Апелляционная коллегия столичного суда под председательством судьи Абая Кокжалова разъяснила причины возвращения прокурору уголовного дела по факту хищений в Astana LRT.

"Судебная коллегия, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, а также ходатайства о многочисленных нарушениях, допущенных в рамках досудебного производства, а также нарушения, которые были допущены в ходе судебного следствия, полагает, что эти нарушения являются существенными. Судом первой инстанции допущены односторонность, неполнота судебного следствия, не обеспеченна проверка всех доводов жалоб и ходатайств адвокатов на принесённое по ходатайствам в рамках досудебного производства, и суд тоже эти нарушения не устранил", – пояснил судья Абай Кокжалов.


Читайте также: Апелляционный суд отменил приговор по делу Astana LRT


Судья перечислил нарушения, которые допустили в ходе досудебного расследования и главного судебного разбирательства.

"В отношении организаторов преступления Султанбекова и Ардана уголовное дело неправильно выделено в отдельное производство. В отношении указанных лиц допущены формулировки о том, что они являются организаторами данного преступления, при этом на момент поступления уголовного дела в суд, в отношении них процессуального решения о выделении в отдельное производство не было. Кроме того, в материалах дела были сведения о том, что по обвинительному акту в отношении представителей иностранных компаний тоже установлены преступные действия, а именно совершения ими пособничества в совершении хищения денежных средств, однако какое-либо процессуальное решение в отношении них тоже не принято", – сказал судья.

То есть изначально главное судебное разбирательство не должно было начинаться без экс-заместителя акима столицы Каната Султанбекова и бывшего председателя правления "Астана LRT" Талгата Ардана, которые находятся в международном розыске, а уголовное дело в их отношении выделено в отдельное производство

"Кроме того, не устранены противоречия по ходатайству адвокатов о сумме ущерба, причинённого по этому делу. Были проведены первичные аудиторские заключения: первые заключения указывают об отсутствии ущерба, в последующем в рамках досудебного производства были получены другие аудиторские заключения, которые идут вразрез с предыдущим аудиторским заключением. Эти доводы были заявлены адвокатами в ходатайстве суду первой инстанции, просили признать недопустимыми в качестве доказательств заключения аудиторов Ныгметжановой и Хамитовой, однако суд не разрешил и оставил без внимания это ходатайство. Эти нарушения являются основанием для возвращения дела прокурору", – отметил судья.

Фигуранты дела Astana LRT ранее заявляли апелляционной коллегии, что из материалов дела пропали коробки, в которых была переписка между госорганами. Эти документы находились в Антикоррупционной службе. Защита подсудимых отмечала, что в них содержатся данные о невиновности подсудимых. 

"Остались невыясненными вопросы по вещественным доказательствам. Эти вещественные доказательства поступили только в суд апелляционной инстанции, суд первой инстанции тоже не дал этим доказательствам соответствующую оценку", – пояснил судья.


Читайте также:


Абай Кокжалов заявил, что из-за нарушений, допущенные в суде первой инстанции, невозможно заново начать судить фигурантов дела.

"Все эти нарушения являются существенными и являются основанием для возвращения дела прокурору", – заключил судья.

Адвокат Сауле Акатова заявила в суде, что допрос высокопоставленных чиновников необходим для устранения противоречий, и установления истины.

"Уже настолько назрела необходимость в допросе тех должностных лиц, которые приняли решение о строительстве такого масштабного, уникального и непонятного до сего времени проекта "Новая транспортная система Астаны" (LRT, BRT/ ITS), поддерживали этот проект во всех направлениях, что без этого мы просто зайдём в тупик, а вернее уже до него дошли", – сказала Сауле Акатова.

Ранее в суде апелляционной инстанции защита просила допросить таких высокопоставленных чиновников как Бакытжан Сагинтаев, Асет Исекешев, Ерболат Досаев. 


Читайте также: Адвокаты по делу Astana LRT просят вызвать на допрос Тасмагамбетова, Джаксыбекова, Исекешева и Сагинтаева


Кроме того, защита просила судей допросить представителей иностранных компаний, которые, по версии следствия, являются соучастниками преступлений – пособниками в хищении бюджетных средств при реализации проекта "Новая транспортная система города Астаны". Речь идёт о следующих лицах:

  • Руководители филиала французской консультационной  инжиниринговой компании SYSTRA Алан Годри, Винсент Русло и другие должностные лица этой компании. По данным защиты осуждённого, они составляли сметы на проект, которые следствие считает завышенными.
  • Представители испанской компании Tengniga Y Proytctos, S.A  Саяго Баутиста Карлос Хоск и другие должностные лица этой компании.
  • Директор казахстанского филиала ТОО "Бюро Веритас индастриал сервисез" Онат Атилла (Турция) и другие должностные лица этой компании.    

"Без допросов этих лиц остаётся неустановленной объективная составляющая предъявленного Аманжулову обвинения, а именно: было ли само событие преступления, поскольку недоказанным остаётся факт умышленного завышения стоимости отдельных частей проекта указанными компаниями, применявших в расчётах стоимости международные стандарты. Без этого по делу нельзя считать достоверным установленный следствием размер хищения", – пояснила адвокат Сауле Акатова.

Также защита ходатайствовала о допросе экс-заместителя акима Астаны Каната Султанбекова и бывшего главу ТОО "Astana LRT" Талгата Ардана, которые находятся в бегах. 

Суд первой инстанции приговорил фигурантов дела по LRT в Астане к лишению свободы на сроки от 7 до 10 лет.

Нажмите, чтобы прочитать к каким срокам приговорили фигурантов дела

С 2015 года на реализацию проекта LRT из бюджета выделили 156,3 млрд тенге. Строительство Astana LRT должно было завершиться к концу июня 2020 года, однако в 2018 году проект приостановили из-за проблем с финансированием. Изначальная стоимость проекта составляла 1,8 млрд долларов. С обслуживанием займа Китайского банка развития на 20 лет проект обошёлся бы в 2,6 млрд долларов. В 2019 году проект оптимизировали, сэкономив 1,2 млрд долларов. Окончательная стоимость проекта строительства LRT на сегодня составляет 1,5 млрд долларов. 

Аким столицы Алтай Кульгинов 30 июня заявлял о возобновлении строительства LRT. Он отметил, что активная работа будет продолжена по мере поступления средств.