8 июля Касым-Жомарт Токаев выступил с обращением к казахстанцам. Он объявил 13 июля днём национального траура по погибшим от коронавируса и заявил, что предстоящие две недели могут стать решающими в борьбе с инфекцией.

"К сожалению, из-за массового несоблюдения карантинных мер, системных ошибок бывшего руководства Минздрава, нерасторопности акимов мы имеем дело фактически со второй волной коронавируса вкупе с резким ростом заболевания пневмонией", – сказал президент в своём обращении.

Действительно ли это так и почему многие пренебрегают мерами безопасности – в материале Informburo.kz.

"Вырвались на свободу, начались свадьбы"

В конце апреля перед снятием режима чрезвычайного положения в стране насчитывалось более трёх тысяч заражённых коронавирусом. Сейчас инфицированные исчисляются десятками тысяч, не считая участившихся случаев пневмонии с отрицательным результатом теста на Covid-19.

Многие, в том числе чиновники, связывают вспышку с тем, что граждане после отмены ограничений стали вести себя беспечно, игнорируя меры безопасности. Об этом в середине июня заявляла руководитель управления общественного здравоохранения Нур-Султана Сауле Кисикова.

"Если горожане продолжат так же вести себя беспечно, то на всех врачей и коек не хватит. Не всем своевременно будет оказана помощь. Если вы не будете соблюдать санитарные нормы и при необходимости изолироваться, то возникнет тяжёлая ситуация. Халатное отношение не должно привести нас к повторению итальянского сценария – когда пациенты лежали в коридорах, не хватало ИВЛ, медработников", – заявила она 17 июня.

Об этом после снятия карантина предупреждала и ведущий инфекционист Казахстана Динагуль Баешева.

"Тысячи людей бросились что-то покупать на базарах и просто так гулять. Ни о чём не думали и не хотели воспринимать никакую информацию. Теперь заболевает огромное количество людей, в том числе и тяжёлыми формами, выросла летальность. Все предпринятые ранее меры были одномоментно порушены, и мгновенно выросло число заболевших", – сказала она 22 июня.

Апогеем стало возвращение к локдауну на две недели с 5 июля.

Читайте также: "После второго карантина может быть рост числа заражённых". Что думают о локдауне казахстанцы

Замдиректора Национального центра общественного здравоохранения Бауыржан Жусупов считает, что отмена ограничений после первого локдауна способствовала стремительному развитию вируса в стране.

"В середине мая многие не верили, что эпидемия существует. Была усталость от ограничений. За эти два месяца (карантина. – Авт.) накопился так называемый отложенный спрос. После того как сняли ограничения, мы активно начали общаться друг с другом, вырвались на свободу. Свадьбы начались и другие мероприятия. Социальные контакты удвоились за май и июнь. За счёт этого мы получили такой стремительный рост", – сказал он в эфире телеканала "Хабар 24".

Бауыржан Жусупов считает, что постоянное информирование не будет действовать на человека, пока он сам не убедится в опасности.

"В целом запрос общества (после первого карантина. – Авт.) был такой: да, мы пострадали, но победили коронавирус и теперь можем вернуться к нормальной жизни", – сказал он.

"Люди сами поддерживают циркуляцию вируса"

Эпидемиолог Манар Смагул отмечает, что ситуацию усложнило большое количество людей без симптомов и с лёгким течением болезни. Это те, кто не подозревает у себя вирус, но заражает им других, которые могут перенести его тяжело и даже умереть. Сейчас нет профилактики от Covid-19, поэтому единственная защита – социальное дистанцирование, ношение масок, обработка рук антисептиком.

"Многие легко переносят инфекцию. Они думают, что просто простыли, продуло сквозняком. Но когда мы имеем такую эпидемиологическую обстановку, вы любую простуду оценивайте как Covid-19. Отсидитесь дома 10 дней. Это самое малое, что мы можем сделать друг для друга. Вы же не знаете, как другой человек отреагирует на инфекцию, он может и умереть. Никто не исключает, что вы простыли, но настороженность имейте", – советует Манар Смагул.

По её словам, после отмены карантина почти всегда наблюдается некоторый прирост заболеваемости. Поэтому завершение локдауна не снимает ответственности с людей за соблюдение профилактических мер. Нельзя повторять этой ошибки после второго карантина.

"Люди сами поддерживают циркуляцию вируса, потому что вне человеческого организма вирус погибает на поверхностях спустя три дня. Чтобы остановить циркуляцию, нужно разорвать эту цепочку заражений. Ни в какой стране полностью ограничения не снимают, где-то их так же ужесточают. К примеру, в Израиле они вводятся вновь. В Испании в некоторых регионах ввели штрафы за выход на улицу без маски", – говорит Манар Смагул.

Читайте также: Ингаляция с содой, чесночный настой и пары спирта. 10 вредных советов при Covid-19

Она не понимает людей, которые утверждают, что их никто не предупреждал об опасности вируса.

"Мне становится обидно, когда в соцсетях пишут: мол, врачи не говорили. Март, апрель в каждом СМИ говорилось об этом, я сама давала много интервью. Грех жаловаться тем, кто говорит, что не знал, как защитить себя от вируса. Социальные сети весной пестрили сообщениями: "Покажите, кто заболел". Сейчас лента превратилась в некролог. К этому привело отсутствие настороженности у людей", – считает она.

"Мы не склонны доверять тому, что говорят чиновники"

Социолог Серик Бейсембаев считает, что казахстанцы способны подчиняться официальным установкам властей, что они и делали во время первого локдауна и после.

"Яндекс" показывал индекс социального дистанцирования в разных городах. Во время карантина в Нур-Султане были высокие показатели. Первый карантин завершился, люди стали посещать торговые центры, места массового скопления, публичные пространства без масок. Сработал психологический момент: "Нам сказали о карантине, мы его соблюдали. Но раз он закончился, то можно не соблюдать прежние меры безопасности". Это, наверное, недостаток информационной политики, которая проводилась со стороны госорганов. Да и контроль стал носить уже формальный характер", – считает Серик Бейсембаев.

Он полагает, что чиновники не должны обвинять только граждан в стремительно развившейся эпидемии.

"Мы живём в одном обществе. Те же самые чиновники, которые говорят, что граждане виноваты, они так же, как и остальные, посещали публичные мероприятия, торговые центры. Я думаю, что и среди них тоже много заболевших, причём на самых высших уровнях. Значит, они тоже не соблюдали социальную дистанцию. Это всех касается", – сказал социолог.

Неприученность казахстанцев соблюдать социальную дистанцию в людных местах он считает исправимым.

"Мы любим ссылаться на Японию, Южную Корею, где люди дисциплинированы, носят маски, но они к этому пришли после вспышек разных эпидемий. Люди уже научены, у них есть опыт. У нас его не было, мы только учимся этому. Я вижу, что по сравнению с первым карантином во втором люди стали более дисциплинированы. Например, при входе в аптеки соблюдают дистанцию. После того как люди начали массово заболевать, многие поняли, что с этим шутить нельзя, и поменяли своё поведение", – говорит он.

Одна из причин пренебрежения мерами безопасности в том, что общество не верило в существование вируса и в его опасность. Это подтверждают данные апрельского исследования Gallup Internetional, согласно которому 61% казахстанцев посчитали угрозу коронавируса преувеличенной.

Читайте также: У вас симптомы коронавируса? Рассказываем, что делать

Причин этому несколько. Первая: очень много противоречивой информации, люди дезориентированы и не знают, чему верить. Вторая: казахстанцы не склонны доверять официальным источникам информации.

"У нас не склонны доверять тому, что говорят чиновники. После той же серии девальваций, когда говорили, что обесценивания тенге не будет, а потом это происходило. Люди научились смотреть сквозь определённый скепсис на то, что говорят чиновники, и пропускают это через сито. Это тоже сыграло свою роль", – отмечает социолог.

Третья причина в том, что в начале пандемии заразившихся было мало.

"Сейчас, я думаю, скептиков гораздо меньше. Люди на своём опыте и на опыте родственников поняли, что вирус существует, передаётся. Мы живём в открытом, прозрачном, информационном мире. Любой голос слышно. Людей, которые категоричны и называют самые сумасшедшие версии, мы замечаем. Но сейчас, мне кажется, большинство не сомневаются в угрозе коронавируса", – заключил он.

"Большинство даже в пандемию не может нарушить казахские традиции"

Ерлан Раманкулов, генеральный директор Национального центра биотехнологии, в котором разрабатывают вакцину от Covid-19, отмечает, что каждый казахстанец должен сделать честный анализ, насколько сам соответствует своим спасительным ожиданиям.

"Если любого казахстанца спросить: "В чём суть дистанцирования", – ответ будет полным и правильным. Но на самом деле большинство не может даже в условиях пандемии нарушить принципы традиционного уклада казахской жизни с крепкими родственными связями и стремлением разделить моменты горя и радости со своими родственниками. Некоторых из нас это уже привело к роковым последствиям: у каждого есть хотя бы одна история о родственнике либо знакомом, который посетил свадьбу/похороны/поминки с дальнейшими тяжёлыми последствиями", – написал Ерлан Раманкулов в своём аккаунте в Facebook.

Он привёл в пример случай со своим знакомым.

"Мой приятель потерял отца. На похоронах традиционно было много людей и, к несчастью, были больные, которые поделились вирусом со многими присутствующими, включая его самого. На днях он умер, оставив безутешную вдову и двоих детей. Всей этой чудовищной трагедии не было бы, если бы мы могли быстро перестроиться в новых реалиях. Правила дистанцирования должны быть в безусловном приоритете. Нам нужно срочно начинать жить по уже найденным и хорошо отработанным алгоритмам, иначе мы потеряем ещё больше бесценных жизней", – добавил Ерлан Раманкулов.

О несоблюдении гражданами карантина высказался 10 июля на расширенном заседании Правительства и глава государства.

Читайте также: "Допущены грубые ошибки". Токаев провёл расширенное заседание Правительства

"Борьба с эпидемией будет эффективной только при строгом соблюдении карантинных мероприятий. Мы видим это из зарубежного опыта. А в нашей стране общественный порядок недостаточно соблюдается. Полиция и санврачи должны обеспечивать строгое соблюдение карантинного режима. Это необходимо для здоровья населения и безопасности наших граждан. Нельзя допускать халатность и беспечность", – сказал президент.

Он добавил, что нарушающих карантин будут привлекать к ответственности, так как эти люди несут угрозу здоровью окружающих.