3 марта суд №2 Семея удовлетворил очередное ходатайство Мухтара Джакишева об условно-досрочном освобождении. Решение вынесла председатель суда Жанат Абенова. Экс-главу "Казатомпрома" освободят на три года, два месяца и 17 дней раньше срока, если в течение 15 дней от прокуратуры не поступит апелляционная жалоба.

В 2010 году его признали виновным по двум статьям Уголовного кодекса РК:

  • 176 – "Присвоение или растрата вверенного чужого имущества";
  • 311 – "Получение взятки";

В 2012 году в отношении него вынесли ещё один приговор по обвинению в присвоении чужого имущества, мошенничестве, подделке документов и злоупотреблении должностными полномочиями. Окончательно его приговорили к 14 годам лишения свободы.

Informburo.kz вспоминает дело Мухтара Джакишева.

С чего всё началось?

Мухтар Джакишев пришёл в "Казатомпром" в 1998 году. На тот момент у нацкомпании было долгов на 85 млн долларов. Спустя год "Казатомпром" вышел на безубыточный уровень, были сняты ограничения на экспорт казахстанского урана. Уже в 2009 году "Казатомпром" занял первое место в мире по объёму добычи урана.

1 апреля 2009 года депутат, член партии Nur Otan Татьяна Квятковская обвинила Мухтара Джакишева в продаже урановых месторождений за бесценок компаниям, подконтрольным беглому банкиру Мухтару Аблязову, который в то время скрывался в Лондоне.

По информации агентства "Интерфакс-Казахстан", Татьяна Квятковская заявила, что Мухтар Джакишев причастен к продаже за 64 тысячи тенге нескольких казахстанских урановых месторождений: "Акдала", "Южный Инкай", "Харасан". По ее словам, месторождения продали подконтрольной Мухтару Аблязову компании ТОО "Бетпак дала".

"Генеральным директором этого ТОО являлся Рифат Ризоев – ближайший партнёр Аблязова, объявленный в розыск правоохранительными органами по делам "БТА Банка", – заявила тогда Татьяна Квятковская.

Мухтар Джакишев назвал её заявление абсурдным, заявив, что Квятковская выполняет чей-то заказ. Он лично и сама нацкомпания обвинения опровергли, ссылаясь на результаты совместной проверки Генпрокуратуры, КНБ, Комитета финконтроля и государственных закупок Минфина, которая никаких нарушений не выявила.

21 мая 2009 года Мухтара Джакишева сняли с должности по представлению Генпрокуратуры и арестовали. В отношении экс-главы "Казатомпрома" и ещё пяти сотрудников компании, в том числе троих его заместителей – Дмитрия Парфёнова, Аскара Касабекова и Малхаза Цоцории, было возбуждено уголовное дело.

1 июня 2009 года КНБ обнародовало видео с признаниями топ-менеджеров нацкомпании о причастности Джакишева к преступлениям.

"Следствием установлено, что в период с 2004 по 2007 год в целях хищения денежных средств от урановой продукции по указанию Джакишева создан ряд оффшорных компаний и подставных фирм с запасами стратегического продовольствия урана более чем 200 тысяч тонн, фактической стоимостью в десятки тысяч долларов. Лица, проходящие по данному делу – бывшие вице-президенты компании "Казатомпром", – заявил тогда пресс-секретарь КНБ Кенжебулат Бекназаров.

Следователи обнаружили "чёрную кассу" Джакишева. С этого счёта изъяли 3 млн долларов и документы на компанию.

Кто выступил в защиту Джакишева?

В конце мая и начале июня 2009 года в защиту Мухтара Джакишева выступили казахстанские бизнесмены, Общество Красного Полумесяца и профсоюз работников урановой промышленности "Казатомпрома". Они направили письма Нурсултану Назарбаеву. Под обращением подписались 24 бизнесмена, в числе которых Раимбек Баталов, Арманжан Байтасов, Зейнулла Какимжанов, Нуржан Субханбердин, Нурлан Смагулов, Евгений Бессонов и другие.

26 июня жёны задержанных выступили на пресс-конференции, заявив, что не могут навестить своих супругов.

В июле 2009 года журналистов газеты "Время" допустили к экс-главе "Казатомпрома". Мухтар Джакишев сообщил журналистам, что давления на него не оказывали, а обвинения назвал домыслами следствия. В том интервью он заявил, что хочет, чтобы в суде его защищал сенатор Берик Имашев (сейчас возглавляет ЦИК РК). Но депутат ему отказал.

Позже некоторые подозреваемые топ-менеджеры получили статус свидетелей, расследование засекретили.

Один из эпизодов обвинения – создание и работа представительства "Казатомпрома" в Вене. По версии следствия, её создали для финансирования Рахата Алиева – на тот момент посла Казахстана в Вене.

Некоторые арест Джакишева связали с его дружбой с Мухтаром Аблязовым и переделом уранового рынка. Дело назвали "политическим".

Судебный процесс проходил в закрытом режиме

Судебные слушания начались в январе 2010 года и проходили в закрытом режиме. Дело рассматривалось в Сарыаркинском районном суде Астаны (ныне Нур-Султан). Мухтар Джакишев хотел, чтобы его дело рассматривал суд присяжных, сообщал его адвокат Нурлан Бейсекеев агентству "Интерфакс-Казахстан".

"Единственное, чего меня не лишили до сих пор, – это гражданство Казахстана. Я как гражданин своей страны прошу, чтобы меня судили не чиновники от юстиции, к которым у меня нет доверия из-за нарушений закона с первых дней суда, а представители народа, то есть присяжные заседатели", – процитировал Нурлан Бейсекеев заявление Джакишева.

Ему отказали в суде присяжных. Мухтар Джакишев не признавал вину, говорил, что обвинение сфабриковано.

В марте 2010 года на экс-главу "Казатомпрома" завели ещё одно уголовное дело по обвинению в мошенничестве в крупном размере, присвоении или растрате вверенного чужого имущества. В 2012 году его признали виновным. В общей сложности его приговорили к 14 годам лишения свободы.

Кампания по освобождению Мухтара Джакишева

Айгерим Джакишева в 2012 году начала кампанию в поддержку отца.

Её письмо опубликовали в The New York Times в апреле 2013 года.

"Он был арестован по сфабрикованным обвинениям в мае 2009 года. С тех пор он был незаконно задержан, лишён медицинской помощи и подвергнут двум секретным судебным процессам в нарушение как казахского законодательства, так и международного права", – сказано в письме Айгерим Джакишевой.

В 2013 году правозащитники признали Мухтара Джакишева политическим заключённым. Его адвокат подал жалобу в ООН.

ООН признал нарушения в деле Джакишева

В 2016 году Комитет по правам человека ООН вынес решение по жалобе адвоката Мухтара Джакишева на нарушения Казахстаном международных прав. Правозащитник Евгений Жовтис в интервью Forbes.kz пояснил, что Казахстану рекомендовали предпринять необходимые меры для:

  • отмены обвинительного приговора, освобождения Джакишева и, если это необходимо, проведения нового судебного разбирательства с соблюдением принципов справедливого судебного процесса, обеспечения доступа к адвокату и других гарантий;
  • обеспечения Джакишеву непрерывного доступа к эффективной медпомощи;
  • обеспечения Джакишеву надлежащего восстановления его прав, включая адекватную компенсацию;
  • исключения подобных нарушений в будущем.

Казахстан не признал решения ООН

Генеральная прокуратура Казахстана в 2016 году разъяснила Комитету по правам человека ООН, что уголовное дело было засекречено, поскольку в нём содержится государственная тайна. Главный надзорный орган отметил, что Джакишеву предоставляли квалифицированных защитников, а избранные им адвокаты не имели доступа к секретным материалам уголовного дела.

Читайте также: Состояние здоровья Мухтара Джакишева ниже удовлетворительного – КУИС

По данным Генпрокуратуры, нарушений положений Международного пакта о гражданских и политических правах не было. Суд с участием присяжных не провели, потому что Мухтар Джакишев не успел вовремя подать ходатайство до назначения экспертизы. Осуждённый регулярно проходит амбулаторное и стационарное лечение, отметили в надзорном органе.

Джакишев трижды подавал заявление об УДО

Мухтар Джакишев трижды подавал ходатайство об условно-досрочном освобождении. В первый раз (ноябрь 2018 года) суд отказал ему из-за непогашенного ущерба в размере 99,6 млрд тенге.

"При решении вопроса об УДО суд учитывает не только то, отбыл ли осуждённый предусмотренную законом часть срока наказания, но и возмещён ли ущерб, причинённый преступлением. По решению Капшагайского городского суда от 15 июля 2014 года с Джакишева взыскано в пользу АО "НАК "Казатомпром" и других компаний более 99,6 млрд тенге. Сведений о полном погашении ущерба в материалах дела нет", – объяснил судья городского суда №2 Семея ВКО Нурлан Нуралинов.

Осуждённому установили степень нетрудоспособности в размере 50%. По мнению судьи, он мог бы в заключении работать, чтобы погасить часть ущерба.

Адвокат бывшего главы "Казатомпрома" предоставил суду характеристику, в которой сказано, что из-за состояния здоровья Джакишев постоянно находился в медицинских частях, и поэтому не был трудоустроен.

"У него более 15 заболеваний, приобретённых и развившихся в колонии. 99 млрд тенге – это сумма неподъёмная. Судья говорит о том, что можно заработать деньги в колонии. Там нет таких заработков, там нет производства, они проводят внутренние работы, которые низко оплачиваются. Даже если бы Джакишев работал, заработал бы он 100 тысяч тенге, и что дальше?" – недоумевает Нурлан Бейсекеев.

Мухтар Джакишев выплатил судебные издержки в сумме более 1,8 млн тенге.

Читайте также: Суд отклонил апелляционную жалобу Мухтара Джакишева на отказ в УДО

24 июля 2019 года состоялось очередное заседание в суде Семея по ходатайству экс-главы "Казатомпрома" об УДО. В слушаниях участвовал Мухтар Джакишев по видеоконференцсвязи из колонии.

Состояние его здоровья не улучшается. По словам адвоката Нурлана Бейсекеева, чтобы поддерживать артериальное давление в пределах нормы, Джакишев принимает до 56 таблеток в день. Ему установили инвалидность III группы. За время заключения он перенёс 24 гипертонических криза.

Мухтар Джакишев оплатил по гражданским искам более 111 тысяч тенге компаниям, которые суд признал пострадавшими, из своего пособия по инвалидности.


Мухтар Джакишев участвовал в судебном заседании из учреждения уголовно-исполнительной системы / Фото informburo.kz

Администрация колонии поддержала ходатайство об УДО Мухтара Джакишева. По словам представителя исправительного учреждения, у осуждённого третья степень положительного поведения.

"Джакишев активно принимает участие в культурной жизни колонии. Он стал победителем шахматного турнира среди осуждённых Семея, тем самым заслужил поощрение от администрации колонии" – сказал представитель колонии, где содержится Мухтар Джакишев.

Врач колонии Акбота Канагатова подтвердила, что положительной динамики у заключённого нет, сохраняются постоянные головные боли и высокое давление. Врачи отметили, что стабилизировать его состояние в условиях колонии не представляется возможным, и гарантировать, что здоровье позволит Джакишеву подать на УДО ещё через полгода, они не могут.

"Господин судья, это моё первое публичное выступление за последние 10 лет, – сказал по видеосвязи Мухтар Джакишев. – Весь мой опыт с предыдущими судами объединяет одно – отсутствие права. Это приводит к тому, что мы принимаем решение, согласуясь с чем угодно, но только не со своими внутренними убеждениями и совестью. Люди будут с большим уважением смотреть на судью, согласующего своё решение не со звонком сверху, а со своей честью. Тогда граждане будут обращаться к нему "Ваша честь". В противном случае мы и наши дети будем обречены оставаться людьми второго сорта в стране третьего мира".

Прокурор в суде выступил за отказ Джакишеву в УДО. Судья поддержал надзорный орган и отказал в условно-досрочном освобождении.

Ситуацию с Мухтаром Джакишевым 29 февраля в интервью Informburo.kz прокомментировал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

"Данный вопрос находится исключительно в компетенции суда. Мне, конечно, известно, что Джакишев неоднократно обращался с просьбой об условно-досрочном освобождении по состоянию здоровья. 3 марта состоится заседание суда первой инстанции. Давайте дождёмся его решения, которое, я уверен, будет справедливым", – сказал глава государства.

3 марта 2020 года суд №2 Семея удовлетворил третье ходатайство Мухтара Джакишева об условно-досрочном освобождении. Решение вынесла председатель суда Жанат Абенова.

В суде Мухтар Джакишев выступил по видеосвязи.

"Морально-этический аспект приговора судьи заключается в том, что общество считает справедливым. Ответ на этот вопрос находится в вашем зале. Я вижу, здесь присутствует огромное количество людей, которые пришли меня поддержать", – сказал Джакишев.


Зал суда в Семее / Фото informburo.kz

"Я ожидаю, что в отношении меня будут применяться те законы, которые приняты РК. Поэтому основное моё ходатайство и к прокуратуре, и к суду, наверное, прозвучит так: не стоять на страже законности, а самим её практиковать. Больше у меня никаких просьб ни к прокуратуре, ни к правосудию нет", – заключил Джакишев.

Читайте также: Мухтар Джакишев выйдет на свободу по УДО

Адвокат Мухтара Джакишева Нурлан Бейсекеев напомнил, что почти половину срока его подзащитный провёл в камерных условиях следственного изолятора КНБ, где его здоровье сильно ухудшилось. Джакишев перенёс 24 гипертонических криза, его состояние с тех пор не улучшается, есть вероятность того, что он утратит способность ходить. Адвокат также отметил, что осуждённому дали третью (максимальную) положительную степень поведения. Его выступление длилось около 40 минут.

Прокурор в своей двухминутной речи попросил суд отказать Джакишеву в УДО, так как тот погасил лишь 272 тысячи тенге из 99 млрд ущерба, а его заболевание не является основанием для удовлетворения ходатайства. Однако суд удовлетворил ходатайство заключённого.

Экс-главу "Казатомпрома" освободят на три года, два месяца и 17 дней раньше срока, если в течение 15 дней от прокуратуры не поступит апелляционная жалоба.

Пикеты в поддержку Джакишева

10 сентября 2019 года в Алматы, Усть-Каменогорске, Нур-Султане и Караганде прошли одиночные пикеты в поддержку Джакишева.


Пикет в Усть-Каменогорске / Фото zhasalash.kz

Реакцию общественности на отказ в освобождении объяснил политолог Досым Сатпаев:

"Многие хорошо понимают, что дело политически мотивированное. Многие считают, что те официальные обвинения финансового характера, которые звучали, высосаны из пальца. Арест Джакишева и заключение имеют прямую связь с его долгими контактами, в том числе с Аблязовым. Это тоже является причиной, почему его считают больше политической жертвой режима, чем человеком, как пытается власть убедить, который заслужил это наказание".

Президент общественного фонда "Аман-саулык" Бахыт Туменова неоднократно навещала Мухтара Джакишева в колонии. Она отметила, что здоровье экс-президента нацкомпании ухудшается.

"Недоумение у людей вызывает несоразмерность наказания. В глаза бросаются такие случаи, когда по УДО через четыре года отпускают осуждённого на 19 лет убийцу трёхлетнего малыша. Постоянно наблюдаем ситуации, когда чиновники, которые похитили не меньшие суммы, сидят в вип-камерах и выходят через год. А в отношении Джакишева это не работает", – говорит она.

Вторая попытка Мухтара Джакишева выйти на свободу досрочно тоже оказалась неудачной. Восточно-Казахстанский областной суд в Усть-Каменогорске оставил решение суда №2 по уголовным делам Семея без изменений.

"Согласно решению Капшагайского городского суда от 15.07.2014 года, с Джакишева М.Е. в счёт возмещения ущерба взыскано в общей сумме более 99 млрд тенге. Указанная сумма в настоящее время не выплачена. Также отсутствует стабильность и динамика положительных изменений поведения осуждённого. Помимо поощрений Джакишев М. имеет взыскание за нарушение установленного порядка отбывания наказания", – пояснили в пресс-службе суда ВКО.

Суд не увидел действий, свидетельствующих об исправлении осуждённого и формировании у него правопослушного поведения.

P.S. В материал внесли изменения после того, как суд Семея 3 марта 2020 года удовлетворил ходатайство об освобождении по УДО Мухтара Джакишева.