Кыргызстан строит несколько ГЭС. Что будет с водой в Казахстане
В 2024 году в Кыргызстане запустят 11 гидроэлектростанций (ГЭС). По словам министра энергетики республики Таалайбека Ибраева, это будут пять крупных ГЭС и шесть мини-ГЭС.
Кыргызстан, как и другие государства Центральной Азии, столкнулся с давно прогнозируемым, но, как это нередко случается, внезапно грянувшим энергодефицитом.
Сейчас республика прикладывает огромные усилия к тому, чтобы обеспечить себя электричеством. По данным Евразийского банка развития, в энергосекторе Кыргызстана введён режим ЧС на период с 1 августа 2023 года по 31 декабря 2026 года. Министр энергетики получил исключительное право координировать деятельность ряда госорганов в части развития водно-энергетической сферы.
По итогам первого полугодия 2023 года, Кыргызстан достиг наилучшего в регионе результата по наращиванию выработки электроэнергии – прирост составил 14%. Казахстан, к слову, в этом плане сильно отстаёт от соседей.
Но и тех 14%, что уже достиг Кыргызстан, не достаточно. Поэтому в 2024 году ожидается ввод в эксплуатацию тех 11 ГЭС, о которых сказано выше.
Казахстанские эксперты выражают обеспокоенность по поводу планов развития энергетики в соседней стране. Они говорят, что в регионе может усугубиться дефицит воды, а с ней и так в Казахстане всё весьма не просто.
Из-за глобального потепления ледники стали таять быстрее. И если в 2000-х годах среднемноголетний речной сток составлял 120 км3, то в 2002-м – около 102 км3. А к 2030 году специалисты прогнозируют дальнейшее сокращение речного стока до 99,4 км3.
Казахстан зависим от воды, поступающей из Китая, России, Узбекистана и Кыргызстана.
Читайте также:
Эксперт по экополитике и институциональным основам охраны окружающей среды Булат Есекин в беседе с корреспондентом Informburo.kz подчеркнул, что строительство крупных ГЭС во многих странах признают сейчас ошибочным решением.
"Крупные ГЭС ещё больше усугубляют проблему обеспечения водой и нарушают экологическую устойчивость. Во всём мире сегодня идут кампании по сносу плотин ГЭС и восстановлению естественного режима рек. Только сохранение естественных режимов рек позволяет поддерживать, снижать дефицит воды и создавать более надёжную основу для обеспечения водой и сельского хозяйства, и промышленности, и других отраслей экономики", – отметил Булат Есекин.
Эксперт выразил сожаление из-за того, что "в Кыргызстане используют климатический закон и экологический кризис как причину, чтобы строить ГЭС без экспертизы, без процедур, установленных законом".
"Согласно международному водному праву, любое изменение режимов рек, приграничных рек, конечно, должно быть согласовано, обсуждено как минимум с соседними странами, на которых влияет это изменение", – сказал эколог.
Его коллега Лаура Маликова согласна с тем, что строительство новых ГЭС может отразиться на водохозяйственных системах соседних стран, в том числе Казахстана.
"При сооружении ГЭС происходит перераспределение стока реки, изменяется её уровень, а так же волновой, термический и ледовый режимы. Скорость течения реки уменьшается в десятки раз. В отдельных частях водохранилища возникают застойные зоны. Строительство ГЭС в Кыргызстане на реках, которые являются трансграничными с Казахстаном, может оказать влияние на реки и окружающую их среду в Казахстане, – отметила Лаура Маликова. – Эффекты будут зависеть от многих факторов, таких как местоположение ГЭС, характеристики рек и конкретные технические решения, принятые при строительстве ГЭС".
Эксперт пояснила, что перекрытие реки для создания резервуара ГЭС может привести к уничтожению или изменению экосистем, включая места обитания рыб и других водных организмов. Это может повлиять на местное биологическое разнообразие, а также на рыболовство и сельское хозяйство, зависящее от рыбных ресурсов.
Также среди возможных последствий – эрозия береговых линий и рост риска наводнений на отдельных участках. А на других, наоборот, воды будет не хватать.
Эксперт предупредила и о возможных политических последствиях.
"Строительство ГЭС на реках, которые пересекают границу, может повлиять на отношения между Казахстаном и Кыргызстаном. Вопросы управления водными ресурсами должны быть урегулированы для предотвращения возможных конфликтов, – сказала она. – В целом влияние строительства ГЭС в Кыргызстане на реки Казахстана требует тщательного изучения и согласования между двумя странами, чтобы минимизировать отрицательные последствия и максимизировать пользу от использования рек и водных ресурсов в этом регионе".
Читайте также: Засуха и дефицит воды в Казахстане: только 45% посевов зерновых культур сохранили в хорошем состоянии
Редакция Informburo.kz обратилась за комментариями по этой проблеме в Министерство экологии и природных ресурсов Казахстана. Вице-министр Галидулла Азидуллин, отвечая на наши вопросы, первым делом напомнил о важном энергетическом проекте, в котором участвуют Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан.
"Энергетическими ведомствами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана достигнуты договорённости о совместной реализации проекта по строительству Камбаратинской ГЭС-1 с проектной мощностью 1860 МВт и полным объёмом водохранилища 5,4 млрд м3 на территории Кыргызстана. Основной целью данного проекта является перевод режима Токтогульского водохранилища с энергетического на ирригационный, что положительно скажется на водообеспечении экосистемы Аральского моря и потребностей аграриев Туркестанской и Кызылординской областей во время вегетационного периода, – подчеркнул замминистра. – В настоящее время уполномоченными органами сторон ведутся процедуры подписания соответствующего соглашения".
В то же время замглавы ведомства подтвердил, что о строительстве 11 ГЭС Кыргызстан казахстанских коллег не предупреждал.
"Из открытых источников известно, что официальный Бишкек планирует реализацию проектов строительства и эксплуатации 11 ГЭС на своей территории. В данном случае водохозяйственные или энергетические ведомства Кыргызстана не уведомляли казахстанскую сторону о планах развития энергетического потенциала страны", – сообщил вице-министр.
"Следует отметить, что строительство ГЭС мощностью до 10 МВт на малых реках на территории Кыргызстана не окажет особого влияния на экологический сток бассейнов трансграничных рек Сырдарья, Шу и Талас, – отметил Галидулла Азидуллин. – Однако освоение новых гидроэнергетических объёмов может повлиять на режим работы крупных водохранилищ в бассейне трансграничных рек, в том числе Токтогульского водохранилища, наполнение которого напрямую влияет на экосистему Аральского моря и обеспечение потребностей аграриев Туркестанской и Кызылординской областей".
"Освоение гидроэнергетического потенциала в Кыргызстане не должно оказывать негативного воздействия на водообеспечение южных регионов во время вегетационного периода. Таким образом, баланс водно-энергетических интересов сторон необходимо рассматривать при участии всех стран региона", – согласился с казахстанскими экспертами высокопоставленный чиновник.
Такой же позиции придерживается и Министерство энергетики Казахстана.
"Республика Казахстан на законодательном уровне с 2001 года присоединилась к Конвенции Европейской экономической комиссии ООН "Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте". Данная конвенция содержит общие обязательства государств об уведомлении и проведении консультаций друг с другом по всем крупным проектам, которые могут иметь значительное воздействие на окружающую среду, выходящее за рамки территориальных границ планирующего такую деятельность государства. В этой связи министерство считает целесообразным придерживаться позиции, в соответствии с конвенцией ООН, о необходимости согласования реализации проекта с Республикой Казахстан как страной, лежащей ниже по течению", – подчеркнул вице-министр энергетики Жандос Нурмаганбетов, отвечая на вопрос Informburo.kz.