Прямой эфир Новости спорта

Как туристический бизнес Казахстана воскресает после пандемии и что ему мешает

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Какой поддержки от государства ждут участники туристической индустрии и почему выступают против курортного взноса.

В Казахстане с начала года начали взимать взнос с иностранных туристов bed tax в размере 1-5% от стоимости пребывания. По-другому bed tax называют ещё курортным сбором. Деньги должны отправляться в бюджет государства и затем тратиться на улучшение туристического имиджа страны.

Внедрение нового сбора в туриндустрии обсуждается на протяжении нескольких лет. Ещё в 2018 году Kazakh tourism (дочернее предприятие Минкультуры и спорта) инициировал внедрение в жизнь по сути туристического налога. И тогда, накануне пандемии, игроки отечественной туриндустрии высказывали сомнения в необходимости внедрения сбора. Спустя почти пять лет такой сбор "сверху" всё-таки утвердили. В Алматы сбор утвердили на максимальном уровне – 5%, в казахстанской столице этот сбор (и тоже 5%) будут взимать пока только в первом полугодии 2023 года.

Председатель Комитета туристической отрасли, член президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Юлия Якупбаева рассказала Informburo.kz, почему предприниматели вновь выступают против решения властей обложить иностранцев курортным сбором.

Юлия Якупбаева / Фото из личного архива

– Юлия Константиновна, почему вокруг bed tax возник такой ажиотаж?

– С 1 января 2023 года иностранные туристы при проживании в гостиницах и прочих местах размещения начали платить дополнительные 5%. При этом куда и как будут расходоваться эти средства, какой орган будет это контролировать, так и остаётся для казахстанского бизнеса загадкой.

Предполагалось, что собранные средства должны идти на развитие туристической инфраструктуры региона, на проведение мероприятий, способствующих привлечению туристов в регион, но в законодательстве прямо это не отражено.

По данным Бюро национальной статистики, в Алматы отели загружены в среднем на 42,2%. При этом среди посетителей гостиниц Алматы 74,5% – резиденты, 25,4% – нерезиденты Казахстана.

– Как отельный бизнес и НПП "Атамекен" отреагировали на введение этого взноса? Обсуждался ли вопрос с предпринимателями?

– Вопрос обсуждается уже несколько лет. Но бизнес, как и раньше, считает внедрение bed taх преждевременной мерой. Для внедрения подобных практик должны быть серьёзные предпосылки. Например, устойчивый рост турпотока в течение нескольких лет, перенастройка на более высокий чек.

Мы не можем себя пока сравнить с Турцией по количеству иностранных туристов, но даже там установлена ставка 2%. Италия, которая является одним из мировых центров туризма, внедрила фиксированную ставку – 5 евро (около двух тысяч тенге). А у нас, напомню, 5%.

Возникают неясности с целевым отслеживанием этих средств на стороне акимата и с отражением в бухгалтерском и налоговом учёте самих гостиниц. Непонятно, например, взимать ли эту сумму со всех иностранцев, в том числе приехавших в командировку, или только с туристов.

В мировой практике такие спорные проекты, как правило, начинаются с "пилота" в каком-то регионе, чтобы обкатать схему, понять её минусы и плюсы. У нас "пилот" не проводился.

Мы как НПП "Атамекен", предприниматели самостоятельно и через ассоциации выразили свое несогласие с действующим механизмом уплаты взноса, направили открытое обращение премьер-министру РК с просьбой отложить внедрение туристского взноса до 2024 года. Ответ пока пришёл только от уполномоченного органа. Суть такая: ничего менять не будем.

– Почему государство решило внедрить взнос именно с 2023 года?

– В качестве аргумента к введению взноса была взята статистика 2022 года в сравнении с пандемийным 2021 годом, когда границы были закрыты ввиду карантина. Такой расчёт некорректен и нелогичен.

Почему именно гостиницы были выбраны в качестве операторов взноса?

– Гостиницы определены как "точка входа", поскольку туристом у нас признаётся лицо, посещающее страну (место) временного пребывания и осуществляющее не менее одной ночёвки в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью. То есть ночёвки удобнее считать именно на стороне гостиниц.

– Сколько отелей и других мест размещения в Казахстане? Есть ли какие-то данные по рентабельности этого бизнеса?

– Согласно данным Бюро национальной статистики, в январе-сентябре 2022 года в стране функционировало 3965 мест размещения. Из них 2294 гостиницы и 96 хостелов. Согласно данным Казахстанской туристической ассоциации, сегодня в стране также имеется около 200 гостевых домов.

В 2022 года количество мест размещения по сравнению с 2021 годом увеличилось на 7,5%.

Рентабельность определяется рядом факторов. Например, сезонность и заполняемость. К примеру, в крупных городах Казахстана заполняемость гостиниц обеспечивается в основном за счёт лиц, прибывших в командировку: по работе, на форумы, выставки, переговоры, деловые встречи.

В курортных зонах всё иначе. Гости приезжают целенаправленно на отдых, но в сезон цены и заполняемость выше, в "не сезон" – существенно ниже.

Средняя заполняемость всё ещё невысокая – на уровне 24,5%.

– Существует ли какая-то концепция развития отельного бизнеса в Казахстане? Или всё происходит стихийно?

– На сегодняшний день какого-либо программного документа по развитию отельного бизнеса у нас нет. Есть отдельные меры государственной поддержки. К примеру, в рамках национального проекта по развитию предпринимательства можно получить возмещение части затрат за строительство туристического объекта. Главное условие – наличие проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу и акта ввода в эксплуатацию, мера распространяется только на новые объекты. Также можно получить льготные кредиты в рамках дорожной карты бизнеса или "экономики простых вещей".

– Каков уровень сервиса в отелях и хостелах? Соответствуют ли казахстанские отели тем звёздам, которые у них есть и которые присваиваются в мире?

– Вопрос сертификации гостиниц на предмет звёздности очень "бородатый". Мы неоднократно обсуждали с участием рынка и регулятора варианты стандартов и классификации – от классической звёздности и китайского 5A до национального стандарта, но вопрос пока не решён.

Анализ структуры мест проживания в РК показывает, что классифицируемые гостиницы занимают лишь 3,3% всего рынка (по данным Бюро нацстатистики). Причина – действующее регулирование гостиничной сферы. В республике действуют межгосударственные и национальные стандарты по классификации гостиниц и отелей. Однако, в соответствии с Законом РК "О техническом регулировании", требования к гостиничным услугам не являются обязательными. Таким образом, Правила классификации мест размещения, утверждённые ещё в 2008 году, носят рекомендательный характер.

Кроме того, при сертификации гостиниц на предмет звёздности, проверка соответствия проводится единовременно при подаче заявления, и в дальнейшем мониторинг на предмет соответствия присвоенной категории не проводится.

Оставим за скобками сетевые отели с мировым именем. У них есть свои внутренние стандарты, и они их соблюдают. Но проблема качества сервиса в целом стоит достаточно остро, и связана она не только со стандартами, но и с вопросом подготовки кадров.

– Какого рода поддержка необходима отельному бизнесу?

– Казахстан – большая страна. В турпакете даже внутреннего туриста большую долю расходов занимает логистика. Поэтому рынок был бы благодарен государству за любые субсидирующие логистику меры.

В прошлом году пилотировалась субсидия для детей (Kids go free). "Пилот" не был успешным. Надеемся, условия в этом году будут улучшены. Но это единственный пример господдержки целой отрасли в Казахстане.

При этом в международной практике есть примеры транспортных субсидий поездок на поездах (например, в Германии). В Российской Федерации в 2021 году действовала и хорошо себя показала практика туристического кэшбэка для стимулирования граждан к путешествиям вне туристического сезона и повышения заполняемости отелей.

Местам размещения, которые находятся вне крупных населённых пунктов, требуется помощь с инфраструктурой. Боль многих курортных зон – подъезд (последняя миля), электроснабжение, водоснабжение, вывоз мусора и канализация.

Можно ещё вспомнить опыт Турции по предоставлению льготных кредитов на длительный срок. Там государство субсидирует часть затрат на коммунальные услуги. Учитывая раннее наступление холодов и длину туристического сезона, было бы неплохо предоставлять такую помощь и казахстанским гостиницам.

Мы считаем, казахстанскому туризму и местам размещения требуется поддержка, а не дополнительный налог. Нельзя забывать, что развитие туризма в регионе создаёт новые рабочие места.

Стимулируя отрасль, государство получит больше пользы, нежели создавая необоснованный налоговый барьер, который усложняет ведение отельного бизнеса.

Новости партнеров