Инцидент в ЖК "Бухар жырау Тауэрс" в Алматы оставляет массу вопросов, особенно к правоохранительным органам. Но вместе с тем он даёт ряд уроков, многие из которых, увы, не были выучены в разное время. Причём не только государством и его компетентными органами, но и гражданами.

Урок 1-й

Погибший стрелок оказался иностранцем (гражданин РФ) и состоял на учёте по категории "лицо, прибывшее из горячих точек". Уже сама данная категория должна была озадачить как Пограничную службу КНБ РК, перед сотрудниками которой стоял вопрос – впускать этого субъекта на территорию Казахстана или нет, – так и управление миграционной службы департамента полиции Алматы, где он, видимо, и состоял на учёте.

Пока нет информации, когда именно этот Руслан Исаев (?) въехал в Казахстан, сколько времени он проживал и чем занимался в Алматы. Судя по опубликованным отзывам бывших соседей, жил он в ЖК "Бухар жырау Тауэрс" давно. Известно также, что находился он в нашей стране по рабочей визе. Следовательно, у него был работодатель, который решал вопросы с получением и/или продлением ему регистрации (для граждан РФ – по истечении 30 дней) в миграционной полиции. В любом случае недоработка миграционной полиции и КНБ налицо.


Читайте также: Спецоперация по обезвреживанию алматинского стрелка в ЖК "Бухар Жырау Тауэрс". Как это было


Участвуя, кстати, в обсуждении законопроекта с поправками в закон о выборах по части введения выборности акимов городов районного значения и сельских населённых пунктов, не перестаю удивляться, как представители главной спецслужбы страны упорно отстаивают устраивающий их порядок проведения спецпроверок кандидатов в акимы указанной категории и спорят вплоть до букв и знаков препинания. Хотя тем самым они могут закрыть возможность многим достойным людям баллотироваться в акимы своих сёл и т.д. Но почему-то пребывание в стране "лица, прибывшего из горячих точек", да ещё и обладающего огнестрельным оружием, фактически осталось вне их контроля. То же самое относится и к миграционной полиции, со стороны которой был только некий "учёт" в отношении погибшего.

В целом координация между КНБ и миграционной полицией по контролю за пребывающими в Казахстане иностранцами представляется очень слабой. Неизвестно также, сделал ли кто-то из них запрос в компетентные органы РФ относительно Руслана Исаева. Не исключено, что теперь оба ведомства будут пытаться обвинять друг друга за произошедший в Алматы инцидент или искать крайнего в лице, например, участкового. Для последнего, кстати, это тоже послужит хорошим уроком.

Урок 2-й

Скорее всего, погибший стрелок проживал в ЖК "Бухар жырау Тауэрс" на съёмной квартире. А это лишний раз показывает отсутствие должного регулирования рынка арендного жилья. Неизвестно, сколько граждан сдают свои дома и квартиры другим людям самостоятельно или через посредников (например, риэлторов), с регистрацией в налоговых органах и выплатой соответствующих налогов в бюджет или нет, понимают ли, кого они впускают в своё жильё и какую ответственность несут за поведение арендаторов (квартирантов).

В Алматы очень часто резонансные преступления совершались на съёмных квартирах (к примеру, убийство мужчины с расчленением трупа в сентябре 2016 года, убийство двоих детей с аналогичным исходом в сентябре 2017 года). Съёмное жильё также служит для проживания и укрытия потенциальных преступников, о чём ярко свидетельствует дело предыдущего "алматинского стрелка" Руслана Кулекбаева.


Читайте также: Со дня теракта в Алматы прошло три года. Как живут родственники погибших?


Ставить всё это в вину одному государству несправедливо. Из-за лёгкой и хорошей прибыли многие домовладельцы часто закрывают глаза на личность и поведение арендаторов. Лично пришлось столкнуться с упёртостью соседей, которые, несмотря на несколько заявлений в полицию в отношении их квартирантов и частое посещение последних трижды судимым субъектом, не хотят расставаться с выгодными для себя клиентами.

В пользу Руслана Исаева, возможно, сыграл фактор выплаты собственнику квартиры приличной суммы денег за проживание первого из них со стороны пригласившей его коммерческой структуры. В общем, имеют место предложения, от которых арендодатели жилья не в силах отказаться. Но в таком случае следует ввести ответственность для них за действия своих клиентов, чтобы они были разборчивее с выбором последних.

Урок 3-й

Слабо регулируется привлечение отечественными и действующими в Казахстане иностранными коммерческими структурами иностранной рабочей силы. Чем был ценен тот же Исаев для его работодателей, пока неизвестно. Так же как кто они сами вообще такие и чем занимаются. Поскольку уже имел место прецедент судебного разбирательства Исаева с женой, который его явно не красил, то работодателям впору было задуматься о разрыве трудовых отношений с ним.

Если же речь в данном случае идёт о сомнительной, с правовой точки зрения, коммерческой деятельности, то это уже снова упущение наших правоохранителей. Свою долю ответственности за трудовую деятельность стрелка несёт также департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Алматы, входящий в структуру Минтруда и социальной защиты населения.

Урок 4-й

Там, где допустила промах миграционная полиция, мог бы отреагировать должным образом участковый. Тем более если, по словам соседей стрелка, он уже вёл себя агрессивно по отношению к ним и даже произвёл выстрел в подъезде. Однако если после всего этого никакой адекватной реакции со стороны участкового не последовало, то не исключено, что немалую долю ответственности за инцидент будет нести он. А это послужит хорошим уроком его коллегам и начальству (если, конечно, они его выучат).

Урок 5-й

Следствию ещё придётся установить все обстоятельства, связанные с наличием у погибшего стрелка огнестрельного оружия. Судя по информационным сообщениям об инциденте в ЖК "Бухар жырау Тауэрс", он имел охотничье ружьё и запасы патронов, позволяющих ему держать оборону большое количество часов. Если вдруг окажется, что Исаев, будучи гражданином РФ, лично приобрёл всё это в одном из местных охотничьих магазинов, то спрос следует сделать с продавцов и администрации последнего. Хотя не исключено, что он получил оружие от кого-то из граждан Казахстана.

В любом случае человек с ружьём, пистолетом или АК-74, особенно одиночка и без каких-либо законных признаков обладания данным оружием (например, военная, полицейская или охранная форма), уже сам по себе должен стать пристальным объектом внимания со стороны других людей. Не говоря уже о соответствующем реагировании, включая вызов полиции. На видео, кстати, видно, как 4-5 человек спокойно идут куда-то по своим делам от будки охранника ЖК, в которого выстрелил Исаев.


Читайте также: Житель Алматы ранил охранника ЖК "Бухар жырау Тауэрс" и забаррикадировался в квартире. Полиция ведёт переговоры со стрелком


Вывод из всего этого один: инцидент в ЖК "Бухар жырау Тауэрс" стал следствием беспечности и равнодушия со стороны определённого количества сотрудников государственных и, прежде всего, правоохранительных органов и частных лиц. Уже хорошо то, что никто, кроме самого стрелка, не погиб. Однако это нисколько не умаляет уровень опасности происшедшего для жителей Алматы и не гарантирует исключения подобных инцидентов в обозримом будущем. Так что желающим выучить указанные выше уроки и сдать их желательно на "отлично" есть чем заняться.