Прямой эфир Новости спорта

Засуха в Казахстане: катастрофу можно было предотвратить

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Специалисты уверены, что тяжёлых последствий засухи можно было избежать.

Помощь казахстанским фермерам, пострадавшим от засухи, оказывают не только государственные органы, но и благотворительные организации и международное сообщество. Фонд Булата Утемуратова направит свыше 200 млн тенге пострадавшим от засухи в Аральском районе Кызылординской области. А Европейский союз выделяет 200 тысяч евро (более 100 млн тенге) в качестве гуманитарного финансирования для оказания жизненно важной поддержки. Помощь получат около шести тысяч человек в наиболее пострадавших районах Мангистауской и Туркестанской областей.

Однако многие специалисты уверены, столь катастрофичных последствий можно было бы избежать. Лидер команды отраслевых менеджеров по изменениям при Фонде Первого Президента РК Адиль Жармухамбетов отмечает, что сегодня в стране существуют все органы по прогнозированию, реагированию и информированию населения о вероятности засухи. За прогнозирование отвечает РГП "Казгидромет" Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, информированием фермерских хозяйств и сельхозтоваропроизводителей на местах должны заниматься областные акиматы через территориальные управления сельского хозяйства. 

"Единственный аспект, который работал недостаточно эффективно и был незапланированным – это закладка резервных ресурсов по видам кормов (люцерна, сено, ячмень и так далее) стабилизационными фондами акиматов Кызылординской и Мангистауской областей (АО СПК "Каспий" и АО СПК "Байконур"). Стабилизационные фонды были, безусловно, не готовы к такому удару по ситуации с поставками и дороговизной кормов в своих регионах. Также к такой проблеме по точечным поставкам кормов в регионы не была готова и Продовольственная корпорация МСХ РК, которая, в принципе, по уставу такой деятельностью не занималась", – отметил Жармухамбетов. 

Он убеждён, что засуха была ожидаемой и прогнозируемой, а снижение социальных рисков в регионах "полностью зависело от коммуникаций и договорной деятельности между управлениями сельского хозяйства акиматов областей и региональными филиалами РГП "Казгидромет". 

В неизбежности (с большей вероятностью) засухи были уверены и в казахстанской Ассоциации агрострахования. Более того, ещё весной предупреждали об этом и региональные управления сельского хозяйства, и кредитные организации, работающие с сельхозпроизводителями, и самих бизнесменов в агросекторе. 

"Мы на своем сайте запустили специальную карту. Мы собрали данные по запасу влаги в почве всему Казахстану с 2003 года, определили критические значения уровня влаги в почве. Если взглянуть на карту, очевидно, что риск засухи для нашей страны является уже системным. Конечно, год году рознь, но это не значит, что если пять лет не было засухи, то и шестой год будет таким же. Последние три года – 2019-й, 2020-й и 2021-й – у нас стабильно засушливые. Сегодня эта карта обновляется ежесуточно, и любой человек может зайти на сайт и посмотреть и данные прошлых лет, и данные по текущему периоду для каждого района страны", – рассказал член совета Ассоциации Елдос Ауезбеков

Опираясь на эти данные, учитывающие осадки в течение всего года, уровень снежного покрова, и прогнозы, в ассоциации уже весной предполагали, что угроза засухи будет очень высокой. "Конечно, у нас зона резко континентального климата, и всегда погода может преподнести сюрпризы, но риск засухи у нас всё-таки перевешивает", – отметил эксперт. 

По его мнению, этот риск уже давно необходимо учитывать и при выдаче кредитов сельхозпроизводителям, включая в список требований к заёмщику обязательное страхование посевов. Это будет даже более эффективно, чем страхование имущества и жизни заёмщика, поскольку именно от урожая зависит, сможет фермер потом расплачиваться по кредиту или нет. 

"У нас есть примеры, когда фермеры, ежедневно наблюдая ситуацию по влаге, принимали и агрономические решения, и экономические – страховали риски. Вот, по прошлому году, сельхозпроизводитель из Восточного Казахстана застраховался на 27 млн тенге. Случилась засуха, и он получил страховую выплату в размере 240 млн тенге", – сказал Ауезбеков. 


Читайте также:


Таких примеров, впрочем, пока немного – по данным ассоциации, страхованием сегодня пользуется меньше 1% сельхозпроизводителей страны. Одна из ключевых причин такой низкой востребованности – недостаточный объём государственной поддержки. 

"Сегодня в Казахстане государство субсидирует 50% страховой премии для сельхозпроизводителей. Мы предлагали на первых этапах субсидировать 80% страховой премии, как это делается в странах с развитым агросектором. Например, в США субсидируется 95%, в России – 80%, в Украине – 60%. К сожалению, у нас посчитали, что 50% достаточно, и система сама по себе отрегулируется. Но нужно же учитывать тот факт, что у нас нет в принципе культуры потребления страховых продуктов даже в обычной жизни, тем более – в агросекторе. Поэтому на первом этапе нужно было сильнее поддержать, а потом постепенно снижать размер субсидий. У нас достаточно сложное финансовое положение самих фермеров, практически все участники нашей системы оформляют страховку за счет кредитов (на оборотный капитал). Но когда наступает тот самый страховой случай, они только выигрывают. Вот сейчас, в этом году, у нас фермер, заплативший 10 млн тенге страховой премии, уже на сегодняшний день получил 81 млн тенге, так как наступил тот самый страховой случай – засуха", – объяснил представитель ассоциации. 

В научном сообществе отмечают: в последние годы благодаря происходящему глобальному изменению климата прогнозировать на перспективу стало намного сложнее. Заведующий лабораторией Научно-производственного центра зернового хозяйства имени Бараева Канат Акшалов признаётся: все устоявшиеся закономерности оказались нарушены. 


Читайте также:


"В прошлом году в последнюю декаду лета все закономерности нарушились, и очень трудно прогнозировать. Если мы могли прогнозировать в мае, искать идентичные годы, то сейчас закономерности изменились, распределение осадков изменилось, больше всё склонилось на поздние летние осадки, – рассказал учёный. – Но мы можем предотвратить почвенную засуху – провести правильно осенние мероприятия и подготовить почву, весной скорректировать сроки посева, подобрать наиболее оптимальные сроки и нормы высева. Это позволит смягчить засуху. Но, конечно, атмосферную засуху сегодня сложно прогнозировать". 

Избежать критических последствий при этом реально, убеждён учёный. Это возможно за счёт применения влагосберегающих технологий возделывания почвы, использования тех или иных сортов, в том числе засухо- и жароустойчивых. Такие советы и конкретные расчёты готова предоставлять аграрная наука. Помимо использования правильных технологий, учёные рекомендуют ещё и обратить внимание на структуру посевных площадей. 

"У нас пятый год подряд засуха. Обычно для нашего региона, Западного Казахстана, типичным было, что из 10 лет остро засушливые три года, три года средне, и четыре года благоприятные. Сейчас из-за изменения климата ситуация другая, даже среднегодовая температура идёт с сильным изменением норм. Только в этом году уже было 59 дней сплошной засухи! (…) Я думаю, что уже пора принять кардинальные решения по структуре посевных площадей, по приоритетным культурам. Потому что раньше мы ставку делали на зерновой клин, сейчас он не уменьшается, но тем не менее (и все об этом думают), нужно увеличить посевы под кормовыми культурами, которые  берут потенциал весны. Есть масличные культуры, очень засухоустойчивые, например сафлор. Есть озимые культуры, которые очень хорошо отзываются на технологию", – считает заместитель директора по науке Уральской сельскохозяйственной опытной станции Валентина Лиманская

Напомним, именно засуха стала причиной отставки министра сельского хозяйства Сапархана Омарова. Причём эта проблема актуальна не только для Казахстане. В Иране в этом году протесты, начавшиеся из-за нехватки воды, перешли в политические.

Новости партнеров