5 апреля 2022 года министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин предложил "разукрупнить" "Казахтелеком", выведя в конкурентную среду Tele2 или Kcell.

Мы спросили у участников рынка и экспертов, как этот шаг мог бы в целом отразиться на рынке телекоммуникаций.

Директор аналитического департамента Centras Securities Маржан Меланич подчеркнула, что в истории Kcell уже было время, когда компания долгое время была частной, затем покупалась "Казахтелекомом" и вновь передавалась на рынок.

"Я не думаю, что это как-то повлияет на качество или стоимость предоставляемых услуг. Тут всё зависит от объёма финансирования капитальных затрат. Чтобы покрыть большую зону и предоставить мобильный интернет в любой точке страны, необходимо, чтобы проходил сигнал. Поэтому у телекоммуникационных компаний очень большая доля затрат идёт на строительство вышек", – отметила Маржан Меланич, подчеркнув, что сейчас цель состоит в предоставлении связи уровня 5G.

При этом, по словам эксперта, рост конкуренции – несомненно положительный факт. 

"На рынке появится ещё один игрок. Сейчас у "Казахтелекома" монопольное положение, учитывая, что у него в активах и Kсell, и Tele2, и Altel. Получается, частным игроком является только Beeline", – подчеркнула финансист.

"Если "Казахтелеком" продаст долю на рынок, я думаю, что это на пользу телекоммуникационному рынку. На конкурирующем рынке есть большая вероятность, что компания будет только улучшаться в плане качества предоставляемых услуг и станет более клиентоориентированной", – резюмировала она. 

Но если процесс передачи на рынок и произойдёт, этот процесс быстрым не будет. Потребуется время, чтобы провести справедливую оценку всех активов и определиться с подробными механизмами продажи.

Маржан Меланич отметила, что в 2018 году выручка Kcell продемонстрировала рост на 2%, а в 2019 году – на 5%. Росту выручки способствовали увеличение продаж контрактных смартфонов и доходов от услуг передачи данных.

В 2020 году выручка выросла на 12% и в 2021 году – на 11%. По финансовым показателям можно наблюдать положительную динамику, но на эти показатели в большей степени повлиял рост потребления мобильного трафика, передачи данных и реализация мобильных устройств, спрос на которые был высоким во время пандемии.


Читайте также: Акции АО "Kcell" снизились в стоимости на 2,2% по итогам февраля


Главный исполнительный директор "Beeline Казахстан" Евгений Настрадин считает, что усиление конкуренции позволит держать фокус внимания на проблемах клиента.

"Мы осознанно поставили интересы клиента на первое место и провели немало изменений в своих бизнес-процессах, чтобы это не осталось пустыми словами", – отметил Евгений Настрадин.

По его словам, Beeline инвестировал в сотрудников и технологическую оснащённость контакт-центра, и в результате среднее ожидание ответа оператора сократилось до 80 секунд в 2021 году.

"Такой фокус на клиенте – это наш выбор. Он не зависит от количества конкурентов", – подчеркнул главный исполнительный директор "Beeline Казахстан".

Качество мобильного интернета в Казахстане тоже не зависит от количества юридических лиц на рынке, добавил он. Оно зависит от размеров страны, стоимости оборудования, широты частотного спектра на одного абонента, от количества базовых станций по стране, от их мощности.

"При увеличении количества игроков на том же самом частотном спектре на всех операторов абоненты пострадают, потому что для улучшения качества нужно увеличивать ёмкость полосы", – подчеркнул Евгений Настрадин.

По его словам, если в законодательстве сохранится норма, согласно которой операторы обязаны спрашивать согласие жильцов на строительство базовых станций, качество будет падать, потому что радиофобы препятствуют наличию мобильной связи. Эти факторы гораздо более важны, чем количество операторов в стране.


Читайте также: Глава "Казахтелекома" проходит свидетелем по делу Кайрата Сатыбалдыулы


В компании "Казахтелеком" корреспонденту Informburo.kz ответили, что развитие конкуренции на рынке сотовых услуг в виде смены владельца одного оператора связи на другого является имитацией развития конкуренции, а не показателем развития конкуренции на товарном рынке.

Пресс-служба АО "Казахтелеком" подчеркнула, что рынок услуг телекоммуникаций в Казахстане имеет существенное отличие от аналогичных рынков западных стран. Это связано с большой территорией республики и низкой плотностью населения.

"Это влечёт необходимость более высоких расходов операторов сотовой связи на развёртывание сети, её поддержание и обслуживание, а также значительно более длинный срок окупаемости инвестиций. В связи с этим продажа одного из мобильных операторов может негативно сказаться на долгосрочной привлекательности отрасли, что может привести к застою в секторе и снижению его конкурентоспособности, что негативно скажется на потребителях. Именно указанные обстоятельства являются основным барьером для появления на рынке сотовой связи новых игроков, а не деятельность "Казахтелекома", якобы мешающего развитию конкуренции", – отметили в компании.

Сегодня "Казахтелеком" занимает более 80% на рынке фиксированной связи и более 60% – на рынке мобильной. Большие доли присутствия у нацкомпании и в смежных секторах: весь рынок цифровой маркировки товаров, 78% на рынке операторов фискальных данных, 55% – на рынке центров обработки данных, треть рынка услуг платного телевидения и 75% всех радиочастот.

На вопрос, есть ли у компании планы по демонополизации в данных секторах, в пресс-службе компании отметили, что АО "Казахтелеком" работает в конкурентных условиях и занимает доминирующее, но не монопольное положение на отдельных рынках.

"Компания считается монополистом только в одном сегменте – кабельная канализация, услуги на которую регулируются государством. В связи с этим, другие участники рынка могут свободно инвестировать свои средства в продвижение своих услуг и увеличение доли на рынках фиксированной связи, операторов фискальных данных, центров обработки данных и платного телевидения. Мы занимаем доминирующее положение на данных рынках в силу регулярных инвестиций в инфраструктуру, человеческий капитал и качество услуг. Большинство наших конкурентов может свободно инвестировать средства в увеличение доли на этих рынках, но они этого не делают, так как сейчас это им экономически не выгодно", – отметили в компании "Казахтелеком" на запрос Informburo.kz.

Что касается рынка цифровой маркировки, то компания определена единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров. Это решение было принято по итогам открытого трёхэтапного конкурса, проведённого комиссией из числа руководителей и заместителей центральных государственных органов и НПП "Атамекен", добавили в пресс-службе компании.


Читайте также: Как устанавливают базовые станции сотовой связи в Казахстане


Эксперт по телекоммуникационному рынку Нуркен Халыкберген солидарен с опрошенными экспертами.

Каждый год сотовые операторы всего мира отчитываются о прибылях и убытках, и в их отчётах отдельной статьёй идут затраты на капитальное строительство, отметил он. Отличие Казахстана от европейских стран и стран Юго-Восточной Азии в том, что у нас девятая по территории страна в мире и низкая плотность населения.

"Если собрать всё население Казахстана в одном месте, вы получите один стандартный китайский город. Рынок Казахстана – 18 млн человек, а рынок США – 330 млн, России – 150 млн, а в Индии и Китае – по 1,5-2 млрд населения. Приоритет нашей страны для игроков телекоммуникационного рынка не очень высокий, поэтому закупка оборудования становится большой проблемой", – отметил Нуркен Халыкберген.

Он напомнил, что KCell принадлежал шведской TeliaSonera, это крупнейший телекоммуникационный гигант северной Европы. Они ежегодно инвестировали сотни миллионов долларов в строительство сотовой сети в Казахстане. 

"На протяжении 2005-2015 годов сотовые операторы рассказывали, сколько им приходится строить сеть. Этот процесс постоянный, и это оборудование затем надо обновлять. Когда в 2015-2016 годы прошла очередная девальвация тенге, европейские инвесторы поняли, что люди будут продолжать платить в тенге, а оборудование покупается за доллары", – пояснил эксперт.

В итоге шведский конгломерат Investment AB Kinnevik продал Tele2 и ушёл из Казахстана, а основатель KCell, шведская TeliaSonera, продала компании в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане. 

В 2018-2019 году компания Kсell временно прекратила капитальное строительство.  

Поэтому эксперт сомневается, что найдётся покупатель для этой компании.

"Как вариант, было бы возможно, если бы государство вывело вторичное размещение ценных бумаг – SPO (Secondary Public Offering), когда государство продаёт часть имеющихся акций на свободном рынке. Или это может быть народное размещение, чтобы предложить населению купить часть акций с дальнейшем размещением на KASE или через МФЦА", – отметил Нуркен Халыкберген.

По словам эксперта, для улучшения качества связи, повышения скорости интернета, снижения тарифов нужно подходить к этому вопросу системно, на законодательном уровне.

"В Казахстане не разрешается устанавливать базовые станции на электрические столбы освещения, хотя в Европе это считается нормальным, потому что экономит время, место и скорость возведения сети. У нас же в стране это не разрешено. Несмотря на все попытки снять бюрократические проволочки, эта ситуация долгое время находится без изменений. Получение всех этих разрешений отнимает гораздо больше времени, чем приобретение оборудования, запуск и монтаж", – резюмировал Нуркен Халыкберген.


Читайте также: Эксперты прогнозируют рост цен на интернет в Казахстане


Тем не менее, после покупки Kсell "Казахтелекомом" в 2018 году, основные показатели сотового оператора росли. Согласно отчётности оператора, за этот период чистая прибыль Kсell увеличилась втрое до 32,5 млрд тенге. В 2,5 раза увеличилась прибыль на акцию и стоимость самих бумаг компании, а её рыночная капитализация достигла $678,40 млн.

Сам "Казахтелеком" в ответе на официальный запрос Informburo.kz отметил, что у компании нет планов по реализации одного из сотовых операторов. Кроме того, со стороны представителей рынка предложений о покупке одного из мобильных операторов или их акций в АО "Казахтелеком" не поступало.

"В случае принятия решения советом директоров, в компетенции которого находятся ключевые стратегические решения, по выводу одного из операторов на рынок менеджмент изучит данный вопрос", – подчеркнули в компании.


Читайте также: