Подсудимые не смогли примириться с потерпевшей в резонансном ДТП в Алматы
Договориться о примирении с потерпевшей получилось только у одного из трёх фигурантов дела о неуправляемом трамвае."Со стороны Николая Никоненко причинённый вред в результате ДТП заглажен и непосредственно потерпевшей Шугыле Сыламхат оказана материальная помощь, - заявил в суде адвокат потерпевшей Шугылы Сыламхат Алим Мустапаев. - В связи с чем мы просим суд согласно части 1 статьи 68 УК РК и пункта 12 части 1 статьи 35 УПК РК прекратить уголовное преследование в отношении подсудимого Никоненко и освободить его от уголовной ответственности. Прилагаем соответствующее заявление. Однако у нас есть условие, подсудимый Никоненко должен в полном объёме признать содеянное преступление".
Гособвинитель Везир Мерзоев поддержал заявление Мустапаева. Адвокат наставницы вагоновожатых Ирины Чучкаловой Жанна Биданова попросила суд не принимать решение о примирении Никоненко с потерпевшей, пока не допросят саму Сыламхат. С ней согласился адвокат вагоновожатой-стажёра Елены Стекольниковой Алым Балтиев.
"Понятно, что преступление не умышленное, - говорит она. - Данная категория попадает под примирение. Мы ранее заявляли ходатайство о допросе самой потерпевшей, действительно ли она согласна с примирением, поскольку подписано представителем. Просто не понятна позиция: человек выпускает в рейс, всё это переделано, водители ни сном ни духом, садятся и ездят.Только из-за того, что у наших подсудимых нет возможности материально возместить ущерб, они должны понести наказание. То есть совсем как-то не справедливо, не по-человечески".
"Загладить материально вину перед потерпевшей, в отличие от Никоненко я не имею возможности, но вместе со всеми сотрудниками депо помогала, чем могла. Я не работаю и не имею жилья, у меня больной ребёнок. Но слышала, что мы собрали всем депо и передали потерпевшей 500 тысяч тенге", сказала подсудимая Чучкалова, из слов которой следует, что потерпевшую она навещала в больнице, однако Шугыла Сыламхат "не захотела с ней разговаривать".
Однако во время дачи показаний суду механик трамвайного депо Николай Никоненко признал вину только частично.
"Трамвай выехал на маршрут с самодельными деталями, это законом, конечно, не положено. Но заменённая мною резина также поддерживает амортизацию, как и пружина. Нам трамваи отправили из Германии, а запчасти забыли передать. Получается, что ставили, какое было, и руководство депо об этом знало. Вина моя, конечно же, есть, я признаю, что ставил вместо пружины резину", - сказал Никоненко.
Судья Куаныш Арипов оставил заявление о примирении Никоненко с Сыламхат открытым. Решение он примет после допроса свидетелей и изучения материалов дела.
Напомним, Чучкалова и Стекольникова обвиняются по статье 345, часть 2, УК РК – "Нарушение ПДД, повлёкшее по неосторожности причинение тяжкого вреда", Никоненко и также Чучкаловой предъявлено обвинение по статье 348, часть 2, УК РК "Недоброкачественный ремонт транспортных средств или выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями".
Слушания несколько раз откладывали по разным причинам. На прошлой неделе заседание началось с опозданием на час и продлилось всего несколько минут. В ходе суда выяснилось, что у одной из обвиняемых – наставницы вагоновожатых Ирины Чучкаловой нет адвоката. Арипов перенёс заседание на несколько дней для назначения государственного адвоката. Впрочем, после этого дату слушаний переносили ещё дважды.
Суд допросил второго стажёра Елену Каримову, которая сдавала экзамен вместе с Еленой Стекольниковой. Она рассказала, что полицейские попросили снять трамвай с тормозов.
22 сентября оставшийся без вагоновожатого трамвай начал неконтролируемо скатываться вниз по улице Байтурсынова и остановился на перекрёстке Карасай батыра, протаранив 14 автомобилей на своём пути.
Позже видеозапись подтвердила, что трамвай в момент ДТП был пустым, а вагоновожатая безуспешно пыталась догнать его.
По данным ДВД Алматы, в ДТП пострадали 4 человека, 14 машин получили повреждения от столкновения.
Основной причиной массовой аварии в "Алматыэлектротрансе" назвали отказ тормозов одной тележки и нарушение правил технической эксплуатации. По их словам, произошло задымление тормозной системы задней крышки.
В управлении пассажирского транспорта Алматы заявили, что вагоновожатая-стажёр, испугавшись внезапного движения трамвая, выпрыгнула из вагона.
Позже в "Алматыэлектротрансе" сообщили, что дорожные полицейские заставили снять с тормоза неисправный трамвай, а в ДВД Алматы это опровергали.
Заместитель председателя правления АО "СК "Евразия" Назым Тульчинский разъяснил, на какую компенсацию могут рассчитывать пострадавшие в результате аварии с трамваем.
Трамваи "Алматыэлектротранс" застрахованы в страховой компании "Альянс полис".