В этом году Вооружённые силы Республики Казахстан отметили юбилейную дату – 25 лет с момента основания. Сегодняшняя казахстанская армия совсем не та, что была ещё десяток лет назад. 80 тысяч солдат и офицеров, большая часть из которых – служащие по контракту, годовой бюджет в 382 миллиарда тенге и программа перевооружения, которая очень активно реализуется. Informburo.kz подготовил обзор о том, какие события происходили в казахстанских Вооружённых силах в 2017 году.

Программа перевооружения

Самой зрелищной частью военного парада в Астане в честь 25-летия Вооружённых сил РК стала демонстрация авиационной техники, в том числе и новейших её образцов, совсем недавно поступивших на вооружение.


Парный взлет Су-30 СМ с аэродрома в Талдыкоргане

Парный взлёт Су-30 СМ с аэродрома в Талдыкоргане / Фото Григория Беденко

В небе над столицей за достаточно короткий период времени прошли сразу 80 летательных аппаратов разных классов – от тихоходных военно-транспортных вертолётов до тяжёлых перехватчиков, которые способны выполнять боевые задачи на скоростях, в два-три раза превышающих скорость звука.


Су-30 СМ пилотируют лучшие казахстанские военные летчики

Су-30СМ пилотируют лучшие казахстанские военные летчики / Фото Григория Беденко

Особенно эффектно смотрелись новейшие многофункциональные истребители Су-30СМ, которых в Казахстане к новому году будет уже 8 единиц – почти полноценная эскадрилья. Ещё пара машин должна на днях поступить с авиазавода в Иркутске в Талдыкорган, где расположена 604-я авиационная база ВВС СВО РК. Перегонять самолёты будут российские летчики-испытатели. Сегодня на Су-30СМ летают самые опытные военнослужащие Талдыкорганской авиабазы.


Перед вылетом

Перед вылетом / Фото Григория Беденко

– Сейчас идёт перевооружение на новый вид техники, –рассказывает командир 604-й авиабазы полковник Аскар Избасов. – Эта программа была разработана несколько лет назад в соответствии со стратегическим планом развития государства. В течение нескольких ближайших лет парк боевых машин будет обновлён. Буквально три-четыре года назад мы наблюдали, как к нам приходили машины военно-транспортной авиации – С-295 из Испании. Вертолёты приходили из Российской Федерации – Ми-17, Ми-171. Сейчас очередь дошла до боевых самолётов. К нам приходят многоцелевые истребители Су-30СМ поколения 4++. Их в мире не очень много, такие самолёты эксплуатируют только те государства, которые могут себе это позволить.


Одиночный вылет

Одиночный вылет / Фото Григория Беденко

– Самолёты относятся к поколению 4++, потому что они имеют некоторые очень современные узлы и элементы. Это и цифровые вычислительные комплексы нового поколения, и радарные системы. Сам самолёт построен таким образом, что обладает сверхманёвренностью. Авиационный комплекс позволяет выполнять боевые задачи в любых условиях.


Возвращение на базу после выполнения полетного задания

Возвращение на базу после выполнения полётного задания / Фото Григория Беденко

– Весь авиационный состав нашей части прошёл практическое переобучение в России, – продолжает полковник Избасов. – Причём многие лётчики имеют допуск уже как инструкторы, то есть сами способны обучать лётный состав. Теперь мы можем полноценно эксплуатировать самолёты и готовить для себя кадры, не прибегая к помощи иностранных специалистов. Машина новая и уникальная по своим характеристикам, и нужен очень хороший фундамент – знания, учения, навыки, для того чтобы её освоить. Это не каждому под силу. Обязательно должны быть определённые способности. На аналоговых приборах раньше могли летать все. Современный лётчик – это тот же специалист по IT-технологиям. Всё в этом самолёте построено по последнему слову компьютерной техники.




Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М ВВС Казахстана

Многоцелевой ударный вертолёт Ми-35М ВВС Казахстана / Фото Григория Беденко

Самое свежее приобретение Военно-воздушных сил Казахстана в 2017 году – четыре вертолёта Ми-35М. Ударные винтокрылые машины этого класса вошли в боевой состав 602-й авиационной базы (в/ч 55652, Шымкент) в январе 2017 года. На параде в Астане Ми-35М демонстрировался впервые. Ожидается, что в декабре или в начале января еще четыре борта поступят на вооружение базы армейской военно-транспортной авиации (в/ч 53975), расположенной в Алматы в районе поселка Первомайка.

Ми-35М на Первомайской авиабазе

Ми-35М на Первомайской авиабазе / Фото Григория Беденко

Ми-35М серийно выпускается российской корпорацией "Росвертол" на авиазаводе в Ростове-на-Дону. Вертолёт является глубокой модификацией самого массового в мире транспортно-боевого Ми-24 и носит индекс Ми-24ВМ. Под индексом Ми-35М поставляется на экспорт. Предназначен для уничтожения бронетанкового вооружения, десантирования и огневой поддержки сухопутных войск, эвакуации раненых, а также перевозки всевозможных грузов в кабине или на внешней подвеске.


Цифровое оборудование кабины командира экипажа

Цифровое оборудование кабины командира экипажа / Фото Григория Беденко

На Ми-35М существенно расширена номенклатура применяемого вооружения. Теперь есть возможность использования высокоточных боеприпасов. Вертолёт оснащён современным БРЭО с комплексом навигации и электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор. Говоря простыми словами, теперь оператор бортового вооружения видит картинку вокруг вертолёта на 240 градусов, и у него значительно больше возможностей гарантированного уничтожения целей противника. Обновление оборудования позволило не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение в любое время суток, но и выполнять взлёт и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки.


Экипаж готовится к вылету

Экипаж готовится к вылету / Фото Григория Беденко

В отличие от предыдущих модификаций у Ми-35М не убираются шасси, что обеспечивает смягчение удара при падении. Опыт боевой эксплуатации Ми-24 показал, что в случае огневого поражения экипаж не успевает или не может выпустить шасси. Новый вертолёт имеет укороченное крыло с двумя, вместо трёх, подвесками для вооружения, что улучшает аэродинамику. Существенно изменена конструкция рулевого винта – он стал Х-образным, с лопастями из композитного материала. На несущем винте, также выполненном из композитов, установлен новый автомат перекоса и эластомерные подшипники. Силовая установка принципиально новая – турбовальные двигатели "Климов" ВК-2500-II.


В полете

В полёте / Фото Григория Беденко

Впервые о том, что Казахстан получит четыре новых вертолёта, объявил экс-главнокомандующий Сил воздушной обороны Казахстана, генерал-лейтенант Нурлан Орманбетов на международной военной выставке КADEX-2016 в июне прошлого года. Поставка осуществлена в рамках военно-технического сотрудничества между РК и РФ и договора между МО РК и Рособоронэкспортом. Стоимость партии вертолётов не разглашается, однако источники в Минобороны утверждают, что она такая же, как и для российской армии. Казахстан является активным участником ОДКБ и несёт ответственность за укрепление южного стратегического направления. Поэтому вертолёты и будут направлены в Шымкент. Кстати, 602-я авиабаза СВО РК (в/ч 55652) в последнее время активно расширяется.


Первомайская авиабаза ожидает прибытия еще 4-х новых бортов

Первомайская авиабаза ожидает прибытия еще четырёх новых бортов / Фото Григория Беденко

По словам командира Первомайской авиабазы полковника Нурлана Байдуллаева, в составе авиабазы есть вертолёты Ми-17, которые по классу считаются транспортно-боевыми. Ми-35М – это полноценный боевой вертолёт. На нём будет осуществляться воздушное сопровождение, обеспечение высадки десанта с Ми-17, а также нанесение ударов по наземным целям – живой силе и технике противника.




Ми-171 Ш на учениях "Боевое Содружество-2017"

Ми-171 На учениях "Боевое Содружество-2017" / Фото Григория Беденко

К новым образцам военной авиатехники, которую сейчас активно осваивают казахстанские военные летчики, относится и военно-транспортный вариант вертолёта Ми-8 АМТ (Ми-171), поставляемый на экспорт под индексом Ми-171 Ш. Машина предназначена для транспортировки и оперативной высадки до шестнадцати десантников, транспортировки раненых на носилках в сопровождении медперсонала, перевозки грузов до 4 000 кг в грузовой кабине и на внешней подвеске. Вертолёт также способен нести ударное вооружение и работать по наземным целям – живой силе противника, бронетехнике, надводным целям, сооружениям, укреплённым огневым точкам. Может выполнять задачи огневой поддержки десанта, сопровождения военных колонн, поисково-спасательных и других операций. В Казахстане входит в боевой состав 602-й авиационной базы (Шымкент).


Прибытие С-295 в Алматинский международный аэропорт

Прибытие С-295 в Алматинский международный аэропорт / Фото Григория Беденко

30 ноября 2017 года на авиационную базу СВО, расположенную в Алматинском международном аэропорту, прибыл восьмой по счёту военно-транспортный самолёт САSA C 295, построенный для Казахстана концерном Airbus Military. Таким образом, европейский авиастроительный гигант полностью выполнил контракт, заключённый с РГП "Казспецэкспорт" в 2012 году, предусматривающий поставку для ВВС Казахстана восьми новых военно-транспортных самолётов лёгкого класса. Соглашение в том числе предусматривает подготовку лётного и технического персонала для обслуживания группировки С 295 и послепродажную сервисную поддержку.


Руление на стоянку

Руление на стоянку / Фото Григория Беденко

Перелёт борта из испанского города Севилья, где расположен авиазавод Airbus Military, в Казахстан занял двое суток с промежуточными посадками в Италии и Азербайджане. Самолёт перегонял совместный казахстанский-испанский экипаж под руководством лётчика 1-го класса майора Ербола Исламкулова и его коллеги летчика-испытателя Airbus Military Алехандро Гранде. На торжественной церемонии по случаю прибытия самолёта присутствовали заместитель министра обороны РК генерал-майор Талгат Жанжуменов, командующий Военно-воздушными силами СВО генерал-майор авиации Даурен Косанов, а также ветераны Вооружённых сил РК и представители компании Airbus Military.


Новые транспортники должны существенно повысить мобильность казахстанских сухопутных подразделений

Новые транспортники должны существенно повысить мобильность казахстанских сухопутных подразделений / Фото Григория Беденко

C 295 относится к семейству лёгких транспортных самолётов с максимальной взлётной массой до 24 тонн. Прототип этой машины впервые поднялся в воздух в 1998 году. Серийное производство началось в 1999-м. На основе базовой модели был создан ряд модификаций, в частности С 295 W, который сегодня стоит на вооружении в Узбекистане. Любопытно, что Узбекистан решил приобрести испанский транспортник, учитывая положительный опыт его эксплуатации в нашей стране. За четыре года С 295 в составе казахстанских Военно-воздушных сил налетали более шести тысяч часов, выполняя различные задачи. В дальнем зарубежье С 295 стоит на вооружении ВВС таких стран, как Испания, Франция, Польша, Чехия, Финляндия, Колумбия, Чили и Эквадор.


Самолеты перегоняли испанские летчики-испытатели

Самолёты перегоняли испанские летчики-испытатели / Фото Григория Беденко

К числу явных достоинств самолёта С 295 относятся его хорошая устойчивость и управляемость, высокая маневренность, что позволяет выполнять полёт на предельно малых высотах, надёжность системы автоматического контроля работы двигателя, эффективная противообледенительная система, а также повышенная живучесть в аварийных ситуациях. Самолёт способен совершать взлеты и посадки на грунтовые полосы.


Подготовка борта к вылету

Подготовка борта к вылету / Фото Григория Беденко

С 295 способен транспортировать 9700 кг груза на дальность до 1300 км.

Часовой расход топлива на самолёте С 295 в два раза меньше, чем на самолётах аналогичного класса. Самолёт имеет большую перегоночную дальность полёта – более 5500 км.

Основные тактико-технические характеристики самолёта:

  • размах крыла, м – 25,87
  • длина самолёта, м – 24,4
  • высота самолета, м – 8,66
  • максимальная взлётная масса, кг – 23 200
  • вес пустого самолета, кг – 11 200
  • количество топлива, л – 7 700
  • крейсерская скорость, км/ч – 480
  • перегоночная дальность, км – 5 630
  • дальность с максимальной нагрузкой, км – 1290
  • полезная нагрузка – 71 военнослужащий или 48 десантников, или носилки в количестве 24 с 4 креслами для медперсонала, или 9,2 тонны груза;
  • двигатель – 2х Pratt Whitney Cahada PW127G турбовинтовой;
  • мощность двигателя л.с. – 2645
  • практический потолок, м – 9100
  • воздушный винт – 6-лопастной композитный;
  • потребная ВПП взл./пос., м – 670/320
  • экипаж, чел. – 2-3

Назначенный ресурс эксплуатации самолёта составляет 56 000 часов или до 30 000 самолёто-вылетов в боевых условиях.

Эксплуатационный диапазон температур – от минус 45 до плюс 50.

Результатом обновления авиационного парка Военно-воздушных сил Казахстана будет создание группировки военно-транспортной авиации, способной выполнять переброску войск, вооружения и военной техники на любое стратегическое направление без промежуточных посадок для дозаправки топливом.


(Слева-направо) Командир Первомайской авиабазы полковник Нурлан Байдуллаев, командующий ВВС генерал-майор Даурен Косанов, главнокомандующий силами воздушной обороны ВС РК генерал-майор Нурлан Карбенов

(Слева-направо) Командир Первомайской авиабазы полковник Нурлан Байдуллаев, командующий ВВС генерал-майор Даурен Косанов, главнокомандующий Силами воздушной обороны ВС РК генерал-майор Нурлан Карбенов / Фото Григория Беденко

– С 295 очень хорошо себя зарекомендовал в Военно-воздушных силах с 2013 года, когда поступили первые два борта. Самолёт предназначен для выполнения широкого спектра задач. Это перевозка личного состава, различных военных грузов, десантирование, перевозка раненых и другие специфические задачи, – рассказал главнокомандующий силами воздушной обороны ВС РК генерал-майор Нурлан Карбенов.

По словам генерала Карбенова, поставка новой авиационной техники в Казахстан производится в соответствии с программой перевооружения армии и требованием верховного главнокомандующего по оснащению Вооружённых сил РК передовыми образцами военной техники.

– В первую очередь это укрепление обороноспособности нашего государства и повышение мобильности Вооружённых сил в целом, – отметил главком СВО. – Мы будем совершенствовать подготовку лётного состава для выполнения самого широкого спектра задач. Затем мы будем рассматривать вопросы модернизации этих машин.


С-295 должны полностью заменить устаревшие транспортники Ан-26

С-295 должны полностью заменить устаревшие транспортники Ан-26 / Фото Григория Беденко

Главком СВО также поделился планами по реализации программы перевооружения на ближайшую перспективу

– У нас есть несколько нереализованных пока контрактов. В первом и втором кварталах 2018 года мы ожидаем прибытия техники, прошедшей модернизацию. Это штурмовики фронтовой авиации Су-25 и многоцелевые истребители Су-27. Также продолжатся поставки новейшего Су-30СМ. В ближайшие годы у нас будет серьёзно обновлён парк фронтовой, армейской и военно-транспортной авиации, – рассказал генерал-майор Нурлан Карбенов.


“Арлан” проходит техобслуживание на заводе КPE в Астане

"Арлан" проходит техобслуживание на заводе КPE в Астане / Фото Григория Беденко

В 2017 году в сухопутные войска продолжились поставки принципиально нового для казахстанской армии типа бронетехники. Это тяжёлый бронеавтомобиль "Арлан", который производится совместным предприятием Kazakhstan Paramount Engineering, расположенным в Астане. "Арлан" является локализованной для казахстанских Вооружённых сил версией 16-тонного автомобиля с противоминной защитой Marauder , разработанного южноафриканской компанией Paramount Group.


Внутренне пространство бронеавтомобиля

Внутреннее пространство бронеавтомобиля / Фото Григория Беденко

Сегодня, кроме Казахстана, он стоит на вооружении армий пяти стран – Азербайджана (45 ед.), Алжира (2 ед.), Иордании (25 ед.), Республики Конго (37 ед.). Точное количество машин, поступивших в войска в Казахстане, не называется. В открытых источниках фигурирует цифра в 200 автомобилей, которая, скорее всего, является заявленной (но пока лишь частично покрытой) первичной потребностью наших силовых структур в этих машинах. Известно, что в Казахстане бронеавтомобили поставлялись в подразделения Министерства обороны и Национальной гвардии. "Арланы" получили воинские части уже в трёх региональных командованиях.


"Арланы" для Национальной гвардии красят в черный цвет

"Арланы" для Национальной гвардии красят в чёрный цвет / Фото Григория Беденко

На "Арланах" установлен боевой модуль САРП с крупнокалиберным пулемётом HCBТ 12,7 мм. Модуль имеет оптико-электронное оборудование, механические приводы и систему дистанционного управления. Наведение на цель и стрельба осуществляются при помощи пульта, установленного в кабине. Боевой модуль САРП и передвижной разведывательный комплекс (ПРК-КЗ), интегрированные на платформы БКМ "Арлан”, производятся в Казахстане совместным казахстанско-турецким предприятием KAE (Kazakhstan Aselsan Engineering). Разведывательный комплекс в свою очередь позволяет обеспечить моментальную обработку и передачу информации в цифровом формате на командный пункт в режиме реального времени и вести разведку наземных и низколетящих целей с помощью РЛС и электронно-оптической системы, сочетающей в себе тепловизионную камеру, камеру дневного видения и лазерный дальномер. Обе системы показали весьма неплохие результаты на учениях "Каратау -2017" в сентябре этого года.


Оборонный завод КPE в Астане

Оборонный завод КPE в Астане / Фото Григория Беденко

Следует отметить, что программа перевооружения казахстанской армии включает в себя модернизацию действующих образцов военной техники советского производства. Здесь задействованы как отечественные предприятия оборонно-промышленного комплекса – Kazakhstan Aselsan Engineering, АО "Семей инжиниринг", АО "Завод им. С. М. Кирова", СП ТОО "Гранит-Талес электроникс", так и предприятия зарубежного ВПК, преимущественно российские.


Международные армейские игры-2017

Международные армейские игры-2017 / Фото Григория Беденко

Международное взаимодействие

В 2017 году на территории Казахстана проходили крупные международные военные мероприятия с участием казахстанских Вооружённых сил.

Как известно, военные соревнования в рамках АрМИ (Армейских международных игр) одновременно проводятся не только в Казахстане, но и на территории других дружественных государств – России, Беларуси, Кыргызстана и др. Авиационную часть обычно берёт на себя РФ, обладающая развитой инфраструктурой в этой сфере. Однако "Авиадартс-2017" решили провести в Китае.


Проход звена Су-30 СМ

Проход звена Су-30 СМ / Фото Григория Беденко

Казахстанская часть АрМИ-2017, масштабного международного мероприятия, призванного продемонстрировать некую альтернативу НАТО в различных форматах военного взаимодействия, проходила в августе. Для участия в Армейских играх в Казахстан прибыли около 400 военнослужащих из 18 стран мира. Организаторы военного шоу, придуманного в России и достаточно активно поддержанного дружественными государствами-соседями, постарались придать ему глобальный размах.


Авиаторы готовятся к АрМИ-2017

Авиаторы готовятся к АрМИ-2017 / Фото Григория Беденко

В этом году в Казахстан приехали представители армий почти со всех континентов, кроме Северной Америки и Австралии. Этно-географический состав участников был радикально разнообразным: от совсем уж экзотического Зимбабве до находящихся де-факто в состоянии войны Армении и Азербайджана. В соревнованиях принимали участие военные из таких государств, которые вряд ли когда-нибудь вообще столкнутся на реальном театре военных действий: к примеру, Ирана и Таиланда.


Казахстанские летчики, освоившие Су-30 СМ

Казахстанские лётчики, освоившие Су-30СМ / Фото Григория Беденко

– Армейские игры – уникальное мероприятие международного масштаба, которое мало чем отличается от крупнейших мировых спортивных первенств, – заявил на открытии АрМИ-2017 в своей приветственной речи министр обороны РК Сакен Жасузаков.

Казахстан взял на себя сухопутную составляющую Армейских игр: на полигонах 40-й военной базы, расположенной недалеко от посёлка Отар Жамбылской области, проводились конкурсы "Мастера артиллерийского огня", "Снайперский рубеж" и "Соревнование расчётов БПЛА".


Выстрел ЗРК C-300 на учениях "Боевое Содружество-2017"

Выстрел ЗРК C-300 на учениях "Боевое Содружество-2017" / Фото Григория Беденко

На военном полигоне Сарышаган в Карагандинской области в сентябре проходила активная фаза совместных учений Сил воздушной обороны в рамках Объединённой системы ПВО СНГ. На 2017 год в ОС ПВО СНГ входят Армения, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Россия и Таджикистан. Непосредственное управление ПВО осуществляют национальные командующие государств СНГ, общее взаимодействие обеспечивает Центральный командный пункт ПВО Воздушно-космических сил России.

Задачи единой системы сводятся к охране воздушных границ содружества, совместному контролю использования воздушного пространства, оповещению о воздушно-космической обстановке, предупреждению о ракетном нападении и согласованному отражению этого нападения.


Боевой расчет ЗРК С-300 за работой

Боевой расчёт ЗРК С-300 за работой / Фото Григория Беденко

В состав ОС ПВО СНГ, по данным из открытых источников, входят 20 истребительных авиаполков (в том числе 11 российских, 2 белорусских и 1 казахстанский), 29 зенитных ракетных полков (11 российских), 22 радиотехнических подразделения (9 российских) и 2 российских батальона радиоэлектронной борьбы. На вооружении ПВО в странах СНГ находятся зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) "Оса", "Бук", С-75, C-125, С-200, С-300. В Казахстана стоят на боевом дежурстве ЗРК С-75, С-125, С-200 и С-300ПС. Общее количество дивизионов С-300ПС составляет 20, также имеется некоторое количество С-300П. В феврале 2009 года был подписан контракт на поставку 10 дивизионов С-300ПМУ-1 из резерва Вооружённых сил России. В 2015 году из состава войск ПВО РФ в Казахстан поставлены 5 дивизионов С-300 ПС. В России также стоит на вооружении новое поколение ЗРК С-400 "Триумф".


Взлёт высотного перехватчика МиГ-31 с авиабазы в Караганде

Взлёт высотного перехватчика МиГ-31 с авиабазы в Караганде / Фото Григория Беденко

Истребительная авиация единой системы ПВО вооружена самолётами МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31 и Су-27. Примечательно, что высотные сверхзвуковые истребители-перехватчики стоят на вооружении только в России и в Казахстане, причём в России сейчас идет модернизация парка этих уникальных самолётов, которые получили индекс МиГ-31 БМ. В последнее время в рамках системы проводится унификация военной техники и вооружения. В связи с этим Казахстан с 2015 года получает новейшие российские многоцелевые истребители (поколение 4 ++) Cу-30 СМ. Испытания зенитного-ракетного вооружения войск ПВО стран СНГ и войсковые учения с применением данного оружия проводятся на военном полигоне, расположенном в Ашулуке Астраханской области России.


Боевой расчет ЗРК С-300 после стрельбы

Боевой расчёт ЗРК С-300 после стрельбы / Фото Григория Беденко

В учениях "Боевое Содружество-2017" от Сил воздушной обороны РК приняли участие боевые расчёты восьми бригад ПВО. В боевых стрельбах участвовали 18 боевых расчётов ЗРК С-200, С-300, С-75, С-125, "Круг", "Куб", а также 5 расчётов подразделений связи и 9 расчётов материально-технического обеспечения. Кроме этого, боевые пуски и стрельбы производились 135 боевыми расчётами переносных ЗРК "Игла" и зенитных пушечных установок ЗУ-23-2.


Су-27 УБМ2 атакуют цель в горах

Су-27 УБМ2 атакуют цель в горах / Фото Григория Беденко

Также в сентябре казахстанская армия участвовала в крупнейших за последние несколько лет стратегических учениях "Каратау-2017". Их особенность в том, что впервые тактика нанесения удара по условному противнику была переработана с учётом применения новой боевой техники. Согласно сценарию, два крупных незаконных вооружённых формирования совершили прорыв государственной границы на южном и юго-восточном стратегических направлениях. Как известно, именно за эти направления Казахстан несёт ответственность в рамках Организации договора о коллективной безопасности. Рассматривается в целом достаточно нестабильная ситуация в Центральной Азии, афганский фактор и возможные последствия разгрома ИГИЛ в Ираке и Сирии.


Бронетехника на полигоне "Матыбулак"

Бронетехника на полигоне "Матыбулак" / Фото Григория Беденко

Активная фаза "Каратау-2017" проходила сразу на двух казахстанских полигонах – "Матыбулак" в Жамбылской области, расположенном недалеко от посёлка Отар, и на полигоне "Коктал" – в районе Жаркента. Первый предназначен для тренингов на равнине, второй – для отработки учебных боевых действий в горах.


Расчёт БПЛА на полигоне "Коктал"

Расчёт БПЛА на полигоне "Коктал" / Фото Григория Беденко

Мурат Майкеев, генерал-лейтенант, первый заместитель министра обороны, начальник генерального штаба ВС РК:

– В целом войска получили очень хорошую практику управления своими разведывательными, боевыми частями. Получили большую практику организации взаимодействия между родами и видами войск. Также командиры получили хороший опыт управления войсками в полевых условиях. Вместе с тем мы применяли как обычное, так и принципиально новое вооружение. И ночью, и днём применяли высокоточное оружие. ТВД контролировали три беспилотных летательных аппарата, из них один – ударно-разведывательный комплекс, который нанёс удар по главной цели противника – командно-штабной машине и поразил её с первого выстрела. Также мы работали по наведению авиации нашими разведывательными системами. Применялось лазерное наведение ракет.


Сакен Жасузаков, генерал-полковник, министр обороны РК
Сакен Жасузаков, генерал-полковник, министр обороны РК / Фото Григория Беденко

– Мы применяли на этих учениях новейшее вооружение, в частности БПЛА. Работали два типа дронов. Разведывательно-ударный Wing Loong ("Птеродактиль") китайского производства. Он вылетел из Тараза в 7 утра, преодолел почти 500 километров до "Матыбулака", поразил цель и до сих пор летает над полигоном – уже около пяти часов. Маленький аппарат, израильский Skylark, ведёт разведку, наводит артиллерию, авиацию – армейскую, фронтовую. А ударный дрон сам находит цель и поражает её. Практически с первого захода попал в цель. Работали вертолёты Ми-35М. Мы их совсем недавно приобрели. Они стреляли управляемыми противотанковыми ракетами.


Передвижной разведывательный комплекс (ПРК-КЗ) на базе БКМ "Арлан"

Передвижной разведывательный комплекс (ПРК-КЗ) на базе БКМ "Арлан" / Фото Григория Беденко

– Новые радиостанции у нас появились. Они работают в тактическом звене, имеют свойства закрытой связи, – сообщил Сакен Жасузаков. – Такого раньше у нас не было. Производятся в Казахстане совместным предприятием. Новая модификация бронеавтомобиля "Арлан". Эта машина на учениях вела разведку всего поля боя и в радиолокационном режиме, и в оптико-электронном режиме. В дальнейшем мы будем наращивать поставку этих машин в войска.


Международные учения "Нерушимое братство-2017"

Международные учения "Нерушимое братство-2017" / Фото Григория Беденко

В октябре на полигоне "Илийский" в 30 километрах от Алматы проходил очередной этап учений государств-членов ОДКБ "Нерушимое братство-2017". Эти учения были логическим продолжением предыдущих международных военных мероприятий: "Поиск-2017", в котором принимали участие разведывательные подразделения стран ОДКБ, и "Взаимодействие-2017" – с контингентами КСОР (Коллективные силы оперативного реагирования) ОДКБ, а также Объединённой группировки войск Армении и России. Казахстанским этапом руководил командующий десантно-штурмовыми войсками генерал-майор Алмаз Джумакеев.

Наблюдательный пост КМС

Наблюдательный пост КМС / Фото Григория Беденко

Особенность казахстанского этапа заключалась в том, что в совместных операциях на полигоне приняли участие военнослужащие из всех стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности – России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Причём эти военные входят в боевой состав национальных миротворческих контингентов, а в рамках ОДКБ – в Коллективные миротворческие силы (КМС). В состав КМС также входят подразделения военной полиции, которые работали вместе с десантниками, специалистами спасательных служб и представителями Международного комитета Красного Креста. За всем происходящим на полигоне наблюдали представители объединённого штаба и секретариата ОДКБ.


Российские связисты

Российские связисты / Фото Григория Беденко

Тематика учений была довольно специфической – постконфликтное урегулирование в кризисных районах. В задачу совместного миротворческого контингента входило наблюдение за выполнением условий перемирия, организация контрольно-пропускных пунктов и наблюдательных постов, обозначение зон ответственности, а также разъединение конфликтующих сторон и создание гуманитарных коридоров.


Гранатомётчики обстреливают помещение с боевиками

Гранатомётчики обстреливают помещение с боевиками / Фото Григория Беденко

Активную фазу учений разделили на несколько тактических эпизодов. В них было задействовано 1250 военнослужащих, 103 единицы бронированной и специальной техники, 3 самолёта фронтовой авиации и 13 транспортно-боевых вертолётов. Самолёты и часть вертолётов прилетели на учения из Кыргызстана, где расположена российская авиационная база "Кант".




Казахстанские миротворцы

Казахстанские миротворцы / Фото Григория Беденко

Анатолий Сидоров, генерал-полковник, начальник Объединённого штаба ОДКБ:

– Должен отметить, что внимание к этим учениям проявила и Организация Объединённых Наций, чьи представители присутствовали на мероприятиях, проводимых в рамках учений. Тесное сотрудничество было организовано с представительством Комитета Красного Креста. Я думаю, что цели учений достигнуты. Весь личный состав без исключения показал максимум профессионализма, мастерства. Кроме учебно-боевых задач, также были проведены мероприятия по культурной программе, спортивные мероприятия. Военнослужащие ознакомились с историей, жизнью принимающего государства – Республики Казахстан, за что хочется сказать большое спасибо руководству Министерства обороны, Генерального штаба – всем тем, кто готовил и помогал проводить эти учения.


Торжественный марш

Торжественный марш / Фото Григория Беденко

В 2017 году казахстанские военнослужащие также принимали участие в различных учениях за рубежом. В основном все подобные мероприятия проводились в рамках ОДКБ и ШОС. Уходящий год показывает, что, несмотря на относительно небольшую численность Вооружённых сил Казахстана, огромную по площади территорию и воздушное пространство, которые им приходится защищать, и скромный по сравнению с ведущими в военном отношении странами мира оборонный бюджет, казахстанская армия становится достаточно боеспособной региональной структурой, способной оказать серьёзное сопротивление потенциальному противнику.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter