Чемпион Азиады Евгений Лёвкин: "Ещё года полтора – и я снова буду ходить"
10 ноября 2012 года. Алматы. Машина, в которой находились члены сборной Казахстана по прыжкам с трамплина, попала в страшную аварию. Автомобиль занесло, и он несколько раз перевернулся. Находившиеся в салоне пассажиры получили многочисленные травмы, однако больше всех пострадал молодой Евгений Лёвкин. Врачи диагностировали ему перелом шейного отдела позвоночника, из-за чего талантливый спортсмен перестал ходить и уже несколько лет прикован к инвалидному креслу. За месяц до трагедии Жене исполнилось всего 20.
5 февраля 2016 года. Алматы. На большое интервью наш герой согласился сразу. Причём настоял, чтобы встреча состоялась именно на территории комплекса лыжных трамплинов "Сункар". С чем это связано? Всё очень символично: здесь Евгений Лёвкин в 2011 году завоевал свои самые значимые медали в профессиональной карьере. "Золото" (личные соревнования) и "серебро" (командное первенство) на зимних Азиатских играх…
– Как твои дела, чемпион?
– Постепенно восстанавливаюсь. Уже могу делать целых двадцать шагов с помощью костыля. Врач в Талдыкоргане сказала, что у меня отличные шансы навсегда отказаться от инвалидного кресла. Однако для полной реабилитации, конечно же, потребуется время.
– Сколько?
– Ещё примерно полтора года. Главное, никуда не спешить, всё делать постепенно, шаг за шагом.
– В своих предыдущих интервью ты говорил, что собираешь с мамой деньги на Китай…
– Я лечился там три месяца.
– Остался доволен?
– Если честно, то ожидал от китайских врачей большего. Они мне помогли процентов на тридцать и просто убили своим вердиктом: "Ты даже стоять не сможешь". Типа, не надейся – ляг и умри молча. Понятное дело, я пропустил эти страшные слова мимо ушей. Не верю таким людям. Сказать-то можно всё что угодно. А я просто убеждён: человеку подвластно всё. Никто ещё в мире не доказал, на сколько процентов мы можем использовать свой мозг, не говоря уже о его возможностях. Поэтому, я считаю, всё в моих руках. Если какой-то врач сказал, что ты чего-то не сможешь, я не считаю, что это уже какой-то окончательный приговор. Он ведь не знает, что пациента ждёт впереди. Тем более, он не Бог. Он чему-то поучился в своём университете, что-то там узнал и теперь что-то тебе говорит. А на самом деле всё может получиться совершенно по-другому.
– Ужас!
– Потом я поехал в Талдыкорган и там со мной очень здорово поработали. Дали надежду. Начал делать два-три шага, после чего уже окончательно убедился: не всегда нужно верить врачам. Теперь буду ездить туда два раза в год и проходить финальный этап лечения.
– За эти три года на твое восстановление ушло очень много денег. В связи с чем не могу не спросить: кто конкретно помогал и до сих пор поддерживает Евгения Лёвкина в финансовом плане?
– Его преданные друзья, тренер Кайрат Биекенов, Республиканская федерация и знаменитый казахстанский альпинист Максут Жумаев. За что я хочу сказать им огромное спасибо. Без их помощи не было бы того ощутимого прогресса, который я сейчас в себе чувствую.
– А много ли было тех, кому ты после аварии стал совершенно неинтересен как друг?
– К сожалению, таких собралось предостаточно. Поэтому трудности хороши как раз тем, что полностью сканируют людей.
– Когда тебе звонишь на телефон, то вместо стандартных гудков звучит отличная песня про мужчину, мечтающему о супруге и детях. Просто понравилась песня или ты и есть тот, кто уже готов построить свою собственную семью?
– Я на самом деле начинаю задумываться об этом. В октябре мне исполнится уже 24 года. Время, как говорится, пришло. К созданию семьи готов. Есть большое желание. Когда же был действующим спортсменом, то на личную жизнь не обращал никакого внимания. Отношения, конечно, были. Но не такого уровня, чтобы я уже начал задумываться о свадьбе и детях. Сам ещё ребёнком был. К тому же, это такая ответственность. А у меня карьера. Не хотел отвлекаться, жил только тренировками и соревнованиями. Мечтал прославлять Казахстан на международной арене. Чтобы моя семья и народ гордились мной. Однако произошла эта авария, уничтожившая абсолютно всё…
– Тогда у тебя была девушка?
– Да.
– Почему вы теперь не вместе?
– (улыбается) Когда меня посадили в инвалидное кресло – она от меня ушла.
– Жестоко…
– А что тут удивляться?! Сейчас пошли такие девушки, которых интересует не сам парень, а антураж вокруг него. Если он известный спортсмен, у него берут интервью, показывают по телевизору – он им интересен. Когда это всё заканчивается – исчезает и сама девушка. Денег у человека стало меньше, инвалид, зачем он ей такой? Причём, сейчас я рассказал конкретно свою историю. Не хочу обобщать. Наверняка ведь есть и те, кто любит не за богатство и популярность.
– Хорошо. С момента той страшной аварии прошло уже больше трёх лет. За это время ты изменился как-то внутренне?
– Безусловно. Моя жизнь поменялась кардинально. Ни тренировок, ни соревнований, ни завоёванных медалей. Первое время сильно скучал по всему этому великолепию, места себе не находил, психологически было очень тяжело. Считал, что всё – жизнь закончилась. От боли и отчаяния даже задавал себе вопрос: зачем меня спасли врачи? Мог ведь прыгать ещё. Всего двадцать лет на тот момент исполнилось. Потом взял себя в руки и понял, что жизнь продолжается. Остался таким же целеустремлённым. Иду теперь к своей новой цели. Намерен биться до победного конца! Верю в себя!
– То есть шок от осознания того, что ты уже никогда не сможешь вернуться на трамплин как прыгун, прошёл?
– К счастью, да. Моей карьеры спортсмена больше нет, зато началась тренерская деятельность. Хочу теперь здесь добиться фантастических высот. Помогаю будущему поколению. Мечтаю, чтобы хоть кто-то из них по-настоящему "выстрелил".
– Какой возраст тебе доверили?
– Я только начал свой тренерский путь, поэтому пока работаю как помощник. Группа у нас подростковая, состоящая из одних девочек. Все они очень талантливые. Особенно сумасшедший потенциал у Валентины Сдержиковой. Сейчас это сборная Алматы, но в будущем мы хотим сделать из этой команды сборную Казахстана. Ведь нам нужно кровь из носу сражаться на международной арене, заявлять о себе. Прыжки с трамплина – очень популярный вид спорта в Европе. Следовательно, мы тоже должны как-то развиваться. Способных ребят много в Казахстане. Нельзя лишать их мечты.
– Ты получаешь зарплату за свою работу?
– Конечно.
– Она тебя устраивает?
– Естественно, сумма смешная, но мне ещё оформили пенсию по инвалидности, следовательно, если собрать все деньги воедино, то уже намного проще жить. Как говорится, и на этом спасибо.
– Вы также с мамой снимаете квартиру?
– Нет, бабушка с дедушкой поменяли квартиру на дом, и сейчас мы все вместе живём в микрорайоне Алгабас. Аренда нам с мамой не по карману.
– А что сейчас происходит в национальной сборной Казахстана?
– К сожалению, команда уже возрастная. Она, однозначно, нуждается в омоложении, ибо появилось очень много талантливых прыгунов в стране. Главный тренер сборной – отечественный специалист Павел Васильев, а на должность консультанта год назад пригласили словенца. Нельзя сказать, что с его появлением ребята как-то сильно прибавили. Ему необходимо дать время. Результат приходит не сразу. Но то, что нужно омолаживать состав – это факт. Прыжки у нынешних сборников, мягко говоря, пока не идут. Результаты по сравнению с предыдущими годами пошли на спад.
– Алматы боролся за проведение зимней Олимпиады 2022 года, но проиграл в итоге Пекину. Если бы этот дорогостоящий форум отдали именно нам, ты бы сейчас радовался?
– Сейчас нет, потому что страна находится в тяжелейшем кризисе. Ей точно не до Олимпиады. Тогда же, когда победу одержал Пекин, я, естественно, расстроился, поскольку думал: зачем китайцам нужна эта Олимпиада? Мы бы не хуже остальных провели этот спортивный праздник, подняли бы туризм, про нашу страну узнали бы в тех государствах, где о Казахстане мало кто слышал.
– Тем не менее, недешёвую Универсиаду в следующем году мы точно проведём. В Алматы прилетят не великие чемпионы, а малоизвестные спортсмены-студенты. Люди часто спрашивают: нужен ли был нам такой турнир изначально? Популярность у него ведь не ахти какая…
– Поверьте, Универсиада нам нужна. Пусть в Алматы приедут третьи-четвёртые составы, но это ведь тоже мировая общественность. Те же европейцы увидят наш замечательный город, на многие страны будет идти прямая трансляция. Потом, Универсиада намного дешевле Олимпиады.
– Простым людям от этого не легче. Доллар с каждым днём растёт, а тенге опускается. Массовая безработица, цены даже на казахстанские продукты поднялись…
– Я прекрасно понимаю чувства людей, но это ведь не означает, что теперь нужно все спортивные мероприятия отменять. Это просто невозможно! К тому же бюджет Универсиады уже сократили на 15 миллиардов тенге. Считаю, сделали правильно. Даже ещё можно посидеть и подумать, где бы также "урезать". Кризис – явление временное. Нужно просто его перетерпеть. Те же люди после окончания Великой Отечественной войны жили ещё хуже, но ведь как-то выкарабкались. Человек в столь непростое время не должен жить только ради себя. Иди и помоги соседу, другу, коллеге по работе, бабушке с дедушкой. Вместе намного легче справляться с проблемами. А деньги… Если бы их не воровали мешками, а запускали больше в народ, то, считаю, страна бы сейчас так не страдала.
– Геннадий Головкин, Илья Ильин и Серик Сапиев стали кандидатами в депутаты Мажилиса от партии "Нур Отан". Чем спортсмены реально могут помочь народу, сидя в просторных государственных зданиях?
– Если честно, то я не считаю, что они что-то понимают в политике. Это не есть целесообразно. Каждый должен находиться на своём месте.
– Тогда ответь на такой вопрос: прыжки с трамплина – это и есть твоё место до конца жизни или ты хотел бы попробовать себя где-то ещё?
– На самом деле, у меня очень много интересов. Например, я хотел бы попробовать себя в качестве спортивного комментатора. С детства обожаю футбол и хоккей. Болею за "Кайрат", "Барселону" и "Барыс". Также мне интересна и адвокатская деятельность.
– Раз ты болеешь за "Барыс", то как считаешь – удастся ли подопечным Андрея Назарова остаться в зоне плей-офф регулярного чемпионата КХЛ?
– Будет очень трудно, поскольку остались только выездные матчи. Но главный вопрос в другом: почему команда играет так нестабильно?
– И почему?
– Считаю, что приглашение Ерлана Сагымбаева на пост главного тренера команды было серьёзной ошибкой. Ведь сложилось впечатление, будто хоккеисты тупо "сливают" его. Этот специалист на самом деле всё испортил в начале сезона.
– А как тебе его преемник – Андрей Назаров, который вернулся в "Барыс"?
– Его возвращение тоже можно назвать ошибкой. По какой причине его уволили из СКА? Потому что не справился с возложенной на него задачей. "Барысу" нужен другой тренер. Например, Зинэтула Билялетдинов, который сейчас работает с казанским "Ак Барсом". При нём бы команда по-настоящему заиграла.
Досье Informburo.kz
Евгений Владимирович Лёвкин
- Дата рождения: 14 октября 1992 года
- Место рождения: город Алматы
- Вид спорта: прыжки с трамплина
- Достижения: победитель (личные соревнования) и серебряный призёр (командное первенство) седьмых зимних Азиатских игр (2011 год). Мастер спорта Республики Казахстан международного класса. Участник пяти молодёжных чемпионатов мира.