Министр информации и общественного развития Аида Балаева назвала закрытость маслихата Алматы для журналистов недопустимым явлением. Местный представительный орган несколько лет подряд периодически не допускает СМИ на сессии.

"Я очень хорошо знаю этот вопрос, и сама была вынуждена реагировать и обращаться в аппарат акима Алматы. Конечно, это недопустимо, тем более сейчас время требует открытости и конструктивного диалога", – сказала она.

Читайте также: Маслихат Алматы в очередной раз закрыл заседание для прессы

Аида Балаева подчеркнула, что МИОР работает над совершенствованием законодательной базы в части доступа к информации.

"Сейчас в мажилисе находятся поправки, предусматривающие определение уполномоченного органа по вопросам доступа к информации. МИОР как раз будет координировать и контролировать эту работу, если эта поправка будет принята. В каждом государственном органе будет уполномоченный отдел или представитель, который будет отвечать за эту сферу", – сказала он.

По её словам, такие изменения позволят МИОР контролировать доступ к информации.

Она отметила, что в маслихатах не предусмотрено назначение пресс-секретарей.

"Но в то же время я считаю, что как раз законодательные меры и чёткий контроль позволят сделать так, чтобы подобных вопросов больше не было", – отметила она.

Ежегодный доклад на имя президента по ситуации с доступом к информации МИОР также позволит показать все проблемные вопросы и недостатки работы госорганов, добавила министр.

Член Национального совета общественного доверия Максим Споткай на заседании 22 октября заявил, что нужно создать механизм, обеспечивающий соблюдение маслихатами требования о доступе к информации об их деятельности. По его словам, норма об онлайн-трансляциях сессий игнорируется, информация об открытых заседаниях не публикуется.

Аида Балаева пообещала рассмотреть эту проблему на заседании МИОР.

"Раз вопрос такой актуальный и требует нашего внимания, я думаю, что мы можем рассмотреть его", – отметила она.

Аида Балаева рассказала о работе над Национальным планом развития сферы информации на 2020-2022 годы.

"В этом году был подготовительный период. План предусматривает три направления. В первую очередь, это повышение конкурентоспособности СМИ, развитие человеческого капитала и вопросы совершенствования законодательной базы в сфере СМИ", – сказала она.

Читайте также: Что страшнее для медиа сегодня – новые вызовы или старые законы?

Комментируя объединение некоторых государственных СМИ, министр подчеркнула, что госорганы и квазигосударственный сектор работают над оптимизацией бюджетов.

"Это объединение предполагает оптимизацию в сфере хозяйственно-административной деятельности и никак не будет касаться творческой части нашей работы", – пояснила Аида Балаева.

В 2008 году уже создавался объединённый холдинг госСМИ "Арна Медиа". АО было создано для повышения конкурентоспособности информационного пространства страны. В состав холдинга входили АО "Кателко", АО "Агентство "Хабар", газеты "Егемен Казахстан", "Казахстанская правда", АО "НК "Казинформ", РТРК "Казахстан" и другие. Холдинг подвергался критике, Счётный комитет обвинял АО "Арна медиа" в неэффективном использовании средств.

"Что касается печального опыта, конечно, мы учли все недостатки, которые были, и разработали чёткий алгоритм действий. На перовом этапе объединяются две нашей газеты: "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда". После нового года они преобразуются в отдельное ТОО, затем будет объединение АО "Қазақ газеттері", образуется единый холдинг. Ещё раз хочу подчеркнуть, что это не будет касаться творческой части. Бренды "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" сохранятся", – пояснила она.

Аида Балаева отметила, что работа по реформированию госинформзаказа ведётся.

"Мы неоднократно проводили встречи с главными редакторами, круглые столы по вопросам развития СМИ. Там были озвучены все проблемные вопросы в этом направлении. С учётом этих проблемных вопросов разрабатываем новые правила формирования и распределения госинформзаказа. В рабочей группе представлены все СМИ, ежедневно с ними консультации ведутся, мы с ними советуемся", – пояснила она.

Проводятся маркетинговые исследования ценовой политики продукции СМИ.

"Мы будем работать над тем, чтобы больше было аналитических материалов и на них тратилось больше средств. С учётом сегодняшних реалий очень хотелось бы, чтобы появилось больше мультимедийной продукции", – сказала она.

По словам Аиды Балаевой, с момента принятия в 1999 году закона о СМИ в него внесли 45 поправок, но этого недостаточно.

"Появились современные вызовы, новые средства коммуникаций и новые понятия. Поэтому здесь требуется работа, чтобы, во-первых, определиться с понятийным аппаратом. Во-вторых, законопроект будет направлен на то, чтобы мы определили статус журналистов, их права и обязанности, а также понятие "блогер", – пояснила она.

Читайте также:

Аида Балаева добавила, что создаётся рабочая группа при МИОР, которая разработает новый закон о СМИ. Министр пообещала обеспечить участие журналистов в разработке профильного законопроекта.