Прямой эфир Новости спорта

Эксперт: Внутренний туризм перестал быть для казахстанцев экзотикой

Что позволит туристической отрасли Казахстана лучше зарабатывать?

Казахстан – девятое по площади государство мира. Это и предмет гордости для казахстанцев, и источник определённых сложностей. Большие территории, разнообразные природно-климатические условия, уникальные памятники культуры и истории – всё это неплохая основа для развития туризма, как внутреннего, так и въездного. Но огромные территории требуют совместных усилий для их развития и значительных инвестиций. Участники и эксперты отрасли уверены, если работать сообща, то результата можно достигнуть быстрее.

Председатель Комитета туристской отрасли, член президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Юлия Якупбаева рассказала Informburo.kz о растущем интересе к Казахстану со стороны зарубежных гостей и появлении новых точек притяжения в отрасли.

Юлия Якупбаева / Фото из личного архива

– Юлия Константиновна, как вы оцениваете состояние туристической отрасли в Казахстане?

– Оценивать отрасль можно по разным критериям. Если по уровню статистики, то мы неплохо подросли в сравнении с прошлым годом, но к допандемийным показателям ещё только возвращаемся.

К примеру, за январь – сентябрь 2022 года количество посещений (въездной туризм) превысило 3,4 млн человек, количество выездов за рубеж в туристических целях составило почти 5,6 млн, что ниже сопоставимого периода 2019 года на 47% и 32%, соответственно. И это объяснимо с учётом происходящих в мире процессов.

Фото Informburo.kz

Наконец, можно вспомнить и о прогнозах международных экспертов Всемирной туристической организации (UNWTO). Эксперты заявляли, что до 2024 года международный туризм от пандемии не оправится. Относительно таких прогнозов Казахстан движется по оптимистичному сценарию.

Количество посетителей Национальных парков в этом году (а он ещё не окончился!) приблизилось к 2 млн. Активно строится инфраструктура.

Внутренний туризм из экзотического для многих стал привычным и очень востребованным направлением.

– Много ли туркомпании и государство зарабатывают на этом?

– Согласно данным Минкультуры и спорта, в стране функционируют 318 лицензированных туроператоров и 3330 турагентов.

По официальным данным, объём оказанных туркомпаниями услуг в 2021 году составил 88 млрд тенге, что  на 38% больше, чем в 2019 году.

Поступления в бюджет выросли почти на 29% – до 129,2 млрд тенге. Есть хорошие новости и по рейтингам. В глобальном рейтинге туризма, по версии ВЭФ (Всемирного экономического форума), Казахстан поднялся с 80-го на 66-е место.

Но туризм, как и строительство, отрасль особая. Все территории борются за туристов, поскольку мультипликативный эффект от их приезда ощущают ещё 11 смежных сегментов – гостиницы, логистика, общепит, торговля, объекты культуры, креативная индустрия.

Юлия Якупбаева / Фото из личного архива

– Как вы считаете, что нужно сделать государству, чтобы эта отрасль стала более интересной для бизнеса?

– В первую очередь ускорить решение вопросов инфраструктуры даже у имеющихся объектов туризма.

В Казахстане насчитывается:

  • 25 тысяч объектов историко-культурного наследия;
  • 10 биосферных резерватов;
  • 14 национальных парков;
  • 6 природных резерватов;
  • 10 заповедников.

Возьмём, к примеру, восточное и западное побережья озера Алаколь. Отдыхающих становится всё больше, но и проблем с организацией отдыха меньше не становится.

Бизнес и посетители фиксируют постоянные перебои электроснабжения, не решены вопросы водоснабжения и канализации, плохое покрытие сети, транспортная доступность всё ещё не развита на достаточном уровне. Для заметного увеличения количества посетителей требуется модернизация санаториев и детских лагерей.

С другой стороны, вопросы дополнительного досуга – совместная задача. Велосипедная и пешеходная инфраструктура, ежегодные фестивали, своевременный вывоз мусора, организация троп, пляжей и смотровых площадок – всё это существенно увеличивает привлекательность региона для инвесторов и гостей.

Строительство так называемой последней мили и организация придорожной инфраструктуры также увеличивают привлекательность курортных зон и ускоряют процесс организации новых бизнесов за счёт увеличения проходимости.

Фото Informburo.kz

– Чего нам не хватает, чтобы в мире Казахстан стал более узнаваемым и привлекательным для зарубежных туристов?

– Порой раздаётся критика в адрес участников рынка, но я не согласна, что отрасль не развивается. Постепенно увеличивается количество участников рынка, по всей стране создаются новые точки притяжения. Формируются новые турпродукты, развивается инфраструктура.

В местах размещения количество туристов повысилось на 22%, по въездному туризму – рост на 34%. Растут не только Астана, Алматы, Боровое, Туркестан и Мангистауская область. Остальные регионы набирают обороты.

До пандемии в Казахстане сложилась устойчивая тенденция по проведению значимых международных мероприятий (марафоны, кино- и другие фестивали, спортивные, деловые мероприятия). Была поставлена и работа по продвижению Казахстана на международном уровне со стороны "Казахтуризма", обсуждались вопросы организации съёмок фильмов и клипов иностранных исполнителей в туристических локациях Казахстана.

Сейчас, после пандемии, участники рынка вновь просят возобновить работу в этом направлении. Также необходимо вернуться к утверждению и продвижению странового туристического бренда. 

Фото Informburo.kz

– Какие туристические объекты РК стали точками притяжения для туристов или могут стать туристическим брендом страны в будущем?

– За рубежом и внутри Казахстана гости любят алматинские горы, яблоки и шоколад. Уже стали прочными точками притяжения марсианские пейзажи Мангистау и Каспий, так называемая казахстанская Швейцария – Щучинско-Боровская курортная зона, Туркестан как центр паломнического туризма. Астана и Алматы – центры делового туризма. Сейчас в качестве региональных центров делового туризма активно развиваются Караганда и Туркестан. Алаколь, Балхаш, Капшагай, Ульбинское водохранилище – центры летнего отдыха гостей из регионов и ближнего зарубежья.

Плато Ассы-Тургень недалеко от Алматы / Фото Informburo.kz

Формирование бренда Казахстана – это большой проект. Это устойчивые ассоциации, образ страны, который мы хотим транслировать на внутреннем и внешних рынках. Он должен складываться из разных составляющих – кухни, узнаваемых природных образов, объектов культуры, искусства, паломничества, современных трендов, деловой среды, инфраструктуры отдыха, ярких личностей.

Нельзя забывать об уровне сервиса, создании новых якорных досуговых объектов, организации парков и набережных. Работу по формированию комфортной и интересной среды не только для туристов, но и для местных жителей мы ведём совместно с акиматами в рамках подходов к устойчивому развитию регионов.

Всё это в совокупности с работой по улучшению логистики, развитию приграничных и трансграничных турпродуктов придаст казахстанскому туризму дополнительный импульс.


Читайте также:


Новости партнеров