Казахстанские учителя покоряют социальные сети. Тренд заметили в правительстве. С 6 октября по 1 декабря 2022 года Министерство просвещения РК провело конкурс "Учителя Казахстана", во время которого выявили трёх лучших педагогов, обучающих в TikTok. Репортёр Informburo.kz узнал, что сподвигло преподавателей записывать для детей полезные лайфхаки по разным предметам и набирать тысячи лайков.

Чтобы победить в конкурсе, учителя выкладывали в TikTok видеоролики с хэштегами #УчителяКазахстана и #ҚазақстанМұғалімдері. Специалисты показывали юным зрителям, как решать задачи по математике и информатике, как правильно писать по-казахски и многое другое. За почти два месяца ролики с участием преподавателей набрали 190 млн просмотров и стали одними из самых популярных в казахстанском сегменте TikTok.

Как учителя пришли в TikTok

В номинации "Самый креативный учитель" победил педагог из Алматы Мухамади Хасен. Учитель математики стал вести свой блог в начале 2022 года. Тогда его видео ещё не попадали в рекомендованные (#рек), но молодой человек не останавливался, и в марте один из его роликов набрал более 20 тысяч просмотров.

@mobius_math ҰБТ-2022 есебі! #рек #внимание #рек #снгтикток #арыстанонлайн #математикаарыстан #тиктоктаүйренқазақстан @Arystan_academy @Твой Учитель Химии ♬ оригинальный звук - mobius_math

"Я не относился к TikTok серьёзно как к инструменту воспитания. Но потом президент Токаев выступил с идеей создания патриотического проекта в этой социальной сети, и я понял, что тоже могу снимать полезные видео. К тому же, пообщавшись с учениками, увидел, что большинство из них смотрит видео из TikTok и на данной платформе это удобно. В Instagram же сначала не было такого формата как Reels. И я начал записывать видео в TikTok", – рассказал Мухамади Хасен.

Преподаватель снимает лайфхаки для решения задач по математике, и сейчас его ролики набирают в среднем 5-10 тысяч просмотров. Есть видео, которые просмотрели и 100 тысяч человек.

А вот его коллега, математик Бекболат Комолов из Шымкента победил в номинации "Учитель-открытие". До конкурса педагог не выкладывал в ТикТок практически ничего, связанного с его профессией, и редко появлялся этой социальной сети. Но когда узнал о конкурсе, после недолгих колебаний начал записывать ролики, и дело пошло.

Первое же видео с лёгким решением математической задачи набрало более 850 тысяч просмотров.

"Я прочитал про конкурс в Instagram. Ещё сомневался, надо ли мне в нём участвовать, но директор школы, где я работаю, убедила меня это всё-таки сделать, потому как считала, что я смогу проявить себя на этом поприще. Первое видео я записал 26 октября, и оно, что называется, зашло. Так у меня появился интерес к съёмкам образовательного контента", – сказал Бекболат Комолов.

С тех пор число его подписчиков увеличилось с 200 до 9200, а некоторые ролики продолжают набирать сотни тысяч просмотров.

@the_bekbolat01 Математика пәнінен лайфхак 😇#учителяказахстана ##ҚазақстанМұғалімдері #лайфхак #математика #рек #fyp ♬ ayau sybyrlaiyn speed up version - nara

В отличие от своих коллег-мужчин учитель казахского языка и литературы Жансая Мейрбеккызы из Алматы, победившая в номинации "Лучший видеоролик", на своей странице в TikTok рассказывает не только об образовании. В её видео можно найти информацию о личной жизни, о путешествиях, о хобби педагога. Тем не менее основной интерес у зрителей, судя по количеству лайков и просмотров, вызывает всё же образовательный контент.

@zhansaya_teacher Қолданыстағы қате жазылатын сөздер. #қазақстанмұғалімдері #қазақстанмұғалімі #учительказахстана #тикток #рекомендации ♬ оригинальный звук - 𝓩𝓱𝓪𝓷𝓼𝓪𝔂𝓪💎

Ролик, где Жансая демонстрирует самые частые ошибки при написании "сәлеметсіз бе" и "рақмет" набрал более 650 тысяч просмотров. С помощью TikTok и разбора подобных ситуаций учитель очень хотела повысить интерес к своему предмету.

"Я знаю, что TikTok – это платформа, которую часто используют молодые люди, в том числе мои ученики. TikTok позволяет находиться на одной волне с учениками. А находясь на одной волне, вы сможете найти с ними общий язык и привлечь их внимание", – объяснила Жансая Мейрбеккызы.

По её словам, преимущество TikTok перед другими соцсетями в том, что можно снять прямой ответ на комментарии людей. Да и в целом, с точки зрения педагога, на этой площадке много разнообразного креативного контента.

Есть ли польза от этих роликов

Математики также придерживаются мнения, что с учениками в современном мире нужно быть на одной волне.

"В день ребята в среднем 5-6 часов используют телефон, и в основном они сидят в Instagram, в TikTok и на других платформах. И нам важно, чтобы они хотя бы 15 секунд этого времени тратили на полезную информацию и перенимали наши знания. Я, например, стал лучше взаимодействовать с учениками. Они с интересом смотрят то, что я снимаю в TikTok", – отметил Бекболат Комолов.

Кроме TikTok Комолов дублирует ролики в Instagram, но там большого притока подписчиков у него нет. Связано это с тем, предположил учитель, что молодёжи эта социальная сеть уже не так интересна, как раньше. Да и среди взрослых всё больше людей интересуются коротким видеоконтентом, лидером по которому пока является именно китайская платформа.

По словам Мухамади Хасена, видео с решениями тех же задач помогают ученикам готовиться к выпускным экзаменам. Кроме того, методы, которыми делятся преподаватели, благодаря интернету и социальным сетям доходят до самых удалённых аулов, где качество образования далеко не всегда соответствует столичным школам. Кроме того, разговаривая с учениками на доступном для них языке, педагоги их морально ещё и поддерживают, когда родители целыми днями заняты на работе.

Как быть с субординацией

Не теряет ли учитель-блогер свой преподавательский авторитет, уважение учеников? Жансая Мейрбеккызы считает, когда учитель дружит с учениками, дети будут слушать его больше.

"Мои ученики – мои маленькие друзья. Но я могу быть строгим и требовательным учителем, когда это необходимо. Также я всегда в шутку напоминаю ученикам одну поговорку: "Дружба – дружбой, служба – службой", – рассказала педагог.

Математики в свою очередь делают акцент на полезности и уникальности контента. Если на видео, оформленном даже с какой-то весёлой песней, будет важная информация, ученики продолжат относиться к педагогу с уважением, убеждён Мухамади Хасен.

"Субординацию надо сохранять даже на уроке. Плюс надо снимать уникальные видео, не повторяться. Кроме того, я считаю, что нужна специализация. Если блог о математике, там должна быть только математика, без личного контента. И даже если вы шутите в своём блоге, шутки должны быть связаны только с учебным процессом. Тогда ученики продолжат вас адекватно воспринимать", – резюмировал Бекболат Комолов.


Читайте также: