После долгого обсуждения туристского сбора (bed tax) с отельерами Министерство культуры и спорта, курирующее туристическую отрасль, решило пойти навстречу бизнесу. Ведомство планирует пересмотреть постановление о туристском взносе, изменив процентную ставку на фиксированную.

Это подтвердил и вице-министр культуры и спорта Ержан Еркинбаев.

"Представители бизнеса сделали много интересных предложений по внесению изменений в действующий порядок. Мы прислушались к предпринимателям и разработали целый ряд поправок, включая новый принцип расчёта взноса", – ответил он на вопрос корреспондента Informburo.kz.

Напомним, с начала 2023 года в Казахстане с каждого иностранного туриста, остановившегося в отеле или гостинице, начали взимать туристский сбор в размере 1–5% от стоимости пребывания. После того как постановление правительства вышло, отельеры стали бить тревогу. По их мнению, такая ставка bed tax снизит поток иностранных туристов, а сам механизм взимания взноса не проработан и вызывает много вопросов. 

О чём в итоге договорились предприниматели и госорганы, и как это повлияет на развитие туризма? Об этом в интервью Informburo.kz рассказала Татьяна Верницкая, исполнительный директор ассоциации "Центр развития городского туризма" Астаны.

Татьяна Степановна, позвольте поздравить вас с тем, что министерство прислушалось к вашим предложениям и согласилось на фиксированную ставку сбора. Поясните, пожалуйста, каким теперь будет bed tax?

– Спасибо. С ноября наша ассоциация занимается этим вопросом. На данный момент мы смогли прийти к соглашению с Министерством культуры и спорта. Оно согласилось изменить процентную ставку уплаты взноса на фиксированную. Об этом просили многие отельеры и туроператоры. Для нас и самих туристов так гораздо удобнее, потому что исключает большинство вопросов.

Пока что обсуждается, что в городах республиканского значения и в столице фиксированная ставка будет 0,5 МРП (в 2023 году это 1725 тенге), а во всех других городах – 0,2 МРП (690 тенге).

Уплата будет за каждого иностранного туриста за сутки пребывания в отеле, при этом без разницы, в каком именно отеле он проживает и в каком номере. Для этого придётся внести изменения в постановление. Как нам сказали в министерстве, это возможно будет сделать в течение месяца-полутора. 

– Почему для отельеров фиксированная ставка удобнее, чем процентная? 

– Сейчас отели и гостиницы Астаны и Алматы берут с иностранного туриста 5% от стоимости номера за сутки. Но в нынешней редакции постановления не указано, нужно ли отельерам брать 5% с каждого человека или в целом за один номер.

Допустим, в номере за 35 тысяч тенге живут два иностранца. Сотрудник на ресепшене должен брать с них 10% от стоимости номера – 3500 тенге или 5% – 1750 тенге? Каждый может трактовать как хочет. И вроде бы это маленькая разница, но на практике получается большая сумма. Благодаря фиксированной ставке все эти вопросы уйдут.

К тому же мы решим вопрос конфиденциальности. Отели иногда заключают индивидуальные договоры с туроператорами, компаниями и просто гостями. В договорах обычно прописывается, что стоимость проживания не может быть разглашена третьим лицам. Но если нам нужно будет подсчитывать каждый раз 5%, то эта сумма будет оглашена, и отель может потерять клиентов.


Читайте также: "Не отпугнёт туристов". Bed tax в Казахстане отменять не собираются


– Насколько с введением bed tax подорожает отдых в Казахстане и как это отразится на привлекательности нашей страны для иностранных туристов?

–  Если смотреть с точки зрения россиян, 0,5 МРП с человека – это около 300 рублей. Наши стандартные туры рассчитаны на три дня, получается 900 рублей. Для гостей из России это небольшая сумма. Ведь одна поездка на такси по городу может стоить до 1000 рублей. 

Для европейцев 1750 тенге – это около трёх евро в день, умножаем на три-пять ночей, выходит около 9–15 евро. Тоже не так много.

Но если мы оставим процентную ставку, то там будет большая сумма, которую туристы почувствуют, и это сильно ударит по нашему имиджу. 

– А как сейчас иностранцы реагируют на туристский взнос?

– Сейчас иностранцы реагируют плохо, но почему? Государство заранее не провело разъяснительную работу. Когда в ОАЭ собирались вводить туристский взнос, мы знали об этом за два года вперёд, коллеги из Турции начали обсуждать этот вопрос за три года до введения. Когда туристы знают об этом заранее, они спокойно оплачивают взносы.

У нас маслихат Астаны 14 декабря вынес постановление, 24 декабря оно вступило в силу, а отели уже с 1 января начали брать взнос. Акимат в отели направил разъяснительные письма на русском и казахском языках. Они пришли на фирменном бланке акимата без печати. Для иностранцев это было непонятно, они просили дать им документ с печатью и на английском языке, чтобы понять, на основании чего с них требуют оплату взноса.

Чиновники говорят, что постановление было на сайте, но надо было, чтобы все об этом знали – туристы тоже.


Читайте также: Как туристический бизнес Казахстана воскресает после пандемии и что ему мешает


– Помимо фиксированной ставки, какие ещё изменения в постановление могут быть внесены? 

– Министерство культуры и спорта также поддержало наше предложение освободить от уплаты взноса детские оздоровительные центры и объекты придорожного сервиса. Почему это так важно?

Во-первых, сейчас мы видим спрос среди семей из других стран, которые хотят приезжать в наши детские оздоровительные лагеря, но с bed tax такой отдых может сильно подорожать для них. Во-вторых, в отелях придорожного сервиса иностранцы в большом количестве не останавливаются, но туда заезжают водители грузовиков. Как мы можем брать с них туристский взнос, если они везут для нас груз?

Чтобы решить этот вопрос, нам нужно будет внести изменения в отраслевой закон. По подсчётам министерства, это возможно будет сделать до конца года.

– Кого ещё, по вашему мнению, нужно освободить от уплаты туристского взноса? 

– От туристского взноса также должны быть освобождены обладатели дипломатических паспортов и сотрудники организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории Казахстана. Это ведь не туристы, а люди, которые здесь работают. Регулятор с этим согласился.

Помимо этого, наша ассоциация поднимала вопрос по детям. Министерство культуры и спорта согласилось, что дети до 12 лет должны быть освобождены от уплаты туристского взноса, но мы убедили, что можно будет освободить от уплаты взноса и детей до 18 лет. Это важно, потому что нам нужна заполняемость отелей.

На самом деле туризм начинается с детей. Если ребёнку понравилось в какой-то стране, то и родители будут настроены приехать ещё раз, а когда вырастет, этот турист привезёт к нам свою семью.


Читайте также: Министр культуры и спорта предложил ввести туристический кешбэк – до 20% от стоимости тура


– Можно ли сказать, что министерство и бизнес пришли к консенсусу по всем спорным вопросам?

– Не совсем. Вопрос, который ещё не решён, но мы надеемся решить его, – это регулирование средств, поступающих в бюджет от bed tax. Сейчас деньги, собранные с туристского взноса, будут направляться в общий бюджет города. В министерстве говорят, что они пойдут на развитие туризма, но можем ли мы на самом деле быть уверены в этом?

Если бы отельеры знали, что деньги, которые они собирают со своих гостей, пойдут на рекламу города, они бы понимали, ради чего это делают, – ради того, чтобы увеличить нагрузку на свои отели, чтобы вместо одного туриста приезжали три. Но сейчас этого нет в постановлении, поэтому следующим нашим шагом будет работа с акиматом, чтобы они прописали, на что конкретно будут потрачены средства с туристского взноса. 

– Появилось ли понимание, как правильно оформлять bed tax, какой выдавать чек об оплате, как его указывать в налоговой отчётности?

– В 31 городе, где маслихаты приняли это постановление, оно действует. Никто его не отменял, поэтому отели и гостиницы должны брать туристский взнос у иностранцев и работать по тем правилам, что есть. Однако у отелей есть большие вопросы к механизму оплаты.

Мы долго обсуждали этот вопрос с министерством. В постановлении сказано, что мы можем выдавать туристу после уплаты взноса любой документ. Например, предоставлять мягкий чек или разработать собственную форму по сбору денег. Многие отели, к слову, сейчас её разрабатывают.

Но в Алматы и в Астану приезжают корпоративные клиенты, за которых платят компании или туроператоры. Их может не устроить та форма, которую им сделал отель, они будут обязательно просить фискальный чек для отчётности.

И если мы выбиваем им этот чек, то департаменты госдоходов (ДГД) должны знать, что эти деньги не идут в доход отеля, с них не надо брать НДС, потому что туристский взнос не является налоговым платежом. Мы надеемся, что Комитет госдоходов при Минфине напишет нам разъяснительное письмо, которое все ДГД будут принимать за основу, и у отельеров не возникнет проблем с оплатой.

Пока что нам нужно разъяснительное письмо, но в будущем необходимо будет внести изменения в Налоговый кодекс, где всё это будет прописано, но на это может уйти до двух лет.


Читайте также: Казахстанские предприниматели выступили против туристского взноса для иностранцев


– Какие регионы Казахстана наиболее привлекательны для туристов?

– Примерно 50% всех иностранных туристов, прибывающих в Казахстан, прилетают в Алматы, 30% – в Астану, остальные – в другие города. В Алматы в основном едут туристы, которые хотят там отдохнуть, а вот в Астану – по бизнесу или по работе.

Как представитель турбизнеса Астаны, считаю, что нашему городу нужно больше средств выделять на маркетинговые мероприятия. В Алматы выделили на это огромные деньги, и мы видим результат – в прошлом году у них было больше туристов. В Астане же ничего такого не проходит, соответственно, туристов у нас мало, хотя у нас есть что показать гостям.