В рейтинге стран по уровню развития электронного правительства в 2022 году Казахстан оказался на 28-м месте среди 193 государств, вошедших в мониторинг ООН. Это самый высокий страновой показатель на постсоветском пространстве (Россия – на 42-м, Украина – на 46-м, Беларусь – на 58-м месте рейтинга).
Поэтапная цифровизация госуслуг в Казахстане началась ещё в 2006 году, когда был запущен портал "Правительство для граждан" – egov.kz. Оказалось, что упрощать взаимодействие государства и граждан, внедрять цифровые услуги можно в самых разных сферах, включая и такую, казалось бы, закрытую область как деятельность Министерства обороны.
Далеко не обо всех цифровых проектах могут дать информацию казахстанские военные. Но об открытой информационной системе во время V Международного форума Digital Almaty всё же рассказал полковник, заместитель начальника департамента организационно-мобилизационной работы по цифровизации генерального штаба Вооружённых сил РК Руслан Омаров. Речь идёт о переводе в цифровой формат деятельности военных комиссариатов – местных органов военного управления.
По информации Минобороны РК, местные органы военного управления республики включают 17 департаментов по делам обороны, 30 управлений по делам обороны, 165 отделов по делам обороны. Все они так или иначе взаимодействуют с казахстанцами – призывниками, профессиональными военными и их семьями. И для того чтобы общение оборонного ведомства с казахстанцами сделать проще и эффективнее, однажды появилась идея о создании платформы, аналогов которой в СНГ не было.
"Роль военных комиссариатов трудно переоценить. Недаром одним из основополагающих документов в 1918 году Страны Советов стал "Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам", который позволил организовать учёт военнообязанных. Так появились военкоматы, которые сыграли огромную роль в годы Великой Отечественной, мобилизовав для страны только за первые девять дней войны свыше пяти миллионов человек. Всего за годы войны было мобилизовано около 40 млн советских граждан, которые одержали победу над фашизмом", – напомнил факты из истории Руслан Омаров.
В независимом Казахстане военкоматы в вопросах организации учёта мобилизационных ресурсов страны по-прежнему незаменимы. Спектр деятельности местного органа военного управления очень широк, начиная с призыва на воинскую службу, работы с ветеранами, участниками боевых действий, молодыми людьми допризывного и призывного возраста, желающими стать профессиональными военными, а также с их родителями. И начинается общение казахстанских подростков с военкоматами с 14 лет, когда впервые к ним приходит повестка с призывом посетить местный орган военного управления и встать на учёт.
Читайте также: Министр обороны доложил президенту о состоянии казахстанской армии
Тогда же создаётся учётная карточка, куда заносятся первичные данные. В документ время от времени вносят изменения в соответствии с изменениями в жизни военнообязанного или военнослужащего. Ещё недавно актуальность карточек поддерживали в ручном формате. Но за последние два года карточки оцифровали. Теперь их несложно отыскать в личном кабинете на портале электронного правительства.
В профайле имеется следующая информация:
- отношение гражданина к воинской службе (категория воинского учёта);
- период и место прохождения воинской службы;
- место воинского учёта;
- предоставленная отсрочка;
- освобождение от воинской службы.
"Пилотный проект "Цифровой местный орган военного управления" реализовывался в течение 2020-2021 годов. В рамках цифровой трансформации местных органов военного управления разработаны информационные системы автоматизированного учёта мобилизационных ресурсов, которые в настоящий момент интегрированы с информационными системами и базами данных других заинтересованных государственных органов", – отметил полковник Омаров.
(Для справки. В Российской Федерации пилотный проект "цифрового военкомата" анонсировали лишь в 2022 году и пока только в масштабе Московской области).
По данным разработчиков системы, за счёт интеграции с государственной базой данных в профайл военнообязанного ввели первичные данные – ИИН, год рождения, ФИО, регистрацию по месту проживания.
Интеграция с базами данным Министерства труда и социальной защиты населения РК позволила поддерживать в актуальном состоянии информацию о месте работы гражданина, сведения по инвалидности (если таковые имеются).
Из базы данных Министерства юстиции вносится информация о родственных связях – родителях, супругах, детях. Министерство здравоохранения предоставляет сведения о прикреплении граждан к медицинским учреждениям, постановке на диспансерный учёт. Интеграция с образовательной базой данных Министерства просвещения выдаёт актуальные данные об образовании, обучении граждан, опекунстве. Наконец, Комитет по правовой статистике Генеральной прокуратуры даёт сведения о наличии или отсутствии судимости у гражданина Казахстана.
В профайл военнообязанного вносят также коды воинского звания, должности, награды, льготы, место последнего воинского учёта.
В информационную систему поступают данные о допризывниках (с 14 лет), казахстанцах в возрасте 18-27 лет, которых ежегодно призывают на срочную службу в армию, контрактников, всех, кто после прохождения срочной службы попадает в категорию "военнообязанных". На учёте также состоит офицерский состав – действующий и запаса.
Пилотный проект позволил:
- обеспечить полный охват воинским учётом мужского населения страны от 16 до 60 лет, а также транспортных средств юридических и физических лиц;
- создать электронные учётные карточки (профайлы) на каждого военнообязанного и призывника;
- получить данные о зарегистрированных в стране транспортных средствах и их техническом состоянии;
- организовать оповещение казахстанцев через службу 1414.
Цифровизация, как и ожидалось, привела к минимизации возможных ошибок при заполнении документов, исключению бумажного документооборота, оказанию ряда государственных услуг к электронном формате, снижению коррупционных рисков.
Читайте также: Отслужившие в армии казахстанцы смогут бесплатно учиться в вузах без ЕНТ
В электронном формате оказываются следующие услуги:
- постановка и снятие с воинского учёта;
- предоставление отсрочки или освобождения от призыва;
- выдача приписного свидетельства;
- выдача военного билета или его дубликата;
- выдача справок лицам, имеющим льготы, и гражданам, выезжающим за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства.
В 2023 году цифровизация и оптимизация услуг местных органов военного управления будет продолжена. Например, по словам Руслана Омарова, совсем скоро казахстанцам не придётся посещать военные комиссариаты для снятия и постановки на воинский учёт при перемене места жительства.
Есть у цифровизации начало, нет у цифровизации конца. По мнению разработчиков, информационная система будет развиваться и в будущем, отыскивая новые возможности для оптимизации работы ведомства и улучшения качества оказываемых услуг для граждан.
-
1⚠️ Доброе утро! Еще немного и выходные. А пока предлагаем обзор главных новостей за 3 октября
- 2729
- 0
- 2
-
2СМИ: Иран заявляет, что не хочет региональной войны
- 2431
- 4
- 18
-
3🇰🇿 Казахстан получил взаймы 1,5 млрд долларов через размещение еврооблигаций
- 2333
- 6
- 26
-
4🏠 Можно ли купить квартиру без первоначального взноса
- 2460
- 0
- 5
-
5🖼 Зачем ходить в музеи: как подлинные произведения искусства воздействуют на мозг, узнали учёные
- 2303
- 2
- 11
-
6👨⚖️ Землю, на которой так и не построили комплекс для водителей, вернули Алматы
- 2242
- 0
- 14
-
7💭 Страх перед невидимой угрозой радиации – одна из причин паники и недоверия к атомной энергетике
- 2228
- 16
- 73
-
8🤩 Токаев принял руководителей органов безопасности и специальных служб стран СНГ
- 2196
- 37
- 47
-
9❓ Европротокол в Казахстане: может ли водитель оценить ущерб
- 2286
- 0
- 8
-
10❗️❗️❗️❗️❗️ Поправки по "скорой": чем отличаются бригады при поликлиниках и что будет с неприкреплёнными
- 2279
- 6
- 10