Прямой эфир Новости спорта

Для строительства метро в Алматы вырубят 2000 деревьев и изымут участки. Все за и против

Первые общественные слушания по строительству станции метро признали несостоявшимися. Повторные, по мнению экологов, снова прошли с нарушениями.

Для строительства станции метро, объединённой с автовокзалом "Западный", власти планируют вырубить 2000 деревьев. При этом рядом находится более пустынный участок, по которому можно провести ветку метрополитена. Об этом не в первый раз просят владельцы прилегающих земельных участков, но проектировщики не рассматривают альтернативный вариант.

Сейчас землепользователи находятся в подвешенном состоянии – им грозят штрафом за неосвоение участка, а с другой стороны говорят о предстоящем сносе объектов. Что ещё обсуждали на повторных слушаниях об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) строительства станции метро и автовокзала – в материале informburo.kz.

Где построят новую станцию метро?

14 июня в Алматы уже проводили первые общественные слушания по проекту, но позже из-за нарушений их признали несостоявшимися. 30 июля состоялись повторные слушания.

Проектировщики рассказали, что третья очередь строительства линии метрополитена будет проходить по улице Ашимова от станции "Калкаман" до проспекта Райымбека в районе городской больницы №7. Там появится транспортный узел, объединяющий автовокзал с метро и автобусной остановкой. Делается это для удобства местных жителей и жителей пригородов.


Эскиз транспортно-пересадочного узла

Эскиз транспортно-пересадочного узла / Фото предоставлено ТОО "Метропроект"


Станцию метро и автовокзал "Западный" построят напротив городской больницы №7. Площадь территории автовокзала 14,7 гектара. Начать строительство планируют в третьем квартале 2021 года, а завершить – в 2025 году.

2 000 деревьев пойдут под снос

Для строительства станции метро планируют вырубить 2000 деревьев.

"В основном это яблоня, вишня, вязь, клён. Большинство зелёных насаждений находится в жилом массиве. Компенсационная посадка, согласно действующему законодательству, – 9 000 деревьев. На территории автовокзала всех их высадить не можем. Около тысячи – на территории вокзала, остальные – по согласованию с управлением "зелёной" экономики. Они выберут места в городе, выделят площади, которые мы потом будем озеленять", – рассказал разработчик экологической части проекта Роман Корольков.

Согласно письму управления "зелёной" экономики Алматы, под снос подпадает 1 823 лиственных дерева, 139 деревьев хвойных пород и 45 кустарников.

Проект предварительной оценки воздействия на окружающую среду

"У нас подземное строительство, здесь будут строиться котлованы. Все зелёные насаждения, попадающие под отвод земли для строительства метрополитена, попадают под вынужденный снос", – добавил главный инженер проекта ТОО "Метропроект" Павел Московчук.

У проектировщиков интересовались, можно ли обойтись без вырубки и выбрать другую площадку.

"Увести трассу для сокращения вырубки зелёных насаждений – неправильный подход. Здесь большим приоритетом являются организация пассажирских потоков и планы города по строительству транспортно-пересадочного узла", – ответил Павел Московчук.


Главный инженер проекта Павел Москавчук

Главный инженер проекта Павел Московчук / Фото Алмаза Толеке


И.о. директора ТОО "Метропроект" Нуркен Утегенов добавил:

"Для вырубки деревьев делается обследование. Компенсационную посадку организуем в пятикратном размере в других районах, определённых управлением "зелёной" экономики. Это почти 10 тысяч деревьев – это же улучшение. А где стройка большая – везде бывает вырубка".

От альтернативного проекта (строительства станции на глубине более 20 м) власти отказались из-за дороговизны. "Нулевой вариант" или отказ от строительства, предусмотренный Экологическим кодексом и Орхусской конвенции, даже не рассматривали.

Владельцы участков: "Мы попали в тупик"

На слушания пришли собственники земель, расположенных на территории будущей застройки. Некоторые из них купили участок год назад, кто-то даже получил разрешение акимата на строительство коммерческих объектов.

По их словам, тогда городские власти не меняли целевое назначение участков, поэтому недвижимость оформляли без опасений. Сейчас есть риск, что из-за неосвоения у них отберут земли.

"Мы узнаём, что целевое назначение изменено: зона D5 – для транспорта, – выступила представитель владельца участка Найля Рахимова. – Я как коренная алматинка за строительство метро, но нужно делать это с учётом интересов собственников, жителей. ГАСК говорит, что не осваиваем земли. А как мы будем это делать? Мы не можем осваивать. Выписывают предписание, а потом нужно платить штраф, а потом налоги увеличиваются в 10 раз. Мы заложники ситуации".


Тимур Левин показывает свой земельный участок

Тимур Левин показывает свой земельный участок / Фото Алмаза Толеке


Бизнесмен Тимур Левин сообщил, что территория будущего парка возле автовокзала принадлежит как минимум трём частникам. На свой участок предприниматель получил акт и архитектурно-планировочное задание (АПЗ). По документам целевое назначение земли "СТО, мойка, гостиница, пункт общественного питания".

"Мы потратили деньги на приобретение участка, вынос сетей, разработку проекта. АПЗ акимат нам продлил в конце 2018 года. Нам никто не может запретить строить. Мы готовы поставить девятиэтажную гостиницу, которая будет работать и для автовокзала, и для больницы. Мы, инвесторы, готовы подстроиться под вас, готовы вложиться и создать рабочие места. Но мы видим, что попали в тупик", – сказал Тимур Левин.

Проектировщики заверили, что его предложение обсуждается.

"В следующем году мы будем разрабатывать предпроект, и все пожелания, я думаю, "Метропроект" учтёт, – ответил начальник службы капитального строительства метро КГП "Метрополитен" Бекен Сайлаубаевич. – Мы не рассматривали земельный вопрос, его будет рассматривать акимат. Если у вас есть инвестиционный проект и участок за вами закреплён, почему мы не можем предложить, что этот участок нельзя выкупать и просто оставить?"

Точное количество объектов, которые попадут под снос, станет известно в конце года.


Представители проектировщиков, метрополитена и управления городской мобильности

Представители проектировщиков, метрополитена и управления городской мобильности / Фото Алмаза Толеке


Представители автозаправки Helios рассказали, что три года получают уведомление об отчуждении земельного участка.

"Нам уже пришло уведомление, что нас сносят. У нас ничего не спрашивали. Около 350 миллионов тенге, денег налогоплательщиков, потратят на снос АЗС. Мы готовы снести сами и построить современный комплекс. Мы хотели реконструкцию сделать, заправка уже старая и в ужасном состоянии. Но мы этого не делаем, потому что нам не разрешают", – сказали они.

"Девятиэтажки сносить нельзя!"

Жители микрорайона Жайлы, по которому пройдёт линия метро, предложили перенести строительство на соседнюю улицу Таргап. Там, по их словам, пустые территории, а рядом жилые комплексы, ЦОН и другие объекты, которым необходим транспортный узел.

"Вы бы пошли в акимат Наурызбайского района и посмотрели план застройки, – посоветовал им юрист ТОО "Метропроект". – На той улице строят! Девятиэтажки сносить, которые там строятся? Вы поймите, это частная собственность, каждая земля выкуплена! Нельзя!"

Читайте также: Жители живописного микрорайона Жайлы в Алматы просят перенести линию метро

"А здесь люди живут! – парировали ему участники слушаний. – Вы говорите о сносе домов, где люди живут, а там ещё ничего не построено. Вы много денег из бюджета потратите на выкуп земельных участков и снос домов".

В ответ проектировщики напомнили участникам, что нужно задавать вопросы по существу – экологической оценке строительства. Вопросы отчуждения земель и выплаты компенсации их не касаются.

"В принятии на рассмотрение обращения о переносе станции метро "Калкаман" жителям микрорайона Жайлы отказано. ТОО "Метропроект" посоветовало обращаться в акимат о назначении дополнительных слушаний по этому вопросу. На слушаниях ни одного должностного лица, которое бы могло ответить на наши вопросы, не присутствовало", – отметили жители микрорайона Жайлы.

"Общественные слушания проведены с нарушениями"

Повторные общественные слушания снова прошли с нарушениями, считает глава экообъединения "Зелёное спасение" Сергей Куратов. По правилам, открывать их должен представитель местного исполнительного органа. Должны были утвердить повестку дня, регламент, избрать председателя и секретаря. Этого сделано не было.


Председатель экологического общества "Зелёное спасение" Сергей Куратов на общественных слушаниях по проекту "Кок-Жайляу". Алматы. 4 ноября 2018 года

Сергей Куратов на слушаниях по проекту "Кокжайлау", 2018 год / Архивное фото Дмитрия Каратеева


"Типичная ситуация, к сожалению. Поскольку нет целого ряда документов, не соблюдены принципы альтернативности и "нулевого варианта", считаем, что слушания проведены с нарушениями. Их нужно признать несостоявшимися. Плохо подготовлена и проведена оценка воздействия на окружающую среду. Давайте ставить вопрос, чтобы ещё раз изучить и просмотреть, проанализировать документацию. Может, стоит внести изменения? Здесь огромный ущерб жителям и окружающей среде из-за вырубки деревьев", – считает эколог.

Он добавил, что, согласно статьи 13 Закона РК "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности", граждане вправе вносить изменения на раннем этапе проекта.

"Оценка воздействия на окружающую среду предполагает, что это не только обсуждение вырубки деревьев, но и социально-экологическая оценка, то есть влияние на ситуацию вокруг, в частности на жителей; то, что нужно выкупать у них; улучшит ли положение жителей или ухудшит. Если ухудшит, то как компенсировать. Должны быть проведены чёткие общественные слушания до обработки проектной документации", – заключил Сергей Куратов.

Протокол общественных слушаний должны разместить на сайте местного исполнительного органа не позднее семи рабочих дней после их проведения.

Строительство метро в Алматы с самого начала сопровождалось скандальными историями. Экс-директора КГП "Метополитен" Муратбая Укшебаева, его заместителя Ербола Калдыбаева и директора ТОО "СредАзЭнергоСервис" Константина Антипова осудили за хищения. Владельцев земельных участков, подпадающих под снос из-за проекта, не устраивали размеры компенсаций. Подробнее об этом читайте здесь:

Поделиться:

Новости партнеров