О текущей ситуации на казахстанско-кыргызской границе в программе "Открытый диалог" на телеканале "Хабар" рассказал министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов.

По словам министра, вопросы, которые возникают сейчас на границе с Кыргызстаном, не связаны с какими-то экономическими мерами страны.

"Текущая проблематика на казахстанско-кыргызской границе на самом деле связана с пограничным контролем. В этой связи хотелось бы сразу сказать, что договор о Евразийском экономическом союзе – это наш базовый документ в рамках ЕвразЭС, и он не предусматривает отмены пограничного контроля", – сказал министр, отвечая на вопрос ведущего.

Вместе с тем министр отметил, что есть определённая проблема с таможенной стоимостью, применяемой в Кыргызстане.

"Мы как союз применяем одинаковые тарифы, то есть пошлина для растаможки тех или иных товаров у нас одинаковая. Но вместе с тем сумма, которая уплачивается, это умножение базы таможенной стоимости на пошлину. И как раз таки есть определённая проблематика с таможенной стоимостью, применяемой в Кыргызстане. Эта проблема давно поднимается казахстанской стороной, мы не сейчас её подняли, и об этом прекрасно знает Кыргызстан. Более того, проблематика эта поднимается в рамках Евразийской экономической комиссии, в рамках ЕвразЭС. Мы давно уже предлагаем унифицировать стоимостные характеристики профилей таможенной стоимости постепенно на всё большие группы товаров. Понимание со стороны кыргызских коллег есть. Будем работать", – пояснил он.


"Открытый диалог с главой МНЭ Т.Сулейменовым". Ситуация на казахстанско-кыргызской границе


Глава МНЭ отметил, что в результате переговоров с кыргызской стороной, прошедших 18 октября в Астане, было определено, кто сможет проходить казахстанско-кыргызскую границу по упрощённому режиму.

"Внушительная делегация во главе с премьер-министром Кыргызской Республики прибыла, состоялись переговоры достаточно, на мой взгляд, конструктивные. Одним из ключевых решений, которое было принято, является то, что физические лица будут проходить границу в упрощённом режиме. Легковые автомобили, которые не везут груз, а просто пересекают границу по каким-то деловым вопросам, в командировку поехали или к родственникам, также будут проходить в упрощённом режиме. Пустые грузовые машины тоже не будут досматриваться досконально, и пограничный контроль будет проводиться в ускоренном порядке. Это конкретный результат договорённости премьер-министров", – добавил министр.

По словам Тимура Сулейменова, принято решение о создании отдельной рабочей группы, которую возглавят первые зампремьера. Группа будет решать проблемные вопросы, вопросы в рамках ЕвразЭС и двустороннего взаимодействия.

Также будет создана дорожная карта, по которой будут закреплены ответственные государственные органы с обеих сторон.

Между тем кыргызский портал kaktus.media сообщает, что сложности с пересечением границы нанесли серьёзный ущерб кыргызскому бизнесу. По словам предпринимателей, они терпят многомиллионные убытки. Об этом заявили ОсОО "Акылман",ОсОО "Лина", ОсОО "Экзотика", АМАП КР.

По словам исполнительного директора ОсОО "Акылман", занимающегося перевозкой рыбной продукции, экспорт товара встал.

"Вчера наши ребята съездили специально замерить, на сколько километров растянулись фуры на границе. Получилось 7 километров –1 тысяча машин. Стоят только на нашей стороне. Никто не может вывезти ни сельхозпродукцию, ни оборудование. Казахстан ввёл очень жёсткий контроль – одну машину досматривают свыше часа", – возмущён предприниматель.

Как заметил гендиректор компании, изготавливающей мебель ОсОО "Лина" Гияс Халилов, раньше одна машина проходила границу в Казахстан за 4-5 часов, то теперь за 4-5 суток.

"На границах Актюбинского и Уральского погранпереходов кыргызских перевозчиков на территорию Казахстана не пускают, заставляют ехать в объезд, а это примерно 1000-1200 километров, до перехода в Троице – это Костанайская область. Вынуждают делать технологические проходы в транспортных средствах. Фактически машины заходят полупустые. Вместо 20 тонн везём 10. И даже техпроход не спасает, все фуры проходят через рентген. В 99% случаев в каждой машине есть затемнения, поэтому идёт ручной детальный досмотр каждого грузовика. Полупустые машины, лишние 1000 км, многодневный простой на границе, время, работа холодильника. В итоге наши издержки идут уже на миллионы", – сказал коммерческий директор ОсОО "Экзотика" Сергей Голинко.

Бизнес-ассоциации в целях недопущения увеличения очередей грузовых автотранспортных средств на контрольно-пропускных пунктах вдоль кыргызско-казахстанской государственной границы просят отечественных предпринимателей-грузоперевозчиков временно воздержаться от пересечения линии государственной границы с Республикой Казахстан до полного решения данного вопроса.

17 октября Комитет госдоходов сообщил, что по каждой четвёртой машине из Кыргызстана выявляются грубые нарушения. Аналогичную информацию представили в МИР РК. Женис Касымбек отметил, что по линии его министерства с нарушениями въезжает каждая шестая машина из КР.

С 10 октября на казахстанско-кыргызской границе образовались километровые очереди.

К вечеру 11 октября пресс-служба КНБ РК сообщила, что на границе с Кыргызстаном идёт плановая пограничная операция. Целью операции является выявление граждан, причастных к контрабанде и терроризму. Поэтому усилен досмотр грузов, товаров и людей, пояснили пограничники.

10 октября Казахстан усилил ветеринарный контроль на границе с Кыргызстаном. В отношении пяти кыргызских молокоперерабатывающих предприятий уже действует запрет на ввоз в Казахстан из-за ранее выявленных нарушений.

По данным на 15 октября, с начала усиления фитосанитарного контроля в пунктах контроля и назначения выявлено 11 фактов нарушений.