Убытки государственных предприятий в Казахстане увеличились в пять раз. За год их потери возросли с 30 млрд тенге до 155. Одна из главных причин – затяжной кризис в "КазАгро". Согласно информации Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, финансовые потери нацхолдинга составляют 126 млрд тенге. И это при том, что в квазисектор вливаются крупные суммы госсредств – только в 2018 году из республиканского бюджета было выделено 516 млрд тенге, но из них в казну в виде дивидендов вернулось лишь 27 млрд. или чуть больше 5%.
В республиканской собственности находятся пакеты акций 119 АО и 36 ТОО, из них 16 объектов проходят процедуры ликвидации и банкротства либо не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность. Госкомпании выплачивают дивиденды в 2018 году по итогам своей деятельности в 2017 году.
Согласно отчёту, объём чистого дохода субъектов квазигосударственного сектора увеличился на 17,7% и составил 710,9 млрд тенге, убытки увеличились почти в пять раз и сложились в объёме 155,5 млрд тенге – против 30 млрд годом ранее.
"КазАгро" – донор в руках правительства
Финансовый год завершили с убытком 27 АО, чьи финансовые потери составили 153,5 млрд тенге. Наибольший уровень убыточности показали шесть обществ, чьи потери составляют почти 97% в общей структуре:
- АО "Национальный холдинг "КазАгро" – 126,0 млрд тенге (82% от общего объёма убытка);
- АО "НК "Қазақстан Ғарыш Сапары" – 8,9 млрд тенге (5,8%);
- АО "МЦП "Хоргос" – 5,8 млрд тенге (3,8%);
- АО "Фонд проблемных кредитов" – 5,7 млрд тенге (3,7%);
- АО "Әскери құрылыс" – 1,2 млрд тенге (0,8%);
- НАО "Администрация МФЦА" – 1,2 млрд тенге (0,8%).
"КазАгро" был создан в декабре 2006 года для стимулирования развития агропромышленного комплекса и должен был обеспечивать эффективное управление инвестиционными активами.Схема работы холдинга с аграриями неоднократно подвергалась критике, в том числе и на самом высоком уровне.
С 2007 по 2014 год компании удавалось заканчивать финансовый год в плюсе. Исключением стал 2015 год, когда страна перешла к плавающему курсу тенге, из-за чего компания ушла в минус на 99,3 млрд тенге и после в течение двух лет показывала убыток по 120 млрд тенге.
За всё время работы компании ей было перечислено более 1,6 триллиона тенге, из них за счёт средств бюджета и Нацфонда – 495 миллиардов тенге. На начало текущего года у холдинга 83 проблемных проекта на 50 миллиардов тенге.
По итогам 2018 года долги "КазАгро" увеличились на 46% в структуре внешних займов Казахстана – с почти триллиона в 2017 году до 1,51 трлн тенге, или 3,9 млрд долларов в прошлом году. Рост отмечается по АО "Аграрная кредитная корпорация" – на 221,4 млрд тенге и по АО "КазАгрофинанс" – на 132,5 млрд тенге.
Читайте также: Сенаторов возмутило, что руководство "КазАгро" получает премии, несмотря на убытки холдинга
В августе 2018 года АО "Холдинг "КазАгро" частично досрочно погасило еврооблигации на сумму более 420 млн евро, а также в мае 2019 года – на 179,6 млн евро. Таким образом, холдинг снизил возможные валютные риски.
Читайте также: Что делает холдинг "КазАгро" и зачем ему нужны государственные деньги?
Сейчас холдинг проходит госаудит Счётного комитета, результаты проверки будут известны в июле-августе. Помимо этого, в Министерстве сельского хозяйства намерены провести анализ и ревизию компании. В свою очередь, председатель правления "КазАгро" Ербол Карашукеев сообщил, что для холдинга разрабатывается стратегическая программа развития на ближайшие 10 лет с резким сокращением расходов.
"Будут очень чётко даны ответы, как мы планируем вывести "КазАгро" из существующего положения, и будет разработана программа трансформации, которая предполагает резкое сокращение всех расходов и повышение эффективности работы "КазАгро" и всех дочерних организаций. Экстренные меры будут отражены после всех проверок", – сказал Ербол Карашукеев.
Фундаментальной причиной неэффективности предприятий с государственной формой собственности, по мнению Сергея Домнина, главного редактора Expert Kazakhstan, является бесхозяйственность государства и отсутствие моральной ответственности чиновников за принимаемые ими решения.
"Считается, что государство – плохой собственник, в отличие от частного, который использует свои собственные ресурсы. Чиновник же, или менеджер госкомпании, понимает, что деньги в деле не его, а государственные", – отмечает Сергея Домнин.
"Здесь возникает так называемый моральный риск, или оппортунистическое поведение, в нашем контексте это когда экономический агент принимает рискованные решения, хорошо понимая, что ответственность за них в силу разных причин он нести не будет – всегда найдётся бумага о том, что решение принято вышестоящим чиновником. Даже если выключить из этой схемы коррупционную составляющую, понятно, что поле для непрочитанных и в конечном счёте неэффективных решений большое", – добавил он.
Однако, по мнению эксперта, в случае ситуации с финансовыми потерями "КазАгро" причиной в большей степени являются не действия менеджмента, а в целом шаткое положение банковской и сельскохозяйственной отраслей экономики.
"Причина убытка "КазАгро" – создание более крупных, чем годом ранее, резервов под обесценение финансовых активов (107 млрд вместо 26 млрд), а также потери на курсе от операций в инвалюте. По большей части этот результат – следствие балансового кризиса крупных предприятий частного сектора казахстанского сельского хозяйства, отчасти банковского сектора – в некоторых лопнувших банках холдинг держал вклады. По итогам 2018 года у "КазАгро" опять убыток – 119 млрд по тем же самым причинам", – отметил эксперт.
"По сути дела, убыток холдинга – результат не столько неверных инвестиционных решений менеджмента, сколько ненадёжности нескольких отраслей казахстанской экономики целиком – сельского хозяйства и банковского сектора", – подчеркнул Домнин.
По мнению финансового консультанта Расула Рысмамбетова, "КазАгро" является "рабочей рукой" правительства по поддержке сельского хозяйства. И традиционно работу этой компании нельзя назвать успешной по ряду причин, а именно: донорский характер деятельности, то есть холдинг практически жертвует деньги отрасли, потому что ключевые параметры её эффективности либо не прописаны, либо непонятны.
"Долгое время "КазАгро" спонсировал 5-6 гигантских холдингов и 10-15 крупных фермеров. Думаю, что основные убытки компания понесла от зерновых холдингов. Кроме этого, предыдущие руководители Министерства сельского хозяйства при разработке программы по животноводству и диверсификации растениеводства руководствовались освоением бюджета, а не эффективностью вложений. Поэтому фундаментальная причина убыточности "КазАгро" – это донорский характер и отсутствие целевых параметров эффективности", – сказал Рысмамбетов.
Касательно АО "Фонд проблемных кредитов", то, по его мнению, организация была создана сравнительно недавно и сейчас погрязла в судебных тяжбах с банками, структурами и гражданами: "Поэтому ещё года-два фонд будет убыточным, потому что он и так спасал банки".
"По поводу МЦП "Хоргос" – думаю, что в него инвестированы очень большие средства, а во время его планирования государство неясно себе представляло, как его монетизировать. МФЦА – проект вообще сейчас больше статусный, чем бизнес. Монетизация туманная, поэтому он долгое время будет убыточным", – добавил эксперт.
С убытком завершили финансовый год пять ТОО на общую сумму 523,1 млн тенге, с чистым доходом – 14 ТОО на общую сумму 11,3 млрд тенге. Также стоит отметить, что в целом доходность ТОО и республиканских государственных казённых предприятий (РГКП, пользующиеся госимуществом на праве оперативного управления. – Авт.) увеличилась более чем в два раза (11,3 млрд тенге и 1,2 млрд тенге соответственно).
Читайте также: Долги "Самрук-Қазына", "Байтерек" и "КазАгро" превышают их совокупный доход в 27 раз
Одновременно зафиксировано значительное сокращение доходности РГП по сравнению с предыдущим периодом – минус 46%, или на 17,1 млрд тенге. В целом 2017 год завершили с убытками 30 государственных предприятий на общую сумму 1,5 млрд тенге.
Госпредприятия возвращают только 5% от расходов на их содержание
За последние четыре года объём дивидендов и отчислений части чистого дохода сократился практически в два раза. Так, если их объём в 2015 году составлял 47,6 млрд тенге (14,5% от объёма чистого дохода), в 2016 – 36,1 млрд тенге (6,8%), то в 2018 году он снизился до 27,6 млрд тенге (4%). Это почти на четверть меньше (минус 24,7%), чем в прошлом году, и в 3,6 раза, чем в 2015 году.
В целом квазигосударственному сектору в 2018 году было перечислено 512,7 млрд тенге, то есть госпредприятия возвращают только 5,3% от той суммы, которую государство тратит на увеличение их уставных капиталов (107 млрд тенге) и выполнение задний по проектам (405,7 млрд тенге).
По итогам годовой деятельности компаний на контрольном счёте, по информации Министерства финансов, остаток неиспользованных средств составил 58,6 млрд тенге на увеличение уставного капитала (в том числе 19,7 млрд тенге средства 2018 года) и 5,8 млрд тенге (4,8 млрд тенге) на выполнение государственного задания.
Основными причинами остатка, по мнению Счётного комитета, являются корректировки проектно-сметной документации и финансово-экономического обоснования по проектам, а также отсутствие заинтересованных лиц на участие в тендере, экономия по итогам закупок и по фактическим затратам.
Основная доля дивидендов приходится на АО "ФНБ "Самрук-Казына" – 81,8% от общего объёма, или почти 601 млрд тенге. Выплаты на государственные пакеты акций, находящиеся в республиканской собственности, при плане 13,7 млрд тенге фактически составили 15,6 млрд тенге, или 113,2% от годового прогноза.
Перевыполнение, по мнению Счётного комитета, произошла из-за незапланированного ранее чистого дохода, который получили отдельные АО.
"Это свидетельствует о систематическом занижении объёма прогнозируемого чистого дохода предприятиями, находящимися в республиканской собственности", – говорится в отчёте.
Данные факты, как считают аудиторы, в целом негативно отражаются на качестве планирования доходной части бюджета.
Без учёта финансовых показателей национальных управляющих холдингов на некоммерческие АО (организации, чья основная цель не извлечение дохода, а социально-экономическое развитие отрасли или региона. – Авт.) приходится 78% прибыли от общего объёма чистого дохода всех государственных акционерных обществ – они заработали 25 млрд тенге.
Переход в государственную собственность двух предприятий – ТОО "АЭС Шульбинская ГЭС" и ТОО "АЭС Усть-Каменогорская ГЭС" способствовал значительному росту отчислений в секторе ТОО. Они перечислили в бюджет весь свой чистый доход – 7,2 млрд тенге, обеспечив тем самым рост показателей товариществ в 3,3 раза (на 6,4 млрд тенге).
Вместе с тем противоположная динамика наблюдается по РГП, где поступления уменьшились на 76,9%, или на 8,8 млрд тенге. Причиной, по мнению комитета, является проводимая в стране приватизация, а также снижение нормативов по отчислению для РГП "Казаэронавигация" Комитета гражданской авиации МИИР – с 50 до 12%. Из-за этого бюджет недополучил 2,6 млрд тенге.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5465
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2480
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2447
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2298
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2177
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2168
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2224
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2273
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2198
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2182
- 0
- 6