Сейчас, в карантин, отдыхающих в Боровом мало, а вот в пик сезона эту территорию посещает до 50 тысяч туристов в день. Однако во всём Бурабайском районе нет санкционированного полигона для вывоза и захоронения мусора. Все отходы туристов и жителей Бурабая, Щучинска и Зеренды вывозят на несанкционированную свалку, которой уже более 15 лет. Она расположена около трассы на пути из Бурабая в Зеренду.

Мусор с Борового вывозят на несанкционированную свалку

Председатель комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Зулфухар Жолдасов говорит, что его ведомство – контролирующий орган. Проблему обязан решать местный акимат. Пять лет назад Минэкологии уже делало предписание акимату, подсчитав, что ущерб государству составляет 149 млн тенге. Но проблема до сих пор не решена. Несмотря на то что свалка несанкционированая, там работают сотрудники управления ЖКХ акимата Бурабайского района, принимают мусор, а людей, привозящих эти отходы, никто не штрафует.


Несанкционированная свалка в Бурабайском районе / Фото Герарда Ставрианиди

"Юридически привозить и принимать мусор здесь никто не имеет права. И те, и другие субъекты нарушают закон. Но чтобы людей, привозящих мусор, штрафовать, нужно создавать условия. Отходы – неотъемлемая часть нашей жизни, они будут в любом случае образовываться. Акимат района говорит, что проблему решит, а это пока промежуточное решение. Это меньшее зло, чем если мусор будут вываливать в степи, лучше пусть он будет в одном месте", – считает Зулфухар Жолдасов.

Читайте также: Смрад, крысы и антисанитария. Как живут люди по соседству с мусорной свалкой под Алматы

При этом он отмечает, что влияние несанкционированной свалки "на почву и атмосферу колоссальное".

"За полигоном по санитарным требованиям нужно следить", – подчёркивает он. Например, остерегаться пожаров.


Зулфухар Жолдасов / Фото Герарда Ставрианиди

Прямо во время посещения свалки журналистами там произошло возгорание. Среди мусора есть огнеопасные отходы, и нужно их правильно содержать, чтобы не допускать этого. Однако у тех, кто там работает, нет на это денег, несмотря на то что они берут плату за приём мусора на свалку.

Руководитель отдела ЖКХ Бурабайского района Адлет Рахимжанов обещает, что мусора здесь не будет в течение 3-4 лет. В Затопольском сельском округе уже выделили территорию под санкционированный полигон. Этот мусор переработают, а остатки уничтожат. Но он сетует на то, что создание полигона – недешёвое мероприятие для местных властей. Только разработка ПСД по рекультивации требует около 7 млрд тенге. В общем создание полигона может обойтись в 1,5 млрд тенге.


Адлет Рахимжанов / Фото Герарда Ставрианиди

"Мы планируем здесь рекультивацию провести. Полностью уничтожить мусор, построить здесь завод на два гектара. Он будет перерабатывать всё что можно, остальное рекультивируется. Здесь посадят деревья. Частный инвестор готов порядка 200 млн инвестировать (в завод. – Авт.). Но сразу всё это не делается (поэтому проблема долго не решалась. – Авт.)", – говорит Адлет Рахимжанов.

А пока проезжающие по трассе Бурабай – Зеренда видят вот это.


Свалка расположена вдоль дороги, ведущей в Зеренду / Фото Герарда Ставрианиди

"Хотим развернуть туристический кластер, но находимся вот в таких условиях", – сокрушается Зулфухар Жолдасов.


Один из работающих на свалке людей / Фото Герарда Ставрианиди

Депутат маслихата Акмолинской области Кайрат Султанов считает, что проблему нужно решать на государственном уровне.

"Мы очень рассчитываем на поддержку министерства. Оформление одного полигона ТБО в райцентре обходится в сумму от 20 до 40 млн тенге – расчёты и т.д., просто чтобы получить нужные бумажки. Посчитайте, сколько нужно денег. Нужна дорожная карта по оформлению в первую очередь полигонов ТБО. Бизнес очень заинтересован вложиться в распределение отходов. Но проблема в том, что эти объекты не оформлены", – уверен он.


Кайрат Султанов / Фото Герарда Ставрианиди

Читайте также: Как правильно утилизировать мусор: 10 фактов о сортировке и тарифах

7000 несанкционированных свалок по Казахстану

Стихийные свалки министерство отслеживает через спутник. В общей сложности таких свалок в Казахстане более семи тысяч. Акмолинская область – лидер в этом рейтинге, там их насчитывается 1500. Из-за того что нет официального полигона для мусора, появились люди, предоставляющие услуги жителям и фирмам по вывозу отходов. Но не доезжая до стихийного полигона, где работают сотрудники акимата (о которой мы писали выше), они могут вывалить весь мусор в лесу или в степи, создавая новые свалки.

"Их должны чистить акиматы. Наша функция контрольная, мы должны заставить, оштрафовать всех виновных лиц. За прошлый год мы оштрафовали 185 акимов по всей республике", – говорит Зулфухар Жолдасов.


Содержание полигона предполагает соблюдение санитарных требований, о чём здесь не может быть и речи / Фото Герарда Ставрианиди

17 июля Минэкологии запустило горячую линию по номеру 8 (775) 952-49-00, куда через WhatsApp может обратиться любой казахстанец, если станет свидетелем образования стихийной свалки или другого нарушения чистоты.

"К нам поступило уже 360 сообщений по республике. Всё население может обращаться. Во всех регионах есть штабы. Очень много сообщений о том, что переполнены урны, много сообщений по свалкам", – беспокоится Зулфухар Жолдасов.

Читайте также: Иерархия отходов. Почему Казахстану нужно крепко подумать, прежде чем строить мусоросжигательный завод

В Бурабае, по его словам, есть и проблемы с очистными сооружениями.

"Это наша жемчужина, рядом наша столица, международный туристический трафик. Все люди сюда приходят отдыхать, большое количество людей. Наша главная задача – сохранить этот край для будущих поколений", – формулирует он.

В Боровом мусорят только казахстанские туристы?

Ситуацию с мусором усугубляет и несознательность отдыхающих в Боровом казахстанцев. После себя они оставляют горы мусора.

"Президент довольно критично высказался в отношении последних событий на розовом озере, с тюленями на Каспийском море. Это всё свидетельствует, как он отметил, о недостаточной культуре отдыха части населения. Он дал очень чёткое поручение ужесточить ответственность, и мы сейчас вносим изменения в законопроект", – говорит Зулфухар Жолдасов.


Казахстанские туристы часто оставляют после себя мусор / Фото Герарда Ставрианиди

Согласно Кодексу об адмнистративных правонарушениях тот, кто оставил мусор, может отделаться предупреждением и только во второй раз уже наказывается штрафом в 10 МРП.

Директор Национального парка "Бурабай" Сергей Быков отмечает, что мусорят в основном только казахстанские туристы. Иностранцы себе такого, как правило, не позволяют.

"Экологическая культура наших людей ниже среднего. Едет в машине, выпил колу, окно открыл и выкинул банку. Иностранцы не мусорят. Иностранец, если что-то выпил, положит себе в сумку и будет нести в руке до урны. Сколько у нас было делегаций, туристических групп – я не видел, чтобы какой-то иностранный турист мусорил", – уверяет он.


Люди часто бросают мусор мимо урны / Фото Герарда Ставрианиди

Сотрудник группы природоохранной полиции, старший сержант полиции Думан Жуманалин отмечает, что на штрафы и предупреждения от полиции люди реагируют по-разному.

"Местные жители не мусорят, в основном это делают приезжие из Нур-Султана, Алматы. Оставляют пакеты, бутылки. Им лень положить это в пакет и забрать с собой в машину. Наши местные жители видят этот факт и обижаются. Звонят на 102, мы выезжаем. А нарушители часто говорят, что, мол, так и было", – рассказывает полицейский.


Думан Жуманалин/ Фото Герарда Ставрианиди

Минэкологии намерено проводить рейды по всей республике, в том числе в Алматинской области, на Капчагае, Алаколе, в Шымкенте, на Каспии, раздавать памятки отдыхающим, разъяснять, штрафовать.

"Наша главная задача – улучшить культуру поведения людей. Большую работу мы должны провести с населением", – поясняет Зулфухар Жолдасов.

Рейды Минэкологии совместно со специалистами МВД РК, инспекторами охраняемых зон, общественниками и журналистами в места отдыха по всему Казахстану будут продолжаться до конца лета по выходным дням, в периоды массового заезда туристов.