Уголовное дело состоит из 530 томов. В суде под председательством судьи Наримана Бегалиева будут заслушаны 308 свидетелей, а также эксперты, которые провели 21 экспертизу. Кроме того, по этому делу пройдёт выездное заседание в Шымкенте, там допросят ещё 49 свидетелей и двух потерпевших. Общий объём обвинительного акта состоит из 800 страниц.

Напомним, что Вячеславу Артёменко инкриминируется статья 344, части 3 УК РК "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Ему грозит лишение свободы до 10 лет. В отношении других трёх лиц: командира воздушного судна Владимира Евдокимова, второго пилота Александра Шарапова, старшего пилота авиационной эскадрильи Александра Пивоварова, уголовное дело было прекращено в связи с их смертью.

Прокуроры главной транспортной прокуратуры РК зачитывали обвинительный акт, изложенный на 50 страницах, почти три часа. Из них почти полтора часа подсудимый Артёменко слушал стоя. Согласно обвинению, пилоты Владимир Евдокимов и Александр Шарапов были допущены к полётам с множеством нарушений. Как выяснилось в ходе  досудебного расследования, пилоты не должны были летать, так как они не прошли необходимые курсы повышения квалификации, у них после длительного перерыва - более 30 дней - не было тренировок.

Следователям удалось узнать, что уровень знания английского языка у Евдокимова не  соответствовал профессиональным требованиям. Между тем, стандартный протокол коммуникаций иностранного типа этого воздушного судна изложен на английском языке.

Также в авиакомпании нарушался установленный режим: перед крушением Евдокимов отдыхал на 5 часов меньше положенного, работали дольше допустимого (вместо 800 часов, летали около 900), а между полётами перерывы были короче, чем предписывают правила.

"Наряду с вышеуказанными нарушениями подсудимым Артёменко, старшим пилотом эскадрильи Пивоваровым, действующим в производственно-коммерческих интересах авиакомпании по обеспечению регулярных полётов, грубо нарушались права пилотов на отдых, что отрицательно и напрямую влияет на восстановление их работоспособности и укрепление здоровья. Данные нарушения также свидетельствуют о том, что авиакомпания больше внимания уделяла решению своих производственно-коммерческих задач, чем вопросу отдыха и восстановлению пилотов и соответствующему обеспечению безопасности полётов. Чтобы не использовать рабочее время, необходимое для обеспечения регулярности полётов, причитающееся пилотам по закону время отпуска руководством лётной службы авиакомпании использовалось для обучения с их формального согласия", - говорится в обвинительном акте.

По данным гособвинителей, Александр Шарапов при устройстве на работу в авиакомпанию SCAT в 2006 году указал в своей лётной книжке недостоверные сведения. Также он после 12 летнего перерыва в работе не прошёл обязательное повторное первоначальное обучение.

"Шарапов работал с 1994-го по 1997 год  и с 2000-го по 2002 год в качестве второго пилота в малоизвестных авиакомпаниях. С 1994 года до 11 декабря 2006 года Шарапов не осуществлял лётную деятельность, при этом с 2000 по 2004 год он работал менеджером по продаже автомобилей в ТОО "Вираж" в Алматы. Вместе с тем Артеменко, не удостоверившись при приеме на работу в квалификации кандидата в пилоты авиакомпании, а именно в достоверности указанных в его лётной книжке сведений, собственноручно перенёс и заверил своей подписью данные записи в официальный документ - новое свидетельство пилота Шарапова", - сказано в документе.

Ещё один факт выяснился в ходе досудебного расследования: 25 декабря 2013 года авиакомпанией уничтожены задания на полёт за 2012 год и январь-февраль 2013 года.

"Уничтожение заданий на полёт выгодно лишь руководству лётной службы авиакомпании, поскольку именно данное подразделение несёт ответственность за соблюдение требований законодательства по соблюдению норм рабочего и полётного времени. Тем самым подсудимым Артёменко и старшим пилотом авиационной эскадрильи Пивоваровым с целью сокрытия систематических нарушений режима труда и отдыха пилотов были допущены грубые нарушения вышеуказанных требований действующего законодательства в области организации лётной работы", - отмечается в обвинительном акте.

Судебные заседания будут проходить каждый понедельник, среда, пятница в 10 утра.

Напомним,  ранее Генеральная транспортная прокуратура РК сообщала, что основной причиной катастрофы явились "неправильные действия лётного экипажа во время ухода на второй круг без возможности визуального контакта с наземными ориентирами из-за ожидаемых сложных метеорологических условий". Кроме того, экипаж не привёл в положение "на себя" штурвала для набора высоты самолета, который находился в интенсивном снижении.

Руководство SCAT отрицает выводы следствия о причинах крушения самолёта. Президент авиакомпании Владимир Денисов предпочитает верить результатам расследования государственной комиссии с участием четырёх государств: США, Канады, России и Казахстана.

Авиакатастрофа самолёта SCAT случилась 29 января 2013 года в Алматинской области, в результате погибли 16 пассажиров и пять членов экипажа.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter