Нехватку электроэнергии, майнинг криптовалюты и предстоящий переход на "зелёные" источники энергии обсудили в минувшую субботу эксперты в студии популярного ток-шоу "Неге?".

Энергодефицит и майнинг

Экономика развивается, численность населения растёт, увеличивается количество используемой техники – закономерно больше становится и потребление электроэнергии. Однако если в течение последних нескольких лет ежегодный прирост составлял 2-3%, то в этом году расходуется намного больше электроэнергии: на юге страны потребление выросло на 11,8%, на севере – на 5,8%, на западе – на 6,6%. 

"Этот процесс будет продолжаться. Поэтому, как я думаю, необходимо принять меры, чтобы снизить энергодефицит", – сказал директор Института электротехники при Университете энергетики и связи Жубаныш Абдимуратов.

Конечно, резкий рост энергопотребления стал следствием восстановления экономической активности после прошлогодних локдаунов. Но значительную роль также сыграл приход в страну майнеров цифровой валюты.

Руководитель регионального департамента Комитета атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК по городу Алматы Сарсенбек Кулбай пояснил, что майнеры в Казахстане появились незапланированно. Они не были предусмотрены в пятилетних планах развития отрасли, и сейчас Минэнерго экстренно создает нормативно правовую базу для их работы. Исход майнеров из Китая был столь стремительным, что Казахстан, привлекший представителей этого бизнеса низкими ценами на электроэнергию, в одночасье вошёл в тройку мировых лидеров по майнингу.


Читайте также:


Несмотря на возросшую нагрузку на электросистему Казахстана, польза от майнеров тоже есть: во-первых, поступления в бюджет, во-вторых, как пояснил Кулбай, чем выше объёмы потребления, тем больше возможностей для снижения тарифов.

Пока же казахстанцы ощущают на себе первые признаки энергодефицита, и уже начались отключения электроэнергии. По словам Сарсенбека Кулбая, потребители электричества делятся на три категории. Первая – важнейшие объекты жизнеобеспечения, например, больницы. Вторая – объекты, относящиеся к экономической безопасности, это те организации, для которых при отключении электричества может быть нарушен технологический процесс. Третья – все остальные. Объекты первой и второй категории не отключают, так что все прелести энергодефицита ощутили те, кто относится к третьей, в том числе и рядовые потребители. Впрочем, майнинговые фермы также относятся к третьей категории. Отметим, что некоторые эксперты предлагают отключать майнеров в первую очередь.


Читайте также:


По словам главного юриста Ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров Казахстана Аслана Куатбека, майнеры делятся на "белых" и "серых".

"У людей сложился такой отрицательный стереотип: мол, майнеры – это богачи, имеющие несметные богатства, имущество за рубежом, они наживаются на Казахстане, не платят налоги, извлекут прибыль, и на этом всё. Это не соответствует действительности. Майнинг – это такая же отрасль производства. И ещё кое-что. В нашей сфере есть как легальные майнеры, так и "серые", то есть действующие незаконно.

По моему мнению, на энергетическую безопасность Казахстана влияют эти самые "серые" майнеры. Их никто не контролирует", – подчеркнул эксперт.

Отрасли нужны инвестиции

Ещё одна проблема отрасли – дефицит инвестиций. Как рассказал председатель Совета ветеранов энергетики Ассоциации энергетиков Казахстана Советхан Нурпеисов, большинство электростанций построены ещё в советское время, новые станции практически не вводятся.

Сейчас обсуждается возможность передачи арабским инвесторам двух гидроэлектростанций на востоке страны. Нурпеисов не одобряет привлечение иностранных инвесторов в столь важную для безопасности страны отрасль.

"Гидроэлектростанции – это стратегический объект, который нельзя передавать в частные руки. Мы, ветераны отрасли, категорически против. Это немыслимо.

Есть поговорка "Единожды обжёгшись, дует на молоко". Некогда мы передали американской компании АЕS Бухтарминскую ГЭС. И что получили? Они попользовались с удовольствием 5-6 лет, разбогатели на ней и ушли восвояси".

Сарсенбей Кулбай не согласился с ветераном. По его словам, сотрудничество с американцами в 90-е годы было вынужденной мерой, потому что своих ресурсов не хватало. Сейчас отрасль тоже нуждается в финансовых вливаниях, так что привлечение иностранных инвесторов, по мнению чиновника, оправдано.

"Шульбинская и Усть-Каменогорская ГЭС находились под управлением американцев более 10 лет, после чего они были возвращены государству. За всё это время в них вложили немало средств, был сделан ремонт. Вопрос касательно них (инвесторов из ОАЭ) обсуждается уже 5-6 лет. Это не решение одного дня. Надо делать ремонт, модернизировать. Уже было сказано, что энергетическая система износилась. На всё не хватает средств, поэтому я считаю это правильным решением", – заключил Кулбай.

Эра угля завершается

Казахстану в любом случае придётся искать новые источники электроэнергии. И ввиду мировых трендов ставку теперь нужно делать уже не на уголь, а на чистую энергетику. 

"Конечно, спрос на энергию будет только расти. Поэтому нужно развивать другие источники энергии, – сказал Жубаныш Абдимуратов, – то есть энергию ветра, воды, солнца. Я думаю, есть несколько выходов из сложившейся ситуации с энергодефицитом. Первый – повышение пропускной способности линий, идущих из Экибастуза. Второй выход почему-то не рассматривается в Казахстане, хотя во всем мире он используется: это гидроаккумуляторные электростанции. Я считаю, это направление надо развивать, потому что данные станции выгодны с точки зрения маневренности, регулирования мощности. Да и стоимость невысокая".

Сейчас в Казахстане 70% энергии вырабатывается из угля, 20% – из газа, 3% – из возобновляемых источников (ВИЭ), остальное – из воды. Путь к "зелёной" энергетике будет небыстрым и непростым, отмечают эксперты. Есть большие вопросы по стоимости "чистой" электроэнергии. Советхан Нурпеисов уверен, что угольная эра продлится ещё 20-30 лет.

"В адрес электростанций на этом виде топлива высказывается много критики: надо закрыть, остановить, вредят экологии. Мне кажется, это неправильное понятие. Какой ещё источник сможет дать 70% от всей энергии? Это невозможно. Поэтому, что бы ни говорили, использование угля все ещё актуально и останется таким ещё минимум 20-30 лет", – заявил эксперт.

Нурпеисов подчеркнул, что в отрасли задействовано большое количество людей, и в случае закрытия угольных электростанций они потеряют работу. Так что преобразования нужно проводить продуманно и аккуратно. По словам ветерана, новые угольные станции действительно не стоит строить, но ремонтировать имеющиеся нужно. Что же касается чистой энергетики, то эксперт считает перспективным развитие гидроэлектростанций.

"Самое перспективное для нашей страны – малые ГЭС. У нас есть горные речки. Надо строить повсеместно небольшие гидроэлектростанции", – сказал он.


Читайте также: