2 триллиона за обслуживание: сколько Казахстан тратит на свои долги

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com

Расходы бюджета на обслуживание внешнего долга страны выросли.

Ассоциация финансистов Казахстана представила обзор консолидированного бюджета за 9 месяцев 2021 года. Цифры подтверждают: экономическая ситуация после практически полной остановки в 2020 году, сейчас начинает выправляться. 

ВВП страны за январь-сентябрь вырос на 3,4%. На фоне рекордных цен на рынке энергоресурсов и высокой экономической активности в стране налоговые поступления в консолидированный бюджет также значительно возросли. 

Инфографика Ассоциации финансистов Казахстана

За 9 месяцев 2021 года было собрано 9 трлн тенге налогов. Это на 31%, или на 2,1 трлн тенге, выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Суммарные доходы консолидированного бюджета в этом году составили 10,6 трлн тенге – на 23% больше, чем за 9 месяцев прошлого года.

Наибольшее увеличение налоговых поступлений, как в абсолютных, так и в относительных параметрах, отмечается в республиканском бюджете. Перевыполнены поступления по корпоративному подоходному налогу (КПН), налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства (НДС на ТПВ). Таким образом, за три квартала текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 76% (по итогам года планируется собрать 12 трлн тенге налогов). В аналогичном периоде прошлого года показатель составил 69%.

Вместе с тем, в АФК отмечают, что значительно выросли и расходы бюджета – на 10,4%, или 1,3 трлн тенге, – до 14,2 трлн тенге, что превышает доходную часть консолидированного бюджета на 34%, или 3,6 трлн тенге. 

Инфографика Ассоциации финансистов Казахстана

"Более половины указанного прироста (51%, или 677 млрд тенге) приходится на расходы по обслуживанию и погашению долга. Суммарные расходы на эти статьи превысили 2 трлн тенге, что составляет 14% от всех расходов консолидированного бюджета. Для сравнения, в прошлом году показатель составил 1,3 трлн тенге, или 10%", – говорится в обзоре.

Важно отметить, что для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на 2,9 трлн тенге. При этом годовой план привлечений составляет 3,9 трлн тенге (за 9 месяцев 2021 года план исполнен на 76%).

Это весьма тревожная тенденция – рост долговой нагрузки. Несмотря на то что расходы бюджета, значительно превышающие его доходную часть, в меньшей степени покрываются привлечением займов, уровень долговой нагрузки и расходы на обслуживание и погашение долга возрастают. Сейчас госдолг вырос до 29% к ВВП (и на начало 2022 года прогнозируется его рост до 31%). Расходы на обслуживание этого долга выросли с 10% в прошлом году до 14%. На этом фоне ограничение по потолку госдолга было повышено почти в два раза – до 50% к ВВП в актуальном Прогнозе социально-экономического развития на 2022-2026 годы, тогда как ранее, в прогнозе на 2019-2023 годы, он ограничивался порогом в 27%. 

"Ситуация с государственным долгом Республики Казахстана бурно обсуждается с начала года и не раз поднимались вопросы о том, что в Казахстане уровень госдолга достиг критической отметки. Однако если подробно разобраться, а именно в деталях, то становится ясно, что несмотря на рост уровня государственного долга, он ещё не является критичным для Казахстана. Начнём с того, что, по данным Нацбанка РК, весь внешний долг Республики Казахстан по состоянию на 1 июля 2021 года составил около 166 млрд долларов, что эквивалентно 97,7% ВВП, если брать в расчёт номинальный ВВП Казахстана в 2020 году. Однако к внешнему долгу государственного сектора в расширенном определении относится лишь 9,4% всего внешнего долга, что и отражает внешний долг государства. Остальной же внешний долг состоит из прямых инвестиций и межфирменной задолженности (60%), долгов других секторов (25,9%) и Центрального банка (1%). Поэтому, с точки зрения внешнего заимствования, наше государство имеет хороший запас прочности. Другое дело, что общий государственный долг, включая внешние и внутренние заимствования, составил 29% ВВП", – сказал аналитик AERC Галымжан Айтказин. 

Рост расходов на обслуживание долга, по его мнению, пока также не настолько критичен, чтобы бить в набат. 

"Необходимо понимать, что практика заимствования для государства является распространенным способом финансирования государственного бюджета. Более того, учитывая низкую внешнюю задолженность государства (9,4% от всего внешнего долга страны) и хорошие показатели роста доходной части бюджета, а также снижение трансфертов из Нацфонда можно утверждать, что текущий уровень госдолга не является критичным для экономики Казахстана.

Если же учитывать международную практику, то с начала пандемии многие государства, как развитые, так и развивающиеся, были вынуждены увеличить заимствование для покрытия дефицита госбюджета и увеличение расходов для смягчения последствий пандемии. Таким образом, заимствование для государства является одним из инструментов финансирования расходов, но это не значит, что к нему можно относиться пренебрежительно и безответственно. Однако в случае Казахстана, учитывая в целом низкий уровень государственного долга и, в частности, внешнего государственного долга, можно с уверенностью сказать, что на текущий момент правительство Казахстана способно комфортно обслуживать свои долги и при этом не полагаясь исключительно на Нацфонд", – уверен аналитик. 

В АФК отмечают, что рекордные цены на энергоресурсы в сочетании с быстрым восстановлением экономической активности в стране способствуют значительному росту налоговых поступлений. С одной стороны, полагают финансисты, это снизит зависимость доходной части бюджета от поступлений из Нацфонда в преддверии планируемого внедрения контрцикличного фискального правила в бюджетное законодательство с 2023 года, а также ослабит необходимость дальнейшего увеличения долгового бремени.

Инфографика Ассоциации финансистов Казахстана

Однако, с другой стороны, резкий рост доходов может отрицательно повлиять на бюджетную дисциплину и реализацию планов по снижению высокой доли государства в экономике (до 14% к 2026 году), сохранив при этом высокую чувствительность доходов бюджета к изменениям конъюнктуры сырьевого рынка.

Отметим, что уже потраченная сумма на обслуживание госдолга составила почти половину привлекаемых в 2021 году средств из Национального фонда. Так, объём трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет за 9 месяцев составил 3,4 трлн тенге из запланированных на текущий год 4,6 трлн тенге. Напомним, в 2020 году объём трансфертов из Нацфонда составлял 4,8 трлн тенге.


Читайте также:


 

Новости партнеров