Депутат мажилиса от партии Nur Otan Кудайберген Ержан направил депутатский запрос на имя первого заместителя премьер-министра Романа Скляра. В своём запросе он предложил решения проблемы с перебоями электроэнергии.

Как отметил депутат, потребление электроэнергии в Казахстане выросло за 2021 год на 7%, при этом в энергодефицитной южной зоне рост составил 12%. Рост потребления привёл к перегрузу в сетях 500 кВ в направлении "север – юг".

"Следствием систематического перегруза стала вчерашняя аварийная ситуация. Она ещё раз показала разбалансированность и отсутствие манёвренных мощностей казахстанской энергосистемы. Однако много лет мы слышали заверения энергетических компаний о том, что у нас имеется большой профицит электроэнергии. Это же утверждали энергетики в тот момент, когда принималось решение о разрешении работы на территории страны майнинговых компаний", – сказано в запросе.


Читайте также:


Как обратил внимание депутат, майнинговая индустрия – одна из самых энергоёмких. Низкая стоимость электроэнергии и законодательная возможность использования отечественных энергетических мощностей для проведения вычислений сделала Казахстан популярным среди игроков майнингового рынка.

"Оптимистичные заявления Министерства энергетики о мифическом профиците, отсутствие у государственного администратора чёткого представления о реальном состоянии энергосистемы страны привели к ряду стратегических ошибок, сделанных в момент формирования майнинговой инфраструктуры", – подчеркнул Ержан.

По его словам, майнинговые фермы разместили хаотично, без учёта сбалансированности энергетической системы. К примеру, одну из ферм открыли на Шардаринской ГЭС в энергодефицитной Туркестанской области. При этом майнеры потребляют 8 МВт электроэнергии по 11 тенге за кВт, а бюджетные организации и население – по 15-21 тенге.

"Не были установлены допустимые энергетические резервы для майнинга, поэтому вычислительные центры в размещении и потреблении никто не останавливал. Не была подготовлена нормативно-правовая база для развития майнинговой индустрии. По действующему законодательству, в Казахстане добыча и оборот криптовалюты запрещён. Как в таком случае работает наша криптоидустрия?" – задал вопрос мажилисмен.

По его словам, все крупные майнеры арендуют энергетические мощности для облачного (удалённого) майнинга, формально не нарушая закон. Деятельность таких дата-центров носит уведомительный порядок.


Читайте также:


Официально работают и платят налоги около 70 компаний отрасли, которые в сумме потребляют порядка 700 МВт. Основной объём потребления электроэнергии приходится на "серых" майнеров – свыше 1400 МВт.

"Итогом однобокого регулирования стало то, что "белых" майнеров энергооператор в случае возникновения дефицита отключает от системы, как это было сделано 24 января. А на нелегальных майнеров у KEGOC, что называется, управы нет. Они в любом случае продолжают перегружать энергосистему. "Серые" майнеры уходят от налогов, а всё "нажитое непосильным трудом" криптоимущество конвертируется на иностранных биржах", – возмутился депутат.

От развития майнинговой индустрии бюджет получает лишь налог в 1 тенге с кВт. Однако налог крайне сложный, непрозрачный в администрировании и платят его только легальные игроки.

"Налицо явный пробел в законодательстве. Для его устранения в конце 2021 года депутаты разработали законопроект "О цифровых активах в РК". В этом документе предложен механизм регулирования работы майнеров. Он предполагает лицензирование деятельности майнинговых дата-центров, введение квотирования и приоритетности в выделении электроэнергии для новой индустрии. Предложены нормы по борьбе с "серыми" майнерами. Разработаны уточнения в налоговое законодательство. Эти меры позволят новой индустрии цивилизованно работать на рынке, приносить доходы в бюджет, участвовать в создании новых генераций и соблюдать интересы энергетической безопасности нашей страны", – рассказал мажилисмен.

Проект закона ждёт правительственного заключения. Депутат Ержан призвал ускорить его подготовку и направление документа в мажилис. Также партиец попросил правительство:

  • Незамедлительно на уровне подзаконных актов установить строгие приоритеты при распределении электроэнергии со станций с государственным участием. Последовательность должна быть такой: население, коммунальные предприятия по обслуживанию населения, бюджетные организации, производственные предприятия.
  • Взять под контроль частоту и географию подключения майнеров в энергодефицитных регионах, исходя из результатов ревизии энергосистемы.