

"В стрессовой ситуации люди не могут анализировать и легко могут попасть в ловушки мошенников, создателей фейков. Старайтесь проверять информацию или искать первоисточник. К примеру, мне прислали сообщение о том, что в Мекке якобы выпал град и каждая градина похожа на коронавирус. Я открыла сайт погоды в Мекке и увидела, что там солнечно, а град был в 2015 году. Насколько он был похож или не похож на коронавирус, большой вопрос", – иронизирует психолог Зульфия Арефьева.

Поняли, что государство может заставить 18 млн человек сидеть дома

Карантин показал, что под страхом заражения и смерти можно заставить 18 млн казахстанцев сидеть дома. Государство получило снижение преступности и научилось следить за гражданами.

За всеми инфицированными Covid-19 и контактными лицами установили контроль. Те, кто находится на домашнем карантине, обязаны установить мобильное приложение, отслеживающее местоположение человека. Пользователь не должен отключать телефон, Wi-Fi, Bluetooth и геолокацию.

Политолог Максим Казначеев говорит, что на самом деле государство уже 10-15 лет умеет отслеживать перемещения отдельно взятого человека, у которого есть сотовый телефон. Но сейчас под благими намерениями схема отрабатывается в больших масштабах.

Читайте также: В Казахстане во время карантина практически узаконили слежку за людьми. Стоит ли этого бояться?

"Люди, которые занимались активной оппозиционной деятельностью, сталкиваются с этим давно. Теперь схему тиражируют, расширяют её применение. Безусловно, у людей, которые с этим сталкиваются впервые, это вызывает возмущение – вполне естественное ощущение, что государство вторгается в личное пространство. Но люди, которые с государством пересекались ранее, знают, что, в принципе, это норма", – говорит Максим Казначеев.

Правда, в Минздраве обещают, что после отмены карантина данные пользователей будут обезличены.