На изменения в бюджете повлияла цена на нефть – увеличилась с 55 до 60 долларов (в Нацфонд дополнительно поступит 1,2 трлн тенге), курсовая разница (предыдущее уточнение бюджета было из расчёта 340 тенге за доллар, в этот раз – 350 тенге), а также в связи с изменениями административных статусов Туркестана и Шымкента. В результате уточнённый объём поступлений в республиканский бюджет составит 8,7 трлн тенге, расходов – почти 9,7 трлн тенге. Изменения по сравнению с ранее утверждённым объёмом – на 12,6 млрд тенге. Рост ВВП сохранится на уровне 3,8%.

Депутаты по поручению Президента пересмотрят бюджет на 155 млрд тенге, 83,9 из которых собираются направить на улучшение качества жизни. Informburo.kz рассказывает, куда и сколько планируют потратить и откуда – забрать.


Читайте также:
Бюджет 2018-2020: на что будет тратить государство и сколько денег возьмут из Нацфонда


Шымкент и Туркестан

Разработчики предлагают направить на развитие Туркестана и Шымкента 29,7 млрд тенге, 15 из которых – трансферты из бюджета Туркестанской области (их собираются передать Шымкенту). Дополнительное финансирование, выделенное на развитие данных регионов –12,8 млрд тенге. В том числе 6,5 млрд тенге – на развитие Туркестана, 3,7 млрд тенге – на развитие Туркестанской области, 2,6 млрд тенге – на развитие Шымкента.

На эти деньги в регионе планируют построить объекты здравоохранения и образования, продолжить работы по благоустройству ЖКХ, развитию теплоэнергетического и газотранспортного сектора 1,7 млрд тенге пойдут на открытие и обеспечение ведомственных зданий в Туркестане.

Алмас Чукин:

"В связи с тем, что Президент принял решение создать Туркестанскую область, нужно строить областной центр. А у Шымкента свои запасы, которые он получает из республиканского бюджета. Раньше это всё сидело в одной области, а сейчас разделяют. То, что Шымкенту положено, выделяют из бюджета области, отдают напрямую городу республиканского подчинения. В следующем году их бюджет разделят, такого не будет. А в этом году так получилось, потому что Туркестанской области не было, была Южно-Казахстанская область, эти деньги сейчас перемешаны. Ничего у Туркестана не забирают – наоборот, добавляют. А Шымкенту – то, что у него было, то и отдают".

АПК

На развитие Агропромышленного комплекса запланировано выделить 18,8 млрд тенге, 15 из которых направят через увеличение уставного капитала НУХ "КазАгро". Эти средства пойдут на кредитование субъектов АПК для закупок сельхозтехники, оборудования, на производство, переработку сельхозпродукции. 3,8 млрд тенге – на реализацию проекта по совершенствованию ирригационно-дренажных систем. Специалисты считают, что это позволит повысить урожайность до двух раз на орошаемых землях.

Директор ТОО "Улагат Консалтинг Групп" Марат Каирленов:

"Поддерживать сельское хозяйство в настоящее время вполне логично. Проблема – как это делать? Если, передавая эти деньги НУХ "КазАгро", как делается сейчас, то это очень дорого. Ведь деньги из госбюджета выделяют бесплатно, но затем госхолдинги "накидывают" несколько процентов себе "за администрирование", затем банки (за организацию кредитов, провизии и т.д.), и в итоге для заёмщиков эти деньги доходят уже под 7-8%, хотя могли бы вполовину дешевле. За что берут деньги госхолдинги? За то что передают эти деньги банкам? Но это может сделать 1-2 специалиста за неделю работы: посмотреть рейтинги банков, прописать условия в типовых договорах и, собственно, всё. Неужели в МСХ не найдут пару таких специалистов? А проверяющих и контролирующих органов по госсредствам у нас достаточно много. Какой смысл эти квазигосударственные структуры плодить и подкармливать? Лучше напрямую, без всяких посредников передать эти деньги банкам – так дешевле и меньше коррупционных рисков. Кроме того, если не будет этих надстроек, можно передать эти деньги банкам, чтобы они 3% платили государству, еще 3% – на свои расходы. Под 6% спокойно можно выдавать кредиты предприятиям, ещё и государство будет получать "0", а 3% – доходность".

Доступное жильё и расходы населения

На реализацию госпрограммы "Нурлы жер" дополнительно направят 15 млрд тенге. Эти средства пойдут для выдачи предварительных и промежуточных жилищных займов вкладчикам ЖССБ. Планируется выкупить порядка 100 000 квадратных метров жилья, выдать 1667 предварительных и промежуточных жилищных займов.

На поддержку малого и среднего бизнеса дополнительно выделят 5,6 млрд тенге. Эти средства покроют часть ставки вознаграждения по новым кредитам БВУ, выдаваемых на реализацию эффективных инвестпроектов и проектов, направленных на модернизацию и расширение производства.

Экономист Леонид Кирьяков:

"Стимулирование государством решения жилищной проблемы населения – это в большинстве случаев благо, так же как и предоставление кредитов по низкой ставке бизнесу. Поэтому считаю обе статьи расходов бюджета вполне адекватными и патриотичными. Главное, чтобы сам механизм предоставления жилищных займов и льготных займов бизнесу не оказался оторван от реальности в части требований к самим заёмщикам".

Электропоезда, дороги и "Нур жол"

На развитие транспортно-логистической инфраструктуры в бюджете запланировали дополнительно 44,5 млрд тенге. 15,5 млн тенге выделят на создание автомобильного пункта пропуска "Нур жолы" на участке автомобильной дороги Алматы – Хоргос международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. 20,9 млрд тенге – на развитие автодорожной отрасли, 9,3 млрд тенге из которых направят на капитальный ремонт дорог в Атырауской, Мангистауской, Павлодарской областях, а также в Алматы.

8,1 млрд тенге пойдут на приобретение электропоездов для метро, что позволит повысить внутригородскую мобильность алматинцев. Правда, этих денег хватит лишь для того, чтобы выплатить аванс. В размещённом тендере акимата Алматы отмечается, что плановая сумма лота составляет 29,5 млрд тенге. С трёхгодичным погашением: 8,8 млрд тенге – за первый год, 5,9 млрд тенге – за второй и 14,7 млрд – за третий год.

Сотрудник института исследования Zertteu Шолпан Айтенова:

"Уточнение бюджета происходит по нескольким причинам, либо есть дополнительные средства. Для того чтобы осуществить расходы, должны быть доходы за счёт сэкономленных средств на тендерах и других операциях. Второй возможный вариант: потому что есть ПСД, но в начале года на это средств не было. Но проектно-сметная документация действительна всего три года, стоит она существенных денег. Возможно, в этом году важно направить средства именно на эти работы, так как истекает срок ПСД".

Резерв Правительства

Резерв Правительства увеличат почти на 12,7 млрд тенге. Это те средства, которые обычно направляют на помощь местным бюджетам, когда там закончились средства, на гуманитарную помощь, на помощь в ликвидации ЧС и на цели, определённые Правительством. Деньги в резерв поступят из-за перераспределения из бюджетов министерств. Больше всех хотят забрать у Министерства обороны – 9,88 млрд тенге.

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов

"Мне кажется, причин перераспределения может быть много. Первая: деньги просто не поступили в ведомство, а вы не можете освоить средства, которых у вас нет, но вы можете их сократить. Второе, они опаздывают по каким-то программам. Третье – оптимизация: ведомство смогло сократить свои расходы, – в чём я лично сомневаюсь".

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter