"Никто не собирается приостанавливать строительство метро". Какое будущее у подземки Алматы
27 ноября в Алматы задержали председателя совета директоров АО "Алматыметрокурылыс" Кайрата Реимова. В тот же вечер работники компании пытались устроить забастовку, считая, что с задержанием шефа начнутся задержки по выплате зарплаты. Возник вопрос и о возможном приостановлении строительства новых станций.
Рассказываем, как скажется уголовное дело против главы "Алматыметрокурылыс" на строительстве метро, какими будут новые станции и когда ждать горожанам строительства новых веток в другие районы Алматы.
Как работает метро сегодня
Строить метро в Алматы начали в 1988 году. В 1991 году после распада СССР строительство подземки приостановили. Работы продолжились только в 2001 году. Сегодня в метро Алматы работают 9 станций общей протяжённостью 11,34 км:
- Райымбек.
- Жибек Жолы.
- Алмалы.
- Абай.
- Байконур.
- Театр имени Ауезова.
- Алатау.
- Сайран
- Москва.
Строительство и ввод в эксплуатацию 9 станций первой линии метрополитена обошлись казне в 197,6 млрд тенге. Финансирование поступало из республиканского и местного бюджета.
В сутки услугами метро пользуются 46 тысяч человек. Пассажиров перевозят 7 электроподвижных составов (28 вагонов). На станциях "Жибек-жолы" и "Алмалы" запущен пилотный проект по предоставлению беспроводного интернета. Ожидается, что после тестового запуска Wi-Fi будет работать во всём метрополитене.
Метро работает с 6.20 утра и до 12 ночи. Расписание поездов можно смотреть в мобильном приложении "Метрополитен Алматы", которое работает автономно без подключения к интернету.
Реконструкции и капитального ремонта на станциях пока не будет. Также не планируют закрывать кассу и прекращать продажу проездных билетов за наличные деньги.
Когда достроят станции "Сарыарка" и "Достык" и как они будут выглядеть
В июле 2015 года начали строительство станции "Сарыарка", через два года – "Достык". Линию протяжённостью 3,1 км планируют завершить в 2021 году. В этом случае общая протяжённость метро составит 14,4 км.
Обе станции расположены в спальных районах города. "Сарыарка" находится рядом с парком Family, вокруг которого семь микрорайонов: №№ 1,3, 4, 6, 7, 10, 12. "Достык" располагается западнее улицы Момышулы и охватит шесть микрорайонов: Жетысу, Жетысу 2, Жетысу 4, Мамыр, Мамыр 4, Мамыр 7.
"Сейчас основные бетонные работы завершены. В вестибюльной части ведутся отделочные работы. Под землёй проходческие работы завершены на 95% и на 85% сделана основная конструкция. На стадии монтажа в вестибюльной части вентиляционная, водопроводная и канализационная системы", – рассказал главный инженер службы капитального строительства метрополитена Айдар Самаликов.
Станция "Сарыарка" расположена на глубине 35 метров под землёй, "Достык" – 17 метров. По прогнозам Научно-исследовательского и проектного института транспорта и коммуникаций, открытие новых станций увеличит пассажиропоток в два раза – до 86 тысяч человек в сутки.
Читайте также: Пассажирский комплекс появится в Алматы. Как прошли слушания по его строительству?
К курсирующим сегодня 7 поездам и 28 вагонам докупят ещё 8 поездов с 32 вагонами. Интервал между составами сократится с 7 до 5 минут.
"При строительстве новых станций метрополитена учтены все условия создания безбарьерной среды для маломобильных групп населения. Станции метро "Сарыарка" и "Достык" будут оснащены лифтами, санитарными узлами, вертикальными подъёмными устройствами, тактильной навигацией и указательными знаками", – сообщили в акимате Алматы.
На строительство двух станций выделено 68,1 млрд тенге, в том числе в 2019 году – 10,3 млрд тенге.
Где построят другие станции метро
После введения в эксплуатацию станций "Сарыарка" и "Достык" строительство первой линии метро будет продолжено в западном направлении. В Наурызбайском районе построят две станции: "Калкаман" и "Автовокзал "Западный".
"Развитие линии в этом направлении обеспечит увязку пригородных маршрутов общественного транспорта и пассажиропотока из пригорода и спальных районов с центром города", – отметили в пресс-службе метрополитена.
Станция "Калкаман" будет расположена вдоль улицы Ашимова между улицами Елибаева и Байзак батыра. "Автовокзал "Западный" будет конечной станцией первой линии метрополитена. Она будет находиться севернее перекрёстка проспект Райымбека – улица Ашимова.
Читайте также: Метро в Алматы и "Астана LRT": что на самом деле входит в список 55 казахстанско-китайских проектов
"В настоящее время разрабатывается технико-экономическое обоснование строительства первой линии метрополитена до автовокзала "Западный", в котором будут определены продолжительность и начало строительства станций "Калкаман" и "Автовокзал "Западный", – добавили в акимате Алматы.
Строительство станции "Калкаман" внесено в план государственных закупок на этот год с началом строительства в декабре 2019 года.
Сейчас специалисты разрабатывают схему развития транспортной инфраструктуры Алматы, где рассматривается строительство второй линии метрополитена в другие части города.
Какие земельные участки выкупят для строительства станций
Самый проблемный вопрос при строительстве метро связан с выкупом земель для государственных нужд. Владельцы участков, как правило, не соглашаются с предложенной компенсацией. Например, жители элитного микрорайона Жайлы заявили, что предложенная акиматом цена на треть ниже рыночной. Их дома пойдут под снос для строительства станции "Калкаман".
"Мне нужно было продать свой дом в 2018 году, но я не смог. Выяснилось, что будет строиться ветка метро. Мы готовы были продать государству, но нам посчитали не по рыночной стоимости, а на 30-40% меньше. Мы согласились на эту сумму, нам нужны были деньги. Теперь мы в заложниках: не можем ни продать дом, ни получить от государства деньги. Если посчитать, мы не дополучим почти 20 млн тенге", – рассказал житель микрорайона Дмитрий.
Аккимат опубликовал списки участков в микрорайоне Калкаман-2 в Наурызбайском районе, которые подлежат изъятию до 31 декабря 2020 года.
"Для строительства станции "Автовокзал Западный" было выкуплено 139 участков на сумму 3,6 млрд тенге, по оставшимся земельным участкам работа приостановлена ввиду отсутствия финансирования. Для строительства станции метро "Калкаман" земельные участки не выкупались из-за отсутствия финансирования", – прокомментировали в акимате Алматы.
Читайте также: Для строительства метро в Алматы вырубят 2000 деревьев и изымут участки. Все за и против
Все земельные участки, подпадающие под принудительное отчуждение для строительства станции "Достык", уже выкуплены. Это 51 участок на сумму 2,6 млрд тенге. Для строительства станции метро "Сарыарка" земельные участки не выкупались.
Скажутся ли на строительстве метро уголовные дела против главы АО "Алматыметрокурылыс"
Строительство метро периодически сопровождается возбуждением уголовных дел. В 2015 году экс-директора КГП "Алматыметрокурылыс" и "Метрополитен" Мурата Укшебаева приговорили к девяти годам лишения свободы. Его заместитель Ербол Калдыбаев получил восемь лет колонии. Их осудили за растрату чужого имущества, а также за легализацию денег, полученных преступным путём в крупном размере. Суд доказал их причастность к хищению 2,5 млрд тенге с 2010 по 2012 годы.
В этом году уголовное дело по факту мошенничества (статья 190, часть 4, Уголовного кодекса РК) возбудили в отношении председателя совета директоров АО "Алматыметрокурылыс" Кайрата Реимова.
Читайте также: В Алматы задержан председатель совета директоров АО "Алматыметрокурылыс" Кайрат Реимов
Его признали подозреваемым по делу и водворили в изолятор временного содержания. Подробности дела в департаменте полиции Алматы не разглашают.
27 ноября строители метро на станции "Сарыарка" пытались устроить забастовку. Рабочие рассказали, что опасаются неполучения зарплат перед Новым годом из-за задержания Реимова, который утверждал финансовые договорённости и выдачу зарплаты.
Ситуацию прокомментировал аким Алматы Бакытжан Сагинтаев. 29 ноября, выступая на брифинге в СЦК, градоначальник заверил, что причин для беспокойства нет. Ноябрьскую зарплату сотрудники АО "Алматыметрокурылыс" получат до 10 декабря, а приостановления строительства не будет, несмотря на задержание главы "Алматыметрокурылыс".
"Никто не собирается строительство метро приостанавливать. Наоборот, мы в этом году при уточнении бюджета ещё больше денег взяли на строительство метро. Мы до конца будем идти. У нас впереди ещё четыре станции", – сказал Бакытжан Сагинтаев.
По его словам, рабочих "Алматыметрокурылыс" неправильно проинформировали по поводу возможных финансовых проблем из-за задержания главы компании.
"Говорят, что инвестор уйдет. Какой инвестор? За счёт бюджета строится метро! Пусть покажут мне этого инвестора! Нету никакого инвестора! Такие колоссальные суммы освоит только бюджет. На сегодня практически 90% денег на этот год освоено. На оставшееся время у нас порядка 2,5 млрд тенге ещё. Они должны это отработать", – пояснил градоначальник.
В этом году Правительство поддержало проект выделения ещё 20 млрд тенге на 2020 год для завершения строительства четырёх новых станций первой линии метро.