"Артёменко Вячеслава Михайловича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного статёй 295, часть 3 УК РК ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта", УК РК редакции 1997 года – Авт.), и назначить по ней пять лет лишения свободы с лишением права заниматься авиационной деятельностью сроком на два года. Отбывание наказания назначить в колонии-поселении, меру пресечения Артемёнко Вячеславу отменить на содержание под стражей, взяв под стражу в зале суда. Срок наказания исчисляется со дня задержания", – зачитал приговор судья Алмалинского районного суда Нариман Бегалиев. 

Авиакомпания SCAT не согласилась с приговором и намерена подать апелляционную жалобу.

"Авиакомпания SCAT категорически не согласна с вынесением обвинительного приговора директору лётной службы нашей компании, так как на сегодняшний день ни международная комиссия, ни следственный орган не смогли установить точные причины произошедшей катастрофы", –сказала руководитель по связям с общественностью авиакомпании SCAT Виктория Ульянова.

Представители потерпевших комментировать приговор суда отказались. Отметим, что по гражданскому иску от потерпевших авиакомпания SCAT пришла к мировому соглашению с 14 родственниками погибших. 

"Родные погибших, заключившие  мировое соглашение с авиакомпанией SCAT, в марте текущего года получили от перевозчика моральную компенсацию. Кроме этого, уже производятся материальные выплаты 12 несовершеннолетним детям, которые будут получать материальную помощь от авиакомпании ежемесячно до достижения ими возраста совершеннолетия. Помимо этих средств, авиакомпания оказывала материальную помощь родственникам на протяжении трёх лет, а  общая сумма выплат включая отдых, лечение и обучение детей составила более 300 миллионов тенге", – рассказала Ульянова.

Что касается ещё двух семей погибших, суд удовлетворил их гражданский иск частично: Еркыну Кусаинову и Сауле Ескендировой суд обязал SCAT выплатить по 2 млн тенге каждому. Кроме этого, на каждого из троих детей Ескендировой авиакомпания обязана платить ежемесячно по 3 139 тенге (1,5 МП).

Напомним, главное судебное разбирательство по крушению CRJ-200 недалеко от Алматы началось 15 января. Уголовное дело состоит из 530 томов. Сообщалось, что судья заслушает 308 свидетелей, а также экспертов, которые провели 21 экспертизу. Общий объём обвинительного акта состоит из 800 страниц.

Директор лётной службы SCAT Вячеслав Артёменко обвинялся по ст. 344, ч. 3 УК РК (новой редакции) "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц".

Обвинительный акт два прокурора зачитывали почти 3 часа. Согласно обвинению, пилоты Владимир Евдокимов и Александр Шарапов были допущены к полётам с множеством нарушений. Перед крушением Евдокимов отдыхал на 5 часов меньше положенного, пилоты работали дольше допустимого (вместо 800 часов летали около 900), а между полётами перерывы были короче, чем предписывают правила. Вместо отпуска лётчики проходили обучение. Шарапов при устройстве на работу в авиакомпанию SCAT в 2006 году указал в своей лётной книжке недостоверные сведения. Также он после 12-летнего перерыва в работе не прошёл обязательное повторное первоначальное обучение

Ещё один факт выяснился в ходе досудебного расследования: 25 декабря 2013 года авиакомпанией уничтожены задания на полёт за 2012 год и январь-февраль 2013 года.

"Уничтожение заданий на полёт выгодно лишь руководству лётной службы авиакомпании, поскольку именно данное подразделение несёт ответственность за соблюдение требований законодательства по соблюдению норм рабочего и полётного времени. Тем самым подсудимым Артёменко и старшим пилотом авиационной эскадрильи Пивоваровым с целью сокрытия систематических нарушений режима труда и отдыха пилотов были допущены грубые нарушения вышеуказанных требований действующего законодательства в области организации лётной работы", - отмечается в обвинительном акте.

Отметим, что в отношении других трёх лиц: командира воздушного судна Владимира Евдокимова, второго пилота Александра Шарапова, старшего пилота авиационной эскадрильи Александра Пивоварова, уголовное дело было прекращено в связи с их смертью.

Также по ходатайству потерпевших суд признал авиакомпанию SCAT в качестве ответчика по гражданскому многомиллионному иску. Некоторые просили для детей погибших ежемесячную компенсацию до достижения ими совершеннолетия, а другие - 20 млн тенге, 56 млн тенге.

Кроме того, по этому делу прошло выездное заседание в Шымкенте, где допросили ещё 49 свидетелей и двух потерпевших.

Генеральная транспортная прокуратура РК сообщала, что основной причиной катастрофы явились "неправильные действия лётного экипажа во время ухода на второй круг без возможности визуального контакта с наземными ориентирами из-за ожидаемых сложных метеорологических условий". Кроме того, экипаж не привёл в положение "на себя" штурвал для набора самолётом высоты, который находился в  этот момент в интенсивном снижении.

Руководство авиакомпании SCAT отрицает выводы следствия о причинах крушения самолёта. Президент авиакомпании Владимир Денисов предпочитает верить результатам расследования государственной комиссии с участием четырёх государств: США, Канады, России и Казахстана.

"Мы имеем официальное заключение комиссии авиационного происшествия, расследование которого было завершено в феврале. Следствие длилось два года. Комиссия в составе представителей четырех государств — Канады, России, США и Казахстана, -  завершив полное расследование, выдвинула ряд версий, которые были озвучены. И ни в одной из версий не прозвучало, что авиационное происшествие произошло по вине экипажа", – заявил в одном из интервью президент авиакомпании SCAT Владимир Денисов.

На совещании по вопросам безопасности полётов, которое прошло в Алматы в марте, президент авиакомпании Bek Air Нурлан Жумасултанов сказал, что в самолёте было обледенение, и вины пилотов нет. Руководитель управления лётной эксплуатации Комитета гражданской авиации МИР РК Копболсын Токбакбаев вовсе заявил: "В тюрьме должен сидеть преступник, а не директор лётной службы SCAT".

Самолёт авиакомпании SCAT Bombardier CRJ-200 29 января 2013 года потерпел крушение возле посёлка Кызылту Илийского района Алматинской области. Авария произошла, когда самолёт заходил на посадку в аэропорту Алматы. После сообщения командира об уходе на второй круг аппарат пропал с экранов радаров. Метеоусловия были очень сложными - видимость составляла 200 метров. Bombardier CRJ-200 столкнулся с поверхностью земли. Погибли 5 членов экипажа и 16 пассажиров. Самолёт выполнял рейс "Кокшетау-Алматы".