Проект стратегии развития Алматы до 2050 года представил Сагинтаев. Что в ней нового?
Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев представил проект стратегии "Алматы-2050". Горожане могут оставить свои предложения и замечания на сайте стратегии.
Новый проект развития "Алматы-2050", так же, как и действующий план до 2020 года, состоит из семи главных пунктов, но уже других по звучанию и содержанию:
- Город без окраин.
- "Умный" город.
- Город равных возможностей.
- Безопасный город.
- Зелёный город.
- Глобальный деловой центр.
- Культурный креативный город.
Informburo.kz рассказывает, что нового в проекте развития крупнейшего города страны и какие направления будут приоритетными.
Город без окраин: в Алматы появится новый центр Downtown
Проблема. Сейчас центральные районы города более развиты по сравнению с окраинами и районами в нижней части севернее проспекта Райымбека. В верхних районах сосредоточено:
- 60% объектов образования;
- 17 из 19 театров;
- 31 из 33 музеев;
- 13 из 18 парков.
На окраинах же в 23 микрорайонах нет центрального водоснабжения, не освещены 30% улиц.
Читайте также: "Смотреть глазами жителей". Что думает Бакытжан Сагинтаев о настоящем и будущем Алматы
Решение. Для ликвидации разрыва между верхним и нижним Алматы город будет развиваться полицентрично: главным образом в нижней части города и на окраинах. Вместо промышленных площадок, ветхого жилья построят новостройки и коммерческие площади. Застройку будут вести компактно, чтобы жилые дома, офисы, магазины, детские сады, парки находились в шаговой доступности жителей окраин.
Всех обеспечат централизованным водоснабжением, газом и освещением, 100% дворов благоустроят.
Будет создан новый деловой центр города (Downtown), где откроют парк мирового уровня, а также основной транспортный узел.
"Восточные ворота" станут жилым районом вблизи Талгара с перспективой стать новым районным центром.
"Южные ворота" – жилой район на границе с Карасайским районом.
"Северные ворота" – промзоны и железнодорожные ветки.
"Западные районы" – жилая зона, в которой расположится крупный районный центр.
Сеть общественного транспорта свяжет районы между собой и избавит от пробок на дорогах. До конца 2021 года завершат строительство станций "Сарыарка" и "Достык". Начнётся реализация проектов по развитию пригородного сообщения – БРТ, ЛРТ, электрички.
Алматы станет городом без физических, социальных и ментальных барьеров, разделяющих его на благополучный "верх", промышленный "низ" и неразвитые окраины.
Жить и трудиться будет комфортно в любой части города: не нужно будет ехать через весь Алматы, чтобы попасть на работу, получить качественные медицинские услуги или отвезти детей в хорошую школу.
"Умный" город: создадут "цифровой двойник" Алматы
Проблема. По данным исследования 2016 года, горожане передвигаются:
- 19% – пешком;
- 1% – на велосипеде;
- 39% – на общественном транспорте;
- 41% – на автомобилях.
Кроме того, в городе происходит почти 30% всех ДТП по республике. Есть риски землетрясений, оползней, селей, пожаров и иных ЧС.
Решение. В городе продолжится программа нулевой смертности на дорогах Vision Zero. Власти планируют развивать транспортное сообщение между городом и областью (электричка, легкорельсовый транспорт), улучшать логистику для грузовых перевозок. Создадут интеллектуальную транспортную систему, которая будет распределять транспортные потоки.
Читайте также: Алматы вслед за Нью-Йорком и Лондоном принимает шведскую программу Vision Zero. Что изменится в городе?
Будет создан "цифровой двойник" города с оцифровкой объектов и жителей. К единой информационной экосистеме подключат датчики, камеры, сети, хранилища данных и другие "умные" устройства. Все они будут связаны между собой в "центральную нервную систему города" – Big Data Almaty.
Система будет отслеживать:
- изменение погоды;
- экологическую обстановку;
- состояние городской инженерной и дорожнотранспортной инфраструктуры;
- ситуацию на улицах и городских объектах;
- другие параметры.
С помощью искусственного интеллекта планируют автоматически управлять городской инфраструктурой, мгновенно предупреждать о любых рисках и помогать грамотно регулировать развитие города.
Цифровая инфраструктура снизит уровень преступности, повысит безопасность дорожного движения и предупредит чрезвычайные ситуации. Будут применяться интеллектуальные системы видеонаблюдения, видеоаналитики и распознавания лиц.
Город равных возможностей: каждый сможет осуществить "алматинскую мечту"
Проблема. С 2012 года средняя реальная зарплата горожан снизилась на 3,7%. При этом средняя зарплата в Медеуском районе в верхней части Алматы в 2 раза выше, чем в Наурызбайском, расположенном ниже.
Более 80% алматинцев не могут себе позволить жильё в ипотеку, поэтому вынуждены жить в съёмных квартирах либо строить или покупать недорогие частные дома.
Решение. В стратегии развития Алматы планируют превратить в город с равными возможностями для всех, где каждый может осуществить свою "алматинскую мечту".
Читайте также: Первые сто дней акима Бакытжана Сагинтаева на пути к "алматинской мечте"
У каждого горожанина будет возможность получить доступное жильё, а социальная система поможет любому, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Будет по-прежнему поддерживать социально уязвимых граждан: многодетных матерей, пожилых и больных людей, молодёжь, безработных. Им будут предоставлять материальную помощь, работу, жильё, образование.
Жители будут принимать активное участие в жизни города, распределении бюджетных средств и управлении городскими проектами.
Людям с особыми потребностями обеспечат свободный и безопасный доступ ко всем объектам. Для них в городе создадут специальные рабочие места.
Безопасный город: все улицы и дворы осветят
Проблема. В Алматы живёт 10% населения страны, но совершается более 21% преступлений.
Решение. В проекте предлагается осветить все улицы, дворы, парки и другие общественные места. По плану Алматы станет городом с низким уровнем преступности, где жители и гости смогут чувствовать себя в безопасности в любом районе и в любое время суток.
Читайте также: Алматинцы написали Токаеву 4000 писем, по которым президент дал 22 поручения. О чём они?
Дорожно-транспортную и инженерную инфраструктуру спроектируют так, чтобы свести риски для жизни и благополучия граждан к нулю.
Так как Алматы находится в сейсмоопасной зоне, то планируют применять современные технологии мониторинга, анализа и предупреждения о ЧС.
Зелёный город: ТЭЦ-2 модернизируют до 2030 года
Проблема. Ежегодно на территории города выбрасывается более 122 тысяч тонн вредных веществ:
- 65% выбросов приходится на транспорт;
- 27% выбросов даёт ТЭЦ-2;
- остальное – другие источники загрязнения, в том числе дома, которые отапливают углём.
Из 2,23 млн деревьев 1,68 млн признаны здоровыми, почти 25% находятся в аварийном и ослабленном состоянии.
Решение. Власти предлагают сделать из Алматы город-сад: зелёный, ухоженный, красивый, с просторными парками, широкими пешеходными улицами, уютными бульварами и аллеями. По программе "Жасыл Алматы" посадят 1 млн деревьев и модернизируют до 2030 года ТЭЦ-2.
Рекам города вернут их природную естественность. Создадут экокоридоры вдоль главных рек города (Есентай, Большая Алматинка, Малая Алматинка). Они станут водно-зелёными коридорами, вдоль которых будут гулять горожане и туристы.
"Вместо бензиновых и дизельных автомобилей любимыми видами транспорта алматинцев станут троллейбусы, скоростной трамвай и метро. Будет создана "зелёная сеть" города, в которую войдут новый рекреационный парк мирового класса и речной коридор, пересекающий город от предгорий до низин и поддерживающий естественную вентиляцию города", – сказано в стратегии.
Горы защитят от застройки. Создадут зоны, свободные от транспорта или с низким уровнем выбросов. Для электрокаров и авто на газе построят инфраструктуру. Сократят площади полигонов ТБО.
Глобальный деловой центр: в Алматы планируют построить новый аэропорт
Проблема. Алматы всегда был экономически развитым городом, но последние годы экономика растёт только за счёт прироста населения: в 2018 году валовый региональный продукт (ВРП) вырос всего на 3% – ровно на уровень прироста населения.
Снижается доля финансовой, профессиональной, научной, технической деятельности и информационных коммуникационных технологий. Увеличивается только торговля. Город начал серьёзно отставать от многих региональных конкурентов в такой традиционно сильной своей сфере, как финансовые услуги.
Читайте также: Какие незавершённые проекты Байбек оставил Сагинтаеву
Без повышения производительности труда Алматы рискует утратить свои лидирующие экономические позиции в стране.
Решение. Нужно постепенно сокращать долю торговли и развивать научно-технические услуги, сферы финансов и страхования, информационно-коммуникационных технологий.
Перспективное направление – туризм, который сможет развить 30 смежных отраслей, начиная от авиа- и железнодорожных перевозок и заканчивая производством сувениров.
Алматы восстановит свои позиции в качестве финансового центра. Для поддержки глобальных компаний планируют развивать дистанционное оказание услуг: оффшоринг и аутсорсинг, а также фондовый рынок и выпускать муниципальные облигации для финансирования проектов в сфере ЖКХ, строительства городской инфраструктуры и социальных объектов.
Планируют строительство нового аэропорта, а на стыке БАКАД, скоростной трассы Алматы – Капшагай, авто- и ж/д магистралей Западная Европа – Западный Китай – мультимодального транспортно-логистического распределительного центра.
Основная задача Алматы – оставаться и далее одним из основных драйверов экономического роста Казахстана. Город будет глобальным деловым центром международной торговли и финансов в центре Нового шёлкового пути.
Культурный креативный город: откроют высшую школу для обучения гибридным профессиям
Проблема. В Алматы доля креативных индустрий от общего числа предприятий составляет лишь 6,3%.
Читайте также: Сагинтаев говорил с алматинцами в каждом районе. Как прошла завершающая встреча в "Атакенте"
Кроме того, наблюдается "утечка мозгов". По данным опроса горожан в возрасте 14-35 лет о готовности уехать, респонденты ответили:
- не собираюсь уезжать из Алматы – 55,8%;
- иногда подумываю над этим вопросом – 19,3%;
- в последнее время всё чаще об этом думаю – 12,8%;
- собираюсь уехать в ближайшее время – 9,9%;
- затрудняюсь с ответом – 2,2%.
Решение. В новом проекте креативная экономика станет одним из основных драйверов роста и благосостояния города. Основными креативными индустриями будут:
- музыка;
- литература;
- театр;
- опера и балет;
- мода;
- кино и анимация;
- новые медиа и цифровая культура;
- современное искусство;
- индустрия развлечений;
- архитектура и дизайн;
- игры и киберспорт;
- реклама.
Существующие объекты культуры переформатируют: в музеях и библиотеках создадут современные общественные зоны, культурные кластеры, арт-пространства и интеллектуальные хабы. Проведут реставрацию и реконструкцию знаковых культурных комплексов и сакральных объектов. На базе креативных хабов откроют Алматинскую высшую школу, которая будет обучать гибридным профессиям.
Для того чтобы реализовать новую стратегию развития, власти планируют изменить закон об особом статусе Алматы.