Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев представил проект стратегии "Алматы-2050". Горожане могут оставить свои предложения и замечания на сайте стратегии.

Новый проект развития "Алматы-2050", так же, как и действующий план до 2020 года, состоит из семи главных пунктов, но уже других по звучанию и содержанию:

  1. Город без окраин.
  2. "Умный" город.
  3. Город равных возможностей.
  4. Безопасный город.
  5. Зелёный город.
  6. Глобальный деловой центр.
  7. Культурный креативный город.

Informburo.kz рассказывает, что нового в проекте развития крупнейшего города страны и какие направления будут приоритетными.

Город без окраин: в Алматы появится новый центр Downtown

Проблема. Сейчас центральные районы города более развиты по сравнению с окраинами и районами в нижней части севернее проспекта Райымбека. В верхних районах сосредоточено:

  • 60% объектов образования;
  • 17 из 19 театров;
  • 31 из 33 музеев;
  • 13 из 18 парков.

На окраинах же в 23 микрорайонах нет центрального водоснабжения, не освещены 30% улиц.


Читайте также: "Смотреть глазами жителей". Что думает Бакытжан Сагинтаев о настоящем и будущем Алматы


Решение. Для ликвидации разрыва между верхним и нижним Алматы город будет развиваться полицентрично: главным образом в нижней части города и на окраинах. Вместо промышленных площадок, ветхого жилья построят новостройки и коммерческие площади. Застройку будут вести компактно, чтобы жилые дома, офисы, магазины, детские сады, парки находились в шаговой доступности жителей окраин.

Всех обеспечат централизованным водоснабжением, газом и освещением, 100% дворов благоустроят.

Будет создан новый деловой центр города (Downtown), где откроют парк мирового уровня, а также основной транспортный узел.

"Восточные ворота" станут жилым районом вблизи Талгара с перспективой стать новым районным центром.

"Южные ворота" – жилой район на границе с Карасайским районом.

"Северные ворота" – промзоны и железнодорожные ветки.

"Западные районы" – жилая зона, в которой расположится крупный районный центр.

Сеть общественного транспорта свяжет районы между собой и избавит от пробок на дорогах. До конца 2021 года завершат строительство станций "Сарыарка" и "Достык". Начнётся реализация проектов по развитию пригородного сообщения – БРТ, ЛРТ, электрички.

Алматы станет городом без физических, социальных и ментальных барьеров, разделяющих его на благополучный "верх", промышленный "низ" и неразвитые окраины.

Жить и трудиться будет комфортно в любой части города: не нужно будет ехать через весь Алматы, чтобы попасть на работу, получить качественные медицинские услуги или отвезти детей в хорошую школу.

"Умный" город: создадут "цифровой двойник" Алматы

Проблема. По данным исследования 2016 года, горожане передвигаются:

  • 19% – пешком;
  • 1% – на велосипеде;
  • 39% – на общественном транспорте;
  • 41% – на автомобилях.

Кроме того, в городе происходит почти 30% всех ДТП по республике. Есть риски землетрясений, оползней, селей, пожаров и иных ЧС.

Решение. В городе продолжится программа нулевой смертности на дорогах Vision Zero. Власти планируют развивать транспортное сообщение между городом и областью (электричка, легкорельсовый транспорт), улучшать логистику для грузовых перевозок. Создадут интеллектуальную транспортную систему, которая будет распределять транспортные потоки.


Читайте также: Алматы вслед за Нью-Йорком и Лондоном принимает шведскую программу Vision Zero. Что изменится в городе?


Будет создан "цифровой двойник" города с оцифровкой объектов и жителей. К единой информационной экосистеме подключат датчики, камеры, сети, хранилища данных и другие "умные" устройства. Все они будут связаны между собой в "центральную нервную систему города" – Big Data Almaty.

Система будет отслеживать:

  • изменение погоды;
  • экологическую обстановку;
  • состояние городской инженерной и дорожнотранспортной инфраструктуры;
  • ситуацию на улицах и городских объектах;
  • другие параметры.

С помощью искусственного интеллекта планируют автоматически управлять городской инфраструктурой, мгновенно предупреждать о любых рисках и помогать грамотно регулировать развитие города.

Цифровая инфраструктура снизит уровень преступности, повысит безопасность дорожного движения и предупредит чрезвычайные ситуации. Будут применяться интеллектуальные системы видеонаблюдения, видеоаналитики и распознавания лиц.

Город равных возможностей: каждый сможет осуществить "алматинскую мечту"

Проблема. С 2012 года средняя реальная зарплата горожан снизилась на 3,7%. При этом средняя зарплата в Медеуском районе в верхней части Алматы в 2 раза выше, чем в Наурызбайском, расположенном ниже.

Более 80% алматинцев не могут себе позволить жильё в ипотеку, поэтому вынуждены жить в съёмных квартирах либо строить или покупать недорогие частные дома.

Решение. В стратегии развития Алматы планируют превратить в город с равными возможностями для всех, где каждый может осуществить свою "алматинскую мечту".


Читайте также: Первые сто дней акима Бакытжана Сагинтаева на пути к "алматинской мечте"


У каждого горожанина будет возможность получить доступное жильё, а социальная система поможет любому, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Будет по-прежнему поддерживать социально уязвимых граждан: многодетных матерей, пожилых и больных людей, молодёжь, безработных. Им будут предоставлять материальную помощь, работу, жильё, образование.

Жители будут принимать активное участие в жизни города, распределении бюджетных средств и управлении городскими проектами.

Людям с особыми потребностями обеспечат свободный и безопасный доступ ко всем объектам. Для них в городе создадут специальные рабочие места.

Безопасный город: все улицы и дворы осветят

Проблема. В Алматы живёт 10% населения страны, но совершается более 21% преступлений.


Показатели преступности Алматы и Казахстана

Показатели преступности Алматы и Казахстана / Скриншот с сайта almaty-2050.kz

Решение. В проекте предлагается осветить все улицы, дворы, парки и другие общественные места. По плану Алматы станет городом с низким уровнем преступности, где жители и гости смогут чувствовать себя в безопасности в любом районе и в любое время суток.


Читайте также: Алматинцы написали Токаеву 4000 писем, по которым президент дал 22 поручения. О чём они?


Дорожно-транспортную и инженерную инфраструктуру спроектируют так, чтобы свести риски для жизни и благополучия граждан к нулю.

Так как Алматы находится в сейсмоопасной зоне, то планируют применять современные технологии мониторинга, анализа и предупреждения о ЧС.

Зелёный город: ТЭЦ-2 модернизируют до 2030 года

Проблема. Ежегодно на территории города выбрасывается более 122 тысяч тонн вредных веществ:

  • 65% выбросов приходится на транспорт;
  • 27% выбросов даёт ТЭЦ-2;
  • остальное – другие источники загрязнения, в том числе дома, которые отапливают углём.

Из 2,23 млн деревьев 1,68 млн признаны здоровыми, почти 25% находятся в аварийном и ослабленном состоянии.


Доля выбросов в Алматы

Доля выбросов в окружающую среду в Алматы / Скриншот с сайта almaty-2050.kz

Решение. Власти предлагают сделать из Алматы город-сад: зелёный, ухоженный, красивый, с просторными парками, широкими пешеходными улицами, уютными бульварами и аллеями. По программе "Жасыл Алматы" посадят 1 млн деревьев и модернизируют до 2030 года ТЭЦ-2.

Рекам города вернут их природную естественность. Создадут экокоридоры вдоль главных рек города (Есентай, Большая Алматинка, Малая Алматинка). Они станут водно-зелёными коридорами, вдоль которых будут гулять горожане и туристы.

"Вместо бензиновых и дизельных автомобилей любимыми видами транспорта алматинцев станут троллейбусы, скоростной трамвай и метро. Будет создана "зелёная сеть" города, в которую войдут новый рекреационный парк мирового класса и речной коридор, пересекающий город от предгорий до низин и поддерживающий естественную вентиляцию города", – сказано в стратегии.

Горы защитят от застройки. Создадут зоны, свободные от транспорта или с низким уровнем выбросов. Для электрокаров и авто на газе построят инфраструктуру. Сократят площади полигонов ТБО.

Глобальный деловой центр: в Алматы планируют построить новый аэропорт

Проблема. Алматы всегда был экономически развитым городом, но последние годы экономика растёт только за счёт прироста населения: в 2018 году валовый региональный продукт (ВРП) вырос всего на 3% – ровно на уровень прироста населения.


Показатели ВРП мегаполисов

Показатели ВРП мегаполисов / Скриншот с сайта almaty-2050.kz

Снижается доля финансовой, профессиональной, научной, технической деятельности и информационных коммуникационных технологий. Увеличивается только торговля. Город начал серьёзно отставать от многих региональных конкурентов в такой традиционно сильной своей сфере, как финансовые услуги.


Читайте также: Какие незавершённые проекты Байбек оставил Сагинтаеву


Без повышения производительности труда Алматы рискует утратить свои лидирующие экономические позиции в стране.

Решение. Нужно постепенно сокращать долю торговли и развивать научно-технические услуги, сферы финансов и страхования, информационно-коммуникационных технологий.

Перспективное направление – туризм, который сможет развить 30 смежных отраслей, начиная от авиа- и железнодорожных перевозок и заканчивая производством сувениров.

Алматы восстановит свои позиции в качестве финансового центра. Для поддержки глобальных компаний планируют развивать дистанционное оказание услуг: оффшоринг и аутсорсинг, а также фондовый рынок и выпускать муниципальные облигации для финансирования проектов в сфере ЖКХ, строительства городской инфраструктуры и социальных объектов.


Изменение структуры занятости в Алматы к 2050 году

Изменение структуры занятости в Алматы к 2050 году / Скриншот с сайта almaty-2050.kz

Планируют строительство нового аэропорта, а на стыке БАКАД, скоростной трассы Алматы – Капшагай, авто- и ж/д магистралей Западная Европа – Западный Китай – мультимодального транспортно-логистического распределительного центра.

Основная задача Алматы – оставаться и далее одним из основных драйверов экономического роста Казахстана. Город будет глобальным деловым центром международной торговли и финансов в центре Нового шёлкового пути.

Культурный креативный город: откроют высшую школу для обучения гибридным профессиям

Проблема. В Алматы доля креативных индустрий от общего числа предприятий составляет лишь 6,3%.


Читайте также: Сагинтаев говорил с алматинцами в каждом районе. Как прошла завершающая встреча в "Атакенте"


Кроме того, наблюдается "утечка мозгов". По данным опроса горожан в возрасте 14-35 лет о готовности уехать, респонденты ответили:

  • не собираюсь уезжать из Алматы – 55,8%;
  • иногда подумываю над этим вопросом – 19,3%;
  • в последнее время всё чаще об этом думаю – 12,8%;
  • собираюсь уехать в ближайшее время – 9,9%;
  • затрудняюсь с ответом – 2,2%.

Решение. В новом проекте креативная экономика станет одним из основных драйверов роста и благосостояния города. Основными креативными индустриями будут:

  • музыка;
  • литература;
  • театр;
  • опера и балет;
  • мода;
  • кино и анимация;
  • новые медиа и цифровая культура;
  • современное искусство;
  • индустрия развлечений;
  • архитектура и дизайн;
  • игры и киберспорт;
  • реклама.

Существующие объекты культуры переформатируют: в музеях и библиотеках создадут современные общественные зоны, культурные кластеры, арт-пространства и интеллектуальные хабы. Проведут реставрацию и реконструкцию знаковых культурных комплексов и сакральных объектов. На базе креативных хабов откроют Алматинскую высшую школу, которая будет обучать гибридным профессиям.

Для того чтобы реализовать новую стратегию развития, власти планируют изменить закон об особом статусе Алматы.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter