О планах по восстановлению экономики страны в целом и финансового сектора дискутировали финансисты всех уровней на IX Конгрессе финансистов. Рыночный сектор – банкиры, указали чиновникам на проблемы, о которых с официальных трибун вслух пока не говорят. 

Открывая конгресс, председатель Национального банка Ерболат Досаев подчеркнул, что сегодня финансовый сектор стоит перед лицом трёх глобальных вызовов: это инфляция, цифровизация и изменение климата, влекущее за собой необходимость перехода к "зелёной" экономике. "Помимо прямого влияния на климатические условия впереди нас ждут изменения финансового ландшафта с учётом принципов ответственного инвестирования", – добавил Досаев.

Именно с учётом этих вызовов разработана и утверждена Стратегия денежно-кредитной политики до 2030 года, которая состоит "из трёх ключевых направлений – усиление институциональной и операционной основы проведения денежно-кредитной политики, развитие финансового сектора как эффективного посредника и проводника монетарной политики, а также дальнейшая диверсификация экономики с повышением контрцикличности макроэкономической политики".

Сейчас, напомнил Досаев, Нацбанк принимает меры по стабилизации инфляционного давления, которое наблюдается во всем мире. Комплекс системных и превентивных мер со стороны и Нацбанка и правительства должен дать результат к середине следующего года – именно на вторую половину 2022 года Нацбанк ожидает стабилизации инфляции у верхней границы целевого коридора 4-6%.


Читайте также:


Не менее важна работа по возврату к рыночному финансированию экономики "с устранением перекосов в ценообразовании на финансовых рынках". Выделенные государством средства на стимулирование деловой активности, поддержку занятости и развитие инфраструктуры сделали своё дело – экономика страны вернулась к допандемическому уровню, и её рост по итогам 10 месяцев составил 3,5%. Поэтому Нацбанк запланировал до конца текущего года завершить Программу льготного кредитования субъектов предпринимательства в целях поддержки предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях экономики, Дорожную карту занятости, ипотечную программу "Баспана хит". В 2022 году Национальный банк продолжит реализацию программы "Экономика простых вещей" и Программы льготной ипотеки "7-20-25". 

"Льготное финансирование, не зависящее от рыночной ставки, создаёт искажение стоимости денег в экономике и конкуренции как на финансовом рынке, так и в бизнес-среде. Правительство также признаёт эти факторы и планирует принять пятилетнюю дорожную карту по постепенному отходу от нерыночных инструментов господдержки, искажающих реальную стоимость кредитных средств.

В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики Национальный банк в соответствии с объявленными ранее сроками первым начинает выход из государственных программ поддержки экономики, планируя прекратить своё участие до 2025 года. Однако с учётом темпов восстановления экономики мы не исключаем досрочного завершения основных программ к концу 2023 года", – заявил Досаев. 


Читайте также: 2,8 трлн тенге было влито в экономику РК через Нацбанк за последние три года


Вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков со своей стороны перечислил пять ключевых направлений, необходимых для восстановления экономики и перехода на новый уровень её развития. Это обеспечение роста инвестиций в основной капитал, строительство инфраструктуры, развитие человеческого капитала, акцент на цифровых решениях и переход к цифровой экономике, а также развитие конкуренции, разгосударствление, переход к новой регуляторной политике в отношении бизнеса. 

"Для стимулирования притока инвестиций будут приняты меры по повышению уровня защиты прав инвесторов, улучшению инфраструктуры и улучшению качества регулирования инвестиционной деятельности. Для инвесторов, реализующих значимые для экономики инвестиционные проекты, будут предоставлены особые условия и порядок предоставления льгот и преференций, которые, в том числе, будут реализованы в рамках права МФЦА. Основой для благоприятного инвестклимата будет служить поддержание макроэкономической, налогово-бюджетной и финансовой стабильности, в том числе вхождение в коридор по инфляции. Инвестиционные политики будут реализованы в текущих отраслевых политиках, в частности в мерах по обеспечению роста обрабатывающей промышленности, секторе АПК. В целом целевой коридор направлен на то, чтобы довести инвестиции в основной капитал до уровня 30% от ВВП к 2025 году", – обозначил он логику действий правительства. 

Вряд ли чиновников порадовало замечание председателя правления АО "Народный банк Казахстана" Умут Шаяхметовой, которая заметила, что на протяжении как минимум последних пяти лет именно об этих приоритетах и говорится, однако ситуация не меняется и проблемы не решаются. 

"Давайте поймём, почему ситуация не очень хорошо развивается. Есть внешние факторы, такие как кризисы и макроэкономические явления пандемии, но есть и внутренние моменты, которые нам необходимо лучше отрабатывать", – предложила она. 

Глава "Народного" обозначила несколько тенденций. Одна из ключевых – это отношение тенге к нефти, доллару и рублю. "Мы видим, что курс тенге по отношению к доллару не особо волатильный, и соответственно, внешние факторы не сильно влияют на формирование курса по отношению тенге/доллар. Мы сейчас видим последнее влияние: по отношению к рублю идёт ослабление, при этом рубль укрепляется на фоне повышения цен на нефть", – констатировала Шаяхметова. 

Есть у банкиров вопросы и к регуляторной политике. Базовая ставка в Казахстане не является настолько гибкой, как даже в соседних странах. И как следствие, при наличии большой ликвидности у отечественных банков (по оценкам Шаяхметовой, это около 4 трлн тенге), доля банков в кредитовании экономики снижается, и сегодня составляет 21%. Причём половина из этих 21% – это кредитование физических лиц. 


Читайте также:


"Почему банки не кредитуют экономику? Потому что у нас внутри есть проблема по заёмщикам, по компаниям, которые готовы модернизировать, инвестировать, расширять. Мы даём льготы для внешних инвесторов, но наверное, нужны такие же льготы равные для внутренних инвесторов, в принципе, они тоже есть, – считает Шаяхметова. – Если говорить о предыдущих 2-3 годах, когда ситуация была более благоприятная, однако этого спроса на кредитование, вложение в производственные мощности мы не наблюдали. Несколько факторов – это конкурентоспособность нашей экономики по отношению к России: идёт увеличение импорта российского товара, и казахстанские производства становятся менее конкурентоспособными.

Последние два года, когда ставки в России были очень низкими, на уровне 4,25%, происходил арбитраж. То есть было дешевле занимать в рублях и в России, чем у нас в Казахстане при нашей базовой ставке выше 9%. Соответственно, уже даже в кредитовании мы видим большую долговую нагрузку на наших казахстанских заёмщиков по отношению к российским. Мы видим, что это также отражается в "рублезации" экономики.

Если раньше была долларизация, то сегодня есть вопрос рублезации. И объём торгов рублём на бирже вырос в три раза за последние два года. Мы также видим рост финансирования со стороны российских банков в рублях наших казахстанских заёмщиков. Ну и о чём говорить, если даже Министерство финансов занимается в рублях, в прошлом году мы видели эти выпуски", – заключила Шаяхметова.

Она отдельно остановилась на участии государства в программах финансирования, подчеркнув, что пора прекращать такие массовые программы поддержки. Даже рост потребительского кредитования (а сегодня 53% банковского портфеля составляют заёмщики – физические лица) обусловлен именно участием государства в программах финансирования. Между тем, напомнила Шаяхметова, фактически потребительское кредитование – это преимущественно покупка импортного товара.

"И мы своими деньгами государственными финансируем чужие экономики", – подчеркнула эксперт.

Председатель правления Kaspi.kz Михаил Ломтадзе обратил внимание на перспективы современного, цифрового развития финансового сектора. Потенциал в этой сфере огромный, однако для того, чтобы он мог реализоваться в полной мере, необходимо изменить подходы к регулированию сектора. 

"Первое предложение – это дать возможность финансовым институтам приобретать активы, которые помогут им в создании и развитии бизнеса. (…) Большое количество активов, возможно, коммерческие банки захотят приобрести, и это даст возможность и расширить бизнес, создать более инновационные сервисы. Конечно, здесь надо осторожно, потому что приобретения делаются за счёт вкладчиков. Поэтому регулирование всё равно нужно, но наверное, в этом направлении имеет смысл облегчить", – предложил Ломтадзе. 

Второе предложение – направление открытых банковских платформ. Расширение доступа к банковской информации, полагает Ломтадзе, позволит создавать инновационные сервисы и повысит конкуренцию. 

Третье предложение, как заметил сам глава Kaspi.kz, вряд ли будет поддержано его коллегами по банковскому сектору, однако он сам считает, что это необходимо – "дать возможность технологическим компаниям точно так же получить доступ к банковской информации". 

"Чего мы боимся? Почему банковский сектор Казахстана боится конкуренции с иностранными банковскими или технологическими компаниями? Надо облегчить им вход на казахстанский рынок. От этого выиграет потребитель, от этого будет конкуренция. Я думаю, в последние 2-3 года мы друг друга расшевелили, все занялись диджитализацией. Если зайдут иностранные компании технологические, финансовые, мы ещё быстрее будем развиваться", – заявил он. 

Конгресс финансистов в Казахстане проводится ежегодно, и является платформой для обсуждения актуальных вопросов развития финансового сектора страны. 


Читайте также: