В рамках развития казахстанского агропромышленного сектора одним из приоритетов, помимо обеспеченности собственным продовольствием внутри страны не менее 80%, увеличения производительности труда в три раза, притока инвестиций в четыре раза и снижения доли теневой экономики в сельском, лесном и рыбном хозяйстве до 0,5% в ВВП, становится расширение зарубежных рынков сбыта казахстанской сельхозпродукции в три раза – с 3,5 млрд долларов в 2021 году до 9,9 млрд долларов в 2030 году. Что, куда и в каких объёмах поставляет Казахстан сегодня, где есть потенциал и какие меры предусмотрены для развития агропромышленного комплекса РК?

Экспорт АПК в цифрах 

По итогам 2021 года объём экспорта продукции АПК увеличился на 14,8% и составил 3,8 млрд долларов (в 2020 году – 3,3 млрд долларов).

В структуре экспорта традиционно преобладают:

  • пшеница и меслин – 5,7 млн тонн на 1 425 млн долларов (37,5% от общего экспорта);
  • ячмень – 0,8 млн тонн на 165 млн долларов (4%); 
  • семена льна – 333,6 тысячи тонн на 226,6 млн долларов (6%), 
  • мука – 1,5 млн тонн на 441 млн долларов (12%); 
  • масло подсолнечное – 97 тысяч тонн на 116,7 млн долларов (3%);
  • хлопковолокно – 63 тысячи тонн на 123,6 млн долларов (3%).

Наблюдается увеличение объёмов экспорта по зерновым культурам на 30,7%. Казахстан компенсировал снижение поставок пшеницы в страны Центральной Азии ростом за пределы региона. Экспорт рапса вырос в 1,6 раза, льна – на 18,4%, семян подсолнечника – на 7,6%, макаронных изделий – на 29,4%, подсолнечного масла – на 10,4%. При этом экспорт муки сократился на 13,7%, жмыха – на 19,6%.

Казахстанская сельхозпродукция поставляется почти в 70 стран. Основные традиционные рынки сбыта – страны ЕАЭС, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Турция, Латвия, Италия и другие. При этом имеется хороший потенциал для дальнейшего наращивания экспорта продукции мукомольной и крупяной промышленности, мяса и пищевых мясных субпродуктов, растительных масел и других видов переработанной продукции, а также органической продукции в КНР, страны ЕС и Средней Азии. 

С января по июнь 2022 года экспорт продукции АПК составил 2,6 млрд долларов, что на 44% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (1,8 млрд долларов). Экспорт переработанной продукции за указанный период составил один миллиард долларов – на 43% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (0,7 млрд долларов). Доля экспорта переработанной продукции от общего объёма тоже выросла и составила 40,4% (январь – июнь 2021 года – 36,3%).


Читайте также: Нацпроект по развитию агрокомплекса РК. Всё ли идёт по плану в 2022 году?


От сырья к переработанной продукции 

Согласно Концепции развития АПК РК на 2021–2030 годы, ставка сделана именно на такие изменения. Для увеличения экспорта в рамках Национального проекта развития АПК на 2021–2025 годы выработан комплекс мер, предусматривающий дозагрузку действующих, а также строительство современных предприятий переработки сельхозпродукции.

Учитывая имеющийся потенциал сельского хозяйства по производству сырья и узкость внутреннего рынка, переход от сырьевой направленности экспортной политики на переработанную продукцию становится приоритетом развития АПК. Рост отраслей переработки за счёт увеличения объёмов экспорта обеспечит и качественный рост сельского хозяйства, и рост доходов по всей цепочке добавленной стоимости.

Помимо этого, приоритетом обозначено и развитие экспортных рынков животноводческой продукции и органического земледелия.

По данным Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен", спрос на казахстанскую органическую продукцию за 2021 год вырос почти в два раза. Объём экспорта достиг 32 млн долларов. Лидирующие позиции занимает органический лён, а также пшеница, соя, подсолнечник, чечевица, подсолнечное масло, мёд. В вышеупомянутой Концепции развития АПК РК приводится рейтинг IFOAM, представляющий позиции 123 стран, экспортирующих органическую продукцию в страны – члены ЕС. Казахстан занимает девятое место, но отдельного упоминания заслуживает пшеница (четвёртое место) и семена масличного льна (шестое).

В целом в общей структуре экспорта продуктов переработки сельскохозяйственной продукции отмечены мука (36,3%), растительное масло (7,7%), кондитерские изделия (8,4%), молочная продукция (4,1%), рыбопродукты (10,7%), минеральные воды (2,7%). 57,7% экспорта составляет растениеводческая продукция – зерновые и масличные, лён, хлопковое волокно, зернобобовые, картофель.

Агрогеография

В Казахстане ежегодно производится три миллиона тонн муки, половина этого объёма отправляется на экспорт. Мука идёт в Афганистан (больше половины) и другие страны Средней Азии, небольшие объёмы закупает Китай, Азербайджан, Беларусь. 

Ежегодно порядка 60% экспорта подсолнечного масла поставляется в Узбекистан, при этом наблюдается расширение рынков сбыта. Помимо традиционных стран (Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, Китай), отгрузка осуществляется в Чехию, Литву, Турцию.

Животноводческая продукция поставляется в Узбекистан, Иран, КНР. Приоритетными рынками для экспорта живых животных и продукции животного происхождения обозначены Иран, страны ЕС, ОАЭ, Саудовская Аравия, Монголия, Япония, Турция, Корея, Грузия, Китай. Часть рынков уже открыта для казахстанской продукции. Казахстан является провайдером не только крупного и мелкого живого скота, но и цыплят, яиц и раков. Последний пункт представлен не в таком большом объёме в общей картине экспорта (за семь месяцев 2021 года – 133 тонны), однако, определённый интерес со стороны, например, Китая и Евросоюза чувствуется всё больше. 

Имеющиеся торговые позиции, площади сельхозугодий в достаточном количестве, орошаемое земледелие – всё это открывает для казахстанского АПК хорошие перспективы как и в обеспечении собственной продовольственной безопасности, так и реализации экспортного потенциала. При этом для стабилизации цен на внутреннем рынке и для исключения дефицита предусмотрены ограничения в виде квотирования продукции (из недавних примеров – на вывоз муки и пшеницы, сахара, овощей, живого скота, сейчас обсуждаются ограничения по рису). Таким образом, исключается исчезновение товаров из социально значимых продовольственных групп с полок казахстанских магазинов. 


Читайте также: Смаилов о субсидиях для сельхозпроизводителей: Часть продукции должна уходить на внутренний рынок