Что случилось. 8 ноября в Алматы в районе площади Астана произошло крупное ДТП с участием двух автобусов маршрутов №201 и №98. Погиб прохожий, которого сбил один из автобусов после столкновения. Согласно последним данным, в больницы попали девять человек, в том числе один ребёнок. Полиция сообщила, что водитель автобуса №98 выехал на перекрёсток на запрещающий сигнал светофора. 

Через час после этого ДТП на проспекте Абая в западном направлении между Сейфуллина и Байтурсынова столкнулись троллейбусы и автобусы, перекрыв путь всему остальному транспорту. По сведениям МВД, автобус столкнулся с BMW, когда перестраивался в левый ряд. Обошлось без жертв.

Аварии с участием автобусов в Алматы случаются нередко. Редакция Informburo.kz решила вспомнить все крупные ДТП с автобусами за последние месяцы и выяснить, почему их не удаётся избежать. 

Хроника инцидентов. 31 октября на пересечении улиц Райымбека и Саина произошла авария, в которой водителю автобуса №23 чудом удалось избежать смертельного исхода. У транспорта отказали тормоза, водитель смог остановить автобус, врезавшись между двумя деревьями.

@__.bakiev.__

 

♬ оригинальный звук - __.bakiev.__

10 октября пассажирский автобус №141 въехал в частный дом на улице Кудерина. В ДТП пострадали семь человек, включая самого водителя. В отделе дознания ДП Алматы сообщили, что мужчина не справился с управлением. По утверждению некоторых очевидцев, водитель постоянно смотрел в мобильный телефон.

Автобус въехал в жилой дом / Фото из Telegram-канала Polisia.kz

27 сентября автобус №2 сбил женщину на улице Рихарда Зорге. Пострадавшая переходила дорогу рядом с пешеходным переходом, водитель её не заметил. Женщина скончалась в карете скорой помощи.

25 сентября у автобуса №112 отказали тормоза на пересечении улиц Маргулана и Момышулы. В результате он протаранил две встречные машины. Водитель вывернул руль, транспорт вынесло на бордюр. Автобус врезался в дерево на обочине и опрокинулся в арык. Пострадали трое детей.

16 июля автобус №27 сбил пешехода на улице Северное кольцо. Пострадавший получил различные травмы.

8 марта автобус №33 сбил человека, пересекавшего нерегулируемый пешеходный переход в Авангардном переулке. Мужчина от удара отлетел на десять метров и скончался на месте от полученных травм.

1 февраля водитель автобуса врезался в микроавтобус и снёс его переднюю часть. ДТП произошло на пересечении улиц Жансугурова и Жумабаева. По словам очевидцев, водитель автобуса грубо нарушил правила дорожного движения, выехав на красный сигнал светофора.

Последствия столкновения Nissan и автобуса в Алматы / Фото Sputnik 

11 февраля три автобуса столкнулись на проспекте Райымбека. По данным департамента полиции Алматы, водитель автобуса марки Yutong не соблюдал дистанцию и столкнулся с движущимся впереди автобусом марки SAZ. От удара транспорт отлетел в сторону и врезался в другой автобус марки Yutong, который двигался в попутном направлении. В ДТП никто не пострадал.

Сколько ДТП с участием автобусов происходит ежегодно. Статистика показателей аварийности в Казахстане за последние три года демонстрирует, что число ДТП с участием автобусов остаётся высоким. Многие аварии с автобусами приводят к тяжким последствиям:

  • 2019 год – 543 ДТП (81 погибший и 949 травмированных);
  • 2020 год – 327 ДТП (29 погибших и 455 травмированных);
  • 2021 год – 379 ДТП (38 погибших и 487 травмированных).
  • 8 месяцев 2022 года – 198 ДТП (21 погибший и 339 травмированных).

Причины. По данным МИИР, автобусы часто попадают в ДТП, потому что перевозчики недостаточно хорошо обеспечивают безопасность, а механизма, позволяющего контролировать соблюдение установленных требований всеми перевозчиками, не существует. Одна из главных проблем – снижение рентабельности официальных перевозок. Из-за него автопарки испытывают финансовые трудности, лишаются стимула для привлечения инвестиций и обновления подвижного состава. Также в министерстве отмечали неэффективность действующей системы контроля за пассажирскими перевозками. Большое значение для безопасности движения общественного транспорта имеют качество дорог, исправность всех дорожных указателей и светофоров.

Кто за рулём. Ещё один актуальный вопрос – нехватка квалифицированных водителей. Водители автобусов должны иметь категорию D или Е. Чтобы получить водительское удостоверение категории D, претендент должен быть не младше 25 лет, иметь трёхлетний стаж работы на автобусах малой вместимости, а также один год стажа – на грузовом транспорте. Для управления автобусами, которые в народе называют "гармошкой", необходима категория Е и стаж более 10 лет. Из-за таких требований стать водителем пассажирского автобуса сложно, а обучение требует много времени. Основная масса водителей – предпенсионного возраста, а подготовить новые кадры сложно и долго.

В 2021 году в автопарках Алматы не хватало 800 водителей. По данным НПП "Атамекен", сейчас эта цифра снизилась до 445. Дефицит водителей приводит к тому, что на линии выходит меньше автобусов. Аким Алматы признался, что сам ощутил дефицит транспорта, когда прождал автобус больше 30 минут. Иногда водители общественного транспорта превышают допустимую скорость, чтобы сократить интервал движения.

Несмотря на то, что аким Алматы пообещал купить 300 новых автобусов и 100 троллейбусов в 2023 году, управлять этим транспортом сегодня некому. Водители перерабатывают по 5-6 часов. К концу смены они теряют концентрацию – это чревато новыми ДТП. Сегодня обсуждается возможность упростить получение прав категории D, но пока не известно, как это может повлиять на качество подготовки новых водителей. 

Почему это важно знать. На рост количества ДТП недавно обращал внимание президент Касым-Жомарт Токаев. По его словам, каждое дорожное происшествие с человеческими жертвами следует рассматривать как чрезвычайную ситуацию. Сейчас в Алматы наземный общественный транспорт пользуется наибольшим спросом. Построена только одна ветка метро из девяти станций, поэтому основная нагрузка в пассажироперевозках приходится на автобусы и троллейбусы. Садясь в автобус, люди хотят без больших затрат, быстро и безопасно добраться до нужного места. Но пока водители не осознают полной ответственности за здоровье пассажиров, а автопарки озабочены финансовыми проблемами, о безопасности в пути говорить не приходится, и в интернете появляется всё больше новостей о смертельных ДТП.


Читайте также: