В этом году Вооружённые силы Республики Казахстан отметили юбилейную дату – 25 лет с момента основания. Сегодняшняя казахстанская армия совсем не та, что была ещё десяток лет назад. 80 тысяч солдат и офицеров, большая часть из которых – служащие по контракту, годовой бюджет в 382 миллиарда тенге и программа перевооружения, которая очень активно реализуется. Informburo.kz подготовил обзор о том, какие события происходили в казахстанских Вооружённых силах в 2017 году.
Программа перевооружения
Самой зрелищной частью военного парада в Астане в честь 25-летия Вооружённых сил РК стала демонстрация авиационной техники, в том числе и новейших её образцов, совсем недавно поступивших на вооружение.
В небе над столицей за достаточно короткий период времени прошли сразу 80 летательных аппаратов разных классов – от тихоходных военно-транспортных вертолётов до тяжёлых перехватчиков, которые способны выполнять боевые задачи на скоростях, в два-три раза превышающих скорость звука.
Особенно эффектно смотрелись новейшие многофункциональные истребители Су-30СМ, которых в Казахстане к новому году будет уже 8 единиц – почти полноценная эскадрилья. Ещё пара машин должна на днях поступить с авиазавода в Иркутске в Талдыкорган, где расположена 604-я авиационная база ВВС СВО РК. Перегонять самолёты будут российские летчики-испытатели. Сегодня на Су-30СМ летают самые опытные военнослужащие Талдыкорганской авиабазы.
– Сейчас идёт перевооружение на новый вид техники, –рассказывает командир 604-й авиабазы полковник Аскар Избасов. – Эта программа была разработана несколько лет назад в соответствии со стратегическим планом развития государства. В течение нескольких ближайших лет парк боевых машин будет обновлён. Буквально три-четыре года назад мы наблюдали, как к нам приходили машины военно-транспортной авиации – С-295 из Испании. Вертолёты приходили из Российской Федерации – Ми-17, Ми-171. Сейчас очередь дошла до боевых самолётов. К нам приходят многоцелевые истребители Су-30СМ поколения 4++. Их в мире не очень много, такие самолёты эксплуатируют только те государства, которые могут себе это позволить.
– Самолёты относятся к поколению 4++, потому что они имеют некоторые очень современные узлы и элементы. Это и цифровые вычислительные комплексы нового поколения, и радарные системы. Сам самолёт построен таким образом, что обладает сверхманёвренностью. Авиационный комплекс позволяет выполнять боевые задачи в любых условиях.
– Весь авиационный состав нашей части прошёл практическое переобучение в России, – продолжает полковник Избасов. – Причём многие лётчики имеют допуск уже как инструкторы, то есть сами способны обучать лётный состав. Теперь мы можем полноценно эксплуатировать самолёты и готовить для себя кадры, не прибегая к помощи иностранных специалистов. Машина новая и уникальная по своим характеристикам, и нужен очень хороший фундамент – знания, учения, навыки, для того чтобы её освоить. Это не каждому под силу. Обязательно должны быть определённые способности. На аналоговых приборах раньше могли летать все. Современный лётчик – это тот же специалист по IT-технологиям. Всё в этом самолёте построено по последнему слову компьютерной техники.
Ми-35М серийно выпускается российской корпорацией "Росвертол" на авиазаводе в Ростове-на-Дону. Вертолёт является глубокой модификацией самого массового в мире транспортно-боевого Ми-24 и носит индекс Ми-24ВМ. Под индексом Ми-35М поставляется на экспорт. Предназначен для уничтожения бронетанкового вооружения, десантирования и огневой поддержки сухопутных войск, эвакуации раненых, а также перевозки всевозможных грузов в кабине или на внешней подвеске.
На Ми-35М существенно расширена номенклатура применяемого вооружения. Теперь есть возможность использования высокоточных боеприпасов. Вертолёт оснащён современным БРЭО с комплексом навигации и электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор. Говоря простыми словами, теперь оператор бортового вооружения видит картинку вокруг вертолёта на 240 градусов, и у него значительно больше возможностей гарантированного уничтожения целей противника. Обновление оборудования позволило не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение в любое время суток, но и выполнять взлёт и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки.
В отличие от предыдущих модификаций у Ми-35М не убираются шасси, что обеспечивает смягчение удара при падении. Опыт боевой эксплуатации Ми-24 показал, что в случае огневого поражения экипаж не успевает или не может выпустить шасси. Новый вертолёт имеет укороченное крыло с двумя, вместо трёх, подвесками для вооружения, что улучшает аэродинамику. Существенно изменена конструкция рулевого винта – он стал Х-образным, с лопастями из композитного материала. На несущем винте, также выполненном из композитов, установлен новый автомат перекоса и эластомерные подшипники. Силовая установка принципиально новая – турбовальные двигатели "Климов" ВК-2500-II.
Впервые о том, что Казахстан получит четыре новых вертолёта, объявил экс-главнокомандующий Сил воздушной обороны Казахстана, генерал-лейтенант Нурлан Орманбетов на международной военной выставке КADEX-2016 в июне прошлого года. Поставка осуществлена в рамках военно-технического сотрудничества между РК и РФ и договора между МО РК и Рособоронэкспортом. Стоимость партии вертолётов не разглашается, однако источники в Минобороны утверждают, что она такая же, как и для российской армии. Казахстан является активным участником ОДКБ и несёт ответственность за укрепление южного стратегического направления. Поэтому вертолёты и будут направлены в Шымкент. Кстати, 602-я авиабаза СВО РК (в/ч 55652) в последнее время активно расширяется.
По словам командира Первомайской авиабазы полковника Нурлана Байдуллаева, в составе авиабазы есть вертолёты Ми-17, которые по классу считаются транспортно-боевыми. Ми-35М – это полноценный боевой вертолёт. На нём будет осуществляться воздушное сопровождение, обеспечение высадки десанта с Ми-17, а также нанесение ударов по наземным целям – живой силе и технике противника.
К новым образцам военной авиатехники, которую сейчас активно осваивают казахстанские военные летчики, относится и военно-транспортный вариант вертолёта Ми-8 АМТ (Ми-171), поставляемый на экспорт под индексом Ми-171 Ш. Машина предназначена для транспортировки и оперативной высадки до шестнадцати десантников, транспортировки раненых на носилках в сопровождении медперсонала, перевозки грузов до 4 000 кг в грузовой кабине и на внешней подвеске. Вертолёт также способен нести ударное вооружение и работать по наземным целям – живой силе противника, бронетехнике, надводным целям, сооружениям, укреплённым огневым точкам. Может выполнять задачи огневой поддержки десанта, сопровождения военных колонн, поисково-спасательных и других операций. В Казахстане входит в боевой состав 602-й авиационной базы (Шымкент).
30 ноября 2017 года на авиационную базу СВО, расположенную в Алматинском международном аэропорту, прибыл восьмой по счёту военно-транспортный самолёт САSA C 295, построенный для Казахстана концерном Airbus Military. Таким образом, европейский авиастроительный гигант полностью выполнил контракт, заключённый с РГП "Казспецэкспорт" в 2012 году, предусматривающий поставку для ВВС Казахстана восьми новых военно-транспортных самолётов лёгкого класса. Соглашение в том числе предусматривает подготовку лётного и технического персонала для обслуживания группировки С 295 и послепродажную сервисную поддержку.
Перелёт борта из испанского города Севилья, где расположен авиазавод Airbus Military, в Казахстан занял двое суток с промежуточными посадками в Италии и Азербайджане. Самолёт перегонял совместный казахстанский-испанский экипаж под руководством лётчика 1-го класса майора Ербола Исламкулова и его коллеги летчика-испытателя Airbus Military Алехандро Гранде. На торжественной церемонии по случаю прибытия самолёта присутствовали заместитель министра обороны РК генерал-майор Талгат Жанжуменов, командующий Военно-воздушными силами СВО генерал-майор авиации Даурен Косанов, а также ветераны Вооружённых сил РК и представители компании Airbus Military.
C 295 относится к семейству лёгких транспортных самолётов с максимальной взлётной массой до 24 тонн. Прототип этой машины впервые поднялся в воздух в 1998 году. Серийное производство началось в 1999-м. На основе базовой модели был создан ряд модификаций, в частности С 295 W, который сегодня стоит на вооружении в Узбекистане. Любопытно, что Узбекистан решил приобрести испанский транспортник, учитывая положительный опыт его эксплуатации в нашей стране. За четыре года С 295 в составе казахстанских Военно-воздушных сил налетали более шести тысяч часов, выполняя различные задачи. В дальнем зарубежье С 295 стоит на вооружении ВВС таких стран, как Испания, Франция, Польша, Чехия, Финляндия, Колумбия, Чили и Эквадор.
К числу явных достоинств самолёта С 295 относятся его хорошая устойчивость и управляемость, высокая маневренность, что позволяет выполнять полёт на предельно малых высотах, надёжность системы автоматического контроля работы двигателя, эффективная противообледенительная система, а также повышенная живучесть в аварийных ситуациях. Самолёт способен совершать взлеты и посадки на грунтовые полосы.
С 295 способен транспортировать 9700 кг груза на дальность до 1300 км.
Часовой расход топлива на самолёте С 295 в два раза меньше, чем на самолётах аналогичного класса. Самолёт имеет большую перегоночную дальность полёта – более 5500 км.
Основные тактико-технические характеристики самолёта:
- размах крыла, м – 25,87
- длина самолёта, м – 24,4
- высота самолета, м – 8,66
- максимальная взлётная масса, кг – 23 200
- вес пустого самолета, кг – 11 200
- количество топлива, л – 7 700
- крейсерская скорость, км/ч – 480
- перегоночная дальность, км – 5 630
- дальность с максимальной нагрузкой, км – 1290
- полезная нагрузка – 71 военнослужащий или 48 десантников, или носилки в количестве 24 с 4 креслами для медперсонала, или 9,2 тонны груза;
- двигатель – 2х Pratt Whitney Cahada PW127G турбовинтовой;
- мощность двигателя л.с. – 2645
- практический потолок, м – 9100
- воздушный винт – 6-лопастной композитный;
- потребная ВПП взл./пос., м – 670/320
- экипаж, чел. – 2-3
Назначенный ресурс эксплуатации самолёта составляет 56 000 часов или до 30 000 самолёто-вылетов в боевых условиях.
Эксплуатационный диапазон температур – от минус 45 до плюс 50.
Результатом обновления авиационного парка Военно-воздушных сил Казахстана будет создание группировки военно-транспортной авиации, способной выполнять переброску войск, вооружения и военной техники на любое стратегическое направление без промежуточных посадок для дозаправки топливом.
– С 295 очень хорошо себя зарекомендовал в Военно-воздушных силах с 2013 года, когда поступили первые два борта. Самолёт предназначен для выполнения широкого спектра задач. Это перевозка личного состава, различных военных грузов, десантирование, перевозка раненых и другие специфические задачи, – рассказал главнокомандующий силами воздушной обороны ВС РК генерал-майор Нурлан Карбенов.
По словам генерала Карбенова, поставка новой авиационной техники в Казахстан производится в соответствии с программой перевооружения армии и требованием верховного главнокомандующего по оснащению Вооружённых сил РК передовыми образцами военной техники.
– В первую очередь это укрепление обороноспособности нашего государства и повышение мобильности Вооружённых сил в целом, – отметил главком СВО. – Мы будем совершенствовать подготовку лётного состава для выполнения самого широкого спектра задач. Затем мы будем рассматривать вопросы модернизации этих машин.
Главком СВО также поделился планами по реализации программы перевооружения на ближайшую перспективу
– У нас есть несколько нереализованных пока контрактов. В первом и втором кварталах 2018 года мы ожидаем прибытия техники, прошедшей модернизацию. Это штурмовики фронтовой авиации Су-25 и многоцелевые истребители Су-27. Также продолжатся поставки новейшего Су-30СМ. В ближайшие годы у нас будет серьёзно обновлён парк фронтовой, армейской и военно-транспортной авиации, – рассказал генерал-майор Нурлан Карбенов.
В 2017 году в сухопутные войска продолжились поставки принципиально нового для казахстанской армии типа бронетехники. Это тяжёлый бронеавтомобиль "Арлан", который производится совместным предприятием Kazakhstan Paramount Engineering, расположенным в Астане. "Арлан" является локализованной для казахстанских Вооружённых сил версией 16-тонного автомобиля с противоминной защитой Marauder , разработанного южноафриканской компанией Paramount Group.
Сегодня, кроме Казахстана, он стоит на вооружении армий пяти стран – Азербайджана (45 ед.), Алжира (2 ед.), Иордании (25 ед.), Республики Конго (37 ед.). Точное количество машин, поступивших в войска в Казахстане, не называется. В открытых источниках фигурирует цифра в 200 автомобилей, которая, скорее всего, является заявленной (но пока лишь частично покрытой) первичной потребностью наших силовых структур в этих машинах. Известно, что в Казахстане бронеавтомобили поставлялись в подразделения Министерства обороны и Национальной гвардии. "Арланы" получили воинские части уже в трёх региональных командованиях.
На "Арланах" установлен боевой модуль САРП с крупнокалиберным пулемётом HCBТ 12,7 мм. Модуль имеет оптико-электронное оборудование, механические приводы и систему дистанционного управления. Наведение на цель и стрельба осуществляются при помощи пульта, установленного в кабине. Боевой модуль САРП и передвижной разведывательный комплекс (ПРК-КЗ), интегрированные на платформы БКМ "Арлан”, производятся в Казахстане совместным казахстанско-турецким предприятием KAE (Kazakhstan Aselsan Engineering). Разведывательный комплекс в свою очередь позволяет обеспечить моментальную обработку и передачу информации в цифровом формате на командный пункт в режиме реального времени и вести разведку наземных и низколетящих целей с помощью РЛС и электронно-оптической системы, сочетающей в себе тепловизионную камеру, камеру дневного видения и лазерный дальномер. Обе системы показали весьма неплохие результаты на учениях "Каратау -2017" в сентябре этого года.
Следует отметить, что программа перевооружения казахстанской армии включает в себя модернизацию действующих образцов военной техники советского производства. Здесь задействованы как отечественные предприятия оборонно-промышленного комплекса – Kazakhstan Aselsan Engineering, АО "Семей инжиниринг", АО "Завод им. С. М. Кирова", СП ТОО "Гранит-Талес электроникс", так и предприятия зарубежного ВПК, преимущественно российские.
Международное взаимодействие
В 2017 году на территории Казахстана проходили крупные международные военные мероприятия с участием казахстанских Вооружённых сил.
Как известно, военные соревнования в рамках АрМИ (Армейских международных игр) одновременно проводятся не только в Казахстане, но и на территории других дружественных государств – России, Беларуси, Кыргызстана и др. Авиационную часть обычно берёт на себя РФ, обладающая развитой инфраструктурой в этой сфере. Однако "Авиадартс-2017" решили провести в Китае.
Казахстанская часть АрМИ-2017, масштабного международного мероприятия, призванного продемонстрировать некую альтернативу НАТО в различных форматах военного взаимодействия, проходила в августе. Для участия в Армейских играх в Казахстан прибыли около 400 военнослужащих из 18 стран мира. Организаторы военного шоу, придуманного в России и достаточно активно поддержанного дружественными государствами-соседями, постарались придать ему глобальный размах.
В этом году в Казахстан приехали представители армий почти со всех континентов, кроме Северной Америки и Австралии. Этно-географический состав участников был радикально разнообразным: от совсем уж экзотического Зимбабве до находящихся де-факто в состоянии войны Армении и Азербайджана. В соревнованиях принимали участие военные из таких государств, которые вряд ли когда-нибудь вообще столкнутся на реальном театре военных действий: к примеру, Ирана и Таиланда.
– Армейские игры – уникальное мероприятие международного масштаба, которое мало чем отличается от крупнейших мировых спортивных первенств, – заявил на открытии АрМИ-2017 в своей приветственной речи министр обороны РК Сакен Жасузаков.
Казахстан взял на себя сухопутную составляющую Армейских игр: на полигонах 40-й военной базы, расположенной недалеко от посёлка Отар Жамбылской области, проводились конкурсы "Мастера артиллерийского огня", "Снайперский рубеж" и "Соревнование расчётов БПЛА".
На военном полигоне Сарышаган в Карагандинской области в сентябре проходила активная фаза совместных учений Сил воздушной обороны в рамках Объединённой системы ПВО СНГ. На 2017 год в ОС ПВО СНГ входят Армения, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Россия и Таджикистан. Непосредственное управление ПВО осуществляют национальные командующие государств СНГ, общее взаимодействие обеспечивает Центральный командный пункт ПВО Воздушно-космических сил России.
Задачи единой системы сводятся к охране воздушных границ содружества, совместному контролю использования воздушного пространства, оповещению о воздушно-космической обстановке, предупреждению о ракетном нападении и согласованному отражению этого нападения.
В состав ОС ПВО СНГ, по данным из открытых источников, входят 20 истребительных авиаполков (в том числе 11 российских, 2 белорусских и 1 казахстанский), 29 зенитных ракетных полков (11 российских), 22 радиотехнических подразделения (9 российских) и 2 российских батальона радиоэлектронной борьбы. На вооружении ПВО в странах СНГ находятся зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) "Оса", "Бук", С-75, C-125, С-200, С-300. В Казахстана стоят на боевом дежурстве ЗРК С-75, С-125, С-200 и С-300ПС. Общее количество дивизионов С-300ПС составляет 20, также имеется некоторое количество С-300П. В феврале 2009 года был подписан контракт на поставку 10 дивизионов С-300ПМУ-1 из резерва Вооружённых сил России. В 2015 году из состава войск ПВО РФ в Казахстан поставлены 5 дивизионов С-300 ПС. В России также стоит на вооружении новое поколение ЗРК С-400 "Триумф".
Истребительная авиация единой системы ПВО вооружена самолётами МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31 и Су-27. Примечательно, что высотные сверхзвуковые истребители-перехватчики стоят на вооружении только в России и в Казахстане, причём в России сейчас идет модернизация парка этих уникальных самолётов, которые получили индекс МиГ-31 БМ. В последнее время в рамках системы проводится унификация военной техники и вооружения. В связи с этим Казахстан с 2015 года получает новейшие российские многоцелевые истребители (поколение 4 ++) Cу-30 СМ. Испытания зенитного-ракетного вооружения войск ПВО стран СНГ и войсковые учения с применением данного оружия проводятся на военном полигоне, расположенном в Ашулуке Астраханской области России.
В учениях "Боевое Содружество-2017" от Сил воздушной обороны РК приняли участие боевые расчёты восьми бригад ПВО. В боевых стрельбах участвовали 18 боевых расчётов ЗРК С-200, С-300, С-75, С-125, "Круг", "Куб", а также 5 расчётов подразделений связи и 9 расчётов материально-технического обеспечения. Кроме этого, боевые пуски и стрельбы производились 135 боевыми расчётами переносных ЗРК "Игла" и зенитных пушечных установок ЗУ-23-2.
Также в сентябре казахстанская армия участвовала в крупнейших за последние несколько лет стратегических учениях "Каратау-2017". Их особенность в том, что впервые тактика нанесения удара по условному противнику была переработана с учётом применения новой боевой техники. Согласно сценарию, два крупных незаконных вооружённых формирования совершили прорыв государственной границы на южном и юго-восточном стратегических направлениях. Как известно, именно за эти направления Казахстан несёт ответственность в рамках Организации договора о коллективной безопасности. Рассматривается в целом достаточно нестабильная ситуация в Центральной Азии, афганский фактор и возможные последствия разгрома ИГИЛ в Ираке и Сирии.
Активная фаза "Каратау-2017" проходила сразу на двух казахстанских полигонах – "Матыбулак" в Жамбылской области, расположенном недалеко от посёлка Отар, и на полигоне "Коктал" – в районе Жаркента. Первый предназначен для тренингов на равнине, второй – для отработки учебных боевых действий в горах.
Мурат Майкеев, генерал-лейтенант, первый заместитель министра обороны, начальник генерального штаба ВС РК:
– В целом войска получили очень хорошую практику управления своими разведывательными, боевыми частями. Получили большую практику организации взаимодействия между родами и видами войск. Также командиры получили хороший опыт управления войсками в полевых условиях. Вместе с тем мы применяли как обычное, так и принципиально новое вооружение. И ночью, и днём применяли высокоточное оружие. ТВД контролировали три беспилотных летательных аппарата, из них один – ударно-разведывательный комплекс, который нанёс удар по главной цели противника – командно-штабной машине и поразил её с первого выстрела. Также мы работали по наведению авиации нашими разведывательными системами. Применялось лазерное наведение ракет.
– Мы применяли на этих учениях новейшее вооружение, в частности БПЛА. Работали два типа дронов. Разведывательно-ударный Wing Loong ("Птеродактиль") китайского производства. Он вылетел из Тараза в 7 утра, преодолел почти 500 километров до "Матыбулака", поразил цель и до сих пор летает над полигоном – уже около пяти часов. Маленький аппарат, израильский Skylark, ведёт разведку, наводит артиллерию, авиацию – армейскую, фронтовую. А ударный дрон сам находит цель и поражает её. Практически с первого захода попал в цель. Работали вертолёты Ми-35М. Мы их совсем недавно приобрели. Они стреляли управляемыми противотанковыми ракетами.
– Новые радиостанции у нас появились. Они работают в тактическом звене, имеют свойства закрытой связи, – сообщил Сакен Жасузаков. – Такого раньше у нас не было. Производятся в Казахстане совместным предприятием. Новая модификация бронеавтомобиля "Арлан". Эта машина на учениях вела разведку всего поля боя и в радиолокационном режиме, и в оптико-электронном режиме. В дальнейшем мы будем наращивать поставку этих машин в войска.
Особенность казахстанского этапа заключалась в том, что в совместных операциях на полигоне приняли участие военнослужащие из всех стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности – России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Причём эти военные входят в боевой состав национальных миротворческих контингентов, а в рамках ОДКБ – в Коллективные миротворческие силы (КМС). В состав КМС также входят подразделения военной полиции, которые работали вместе с десантниками, специалистами спасательных служб и представителями Международного комитета Красного Креста. За всем происходящим на полигоне наблюдали представители объединённого штаба и секретариата ОДКБ.
Тематика учений была довольно специфической – постконфликтное урегулирование в кризисных районах. В задачу совместного миротворческого контингента входило наблюдение за выполнением условий перемирия, организация контрольно-пропускных пунктов и наблюдательных постов, обозначение зон ответственности, а также разъединение конфликтующих сторон и создание гуманитарных коридоров.
Активную фазу учений разделили на несколько тактических эпизодов. В них было задействовано 1250 военнослужащих, 103 единицы бронированной и специальной техники, 3 самолёта фронтовой авиации и 13 транспортно-боевых вертолётов. Самолёты и часть вертолётов прилетели на учения из Кыргызстана, где расположена российская авиационная база "Кант".
Анатолий Сидоров, генерал-полковник, начальник Объединённого штаба ОДКБ:
– Должен отметить, что внимание к этим учениям проявила и Организация Объединённых Наций, чьи представители присутствовали на мероприятиях, проводимых в рамках учений. Тесное сотрудничество было организовано с представительством Комитета Красного Креста. Я думаю, что цели учений достигнуты. Весь личный состав без исключения показал максимум профессионализма, мастерства. Кроме учебно-боевых задач, также были проведены мероприятия по культурной программе, спортивные мероприятия. Военнослужащие ознакомились с историей, жизнью принимающего государства – Республики Казахстан, за что хочется сказать большое спасибо руководству Министерства обороны, Генерального штаба – всем тем, кто готовил и помогал проводить эти учения.
В 2017 году казахстанские военнослужащие также принимали участие в различных учениях за рубежом. В основном все подобные мероприятия проводились в рамках ОДКБ и ШОС. Уходящий год показывает, что, несмотря на относительно небольшую численность Вооружённых сил Казахстана, огромную по площади территорию и воздушное пространство, которые им приходится защищать, и скромный по сравнению с ведущими в военном отношении странами мира оборонный бюджет, казахстанская армия становится достаточно боеспособной региональной структурой, способной оказать серьёзное сопротивление потенциальному противнику.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5729
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2540
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2652
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2351
- 2
- 28
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2231
- 2
- 10
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2223
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2292
- 0
- 12
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2344
- 3
- 15
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2272
- 2
- 48
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2262
- 0
- 6