Прямой эфир Новости спорта

Определены лидеры рейтинга годовых отчётов

Фото Олега Спивака
Фото Олега Спивака
В Алматы состоялось награждение победителей номинантов Рейтинга казахстанских годовых отчётов за 2014 год.

Казахстанские компании активно переходят к новым стандартам годовой отчётности. Конечно, далеко не все эмитенты Казахстанской фондовой биржи понимают, зачем нужен качественный годовой отчёт. И всё же, как отмечают эксперты фондового рынка, такое понимание растёт. 21 декабря в Алматы состоялось награждение победителей номинантов Рейтинга казахстанских годовых отчётов за 2014 год. Организаторами данного мероприятия выступили рейтинговое агентство "Эксперт РА Казахстан" (RAEX) и Казахстанская фондовая биржа KASE. 

Ежегодно рейтинговое агентство оценивает все годовые отчёты, которые находятся в открытом доступе. Каждому отчёту выставляются баллы, на основе которых формируется рейтинг документа. В этом году всего оценивалось 130 годовых отчётов казахстанских компаний. Но в топ вошли лишь 15 из них.


Рейтинг годовых отчётов по итогам 2014 года

Иллюстрация Василия Калабина
Рейтинг годовых отчётов по итогам 2014 года

По данным агентства, средняя оценка за годовой отчёт выросла с 4,35 уровня в 2014 году до 4,62 - в 2015-м (на 6%). Учитывая, что оценочная шкала 10-балльная, очевидно, что качество среднего годового отчёта в Казахстане не слишком высоко. Однако при этом, с точки зрения экспертов агентства, форма казахстанского годового отчёта прогрессирует быстрее, чем содержание: предоставляется информация по всем разделам, только вот качество её раскрытия оставляет желать лучшего.

Данное мероприятие проводится не первый год, но, как отмечают его организаторы, у казахстанских компаний есть два основных стимула развития практики подготовки годовых отчётов. Первый – обязательство эмитентов KASE (в текущем году она несколько ужесточила требования к документу). Второй стимул – амбиции отдельных компаний, намеренных довести свою корпоративную отчётность до мировых стандартов. Как правило, это является частью их маркетинговой стратегии.


Адиль Мамажанов

Фото Олега Спивака
Адиль Мамажанов

"Годовой отчёт на самом деле является именно тем документом, который позволяет компании налаживать коммуникации со всеми своими заинтересованными сторонами. Это в первую очередь акционеры, поставщики и потребители. Также это потенциальные инвесторы и клиенты. На самом деле годовой отчёт является неким концентрированным документом, который предоставляет информацию о самой компании. Это важно для развития компании, для развития рынка капитала, рынка ценных бумаг и практики раскрытия информации", – рассказал генеральный директор "Эксперт РА Казахстан" Адиль Мамажанов.


Андрей Целюк

Фото Олега Спивака
Андрей Целюк

"Биржа является тем самым институтом в государстве, который обеспечивает прозрачность эмитентов. И этот проект для нас очень важен. Поэтому биржа активно принимает участие в этом проекте. Когда мы только начинали, годовой отчёт не был ещё обязательной составляющей к пакету тех документов, которые требовались для раскрытия информации о компании на бирже. Но времена изменились. Теперь годовой отчёт – это тот самый документ, который является достаточно мощным маркетинговым инструментом", – заметил вице-президент KASE Андрей Целюк. 

По его словам, довольно многие компании используют новые технологии. Некоторые из них в этом году вообще отказались от печати, сохранив только электронную версию документа, что очевидно помогло им в оптимизации бюджета на производство годового отчёта. Так, к примеру "Самрук-Энерго" подготовил наряду с "толстым" годовым отчётом его сокращённую версию для тех, кому нужны только основные данные. 

Хотя некоторые компании по-прежнему делают отчёты, состоящие из нескольких книг. Например, KEGOC принял конструктивное решение выпускать отчёт об устойчивом развитии отдельным документом, включая в основной годовой отчёт только краткие итоги деятельности по этому направлению. 

ФНБ "Самрук-Казына" уже который год выпускает финансовую отчётность вторым томом, чтобы не утяжелять основной документ. Другие компании удачно используют в годовом отчёте ссылки на сайт и приложения, где можно получить дополнительную информацию об их деятельности. Эффективность таких решений зависит от того, кто является их потенциальным читателем и каким путём лучше донести до него нужную информацию.

Организаторы мероприятия также отметили, что многие компании разрабатывают новые дизайны для своего отчёта, активно используют инфографику, полиграфию, предоставляют интерактивные версии краткого отчёта и прочие инструменты, которые позволяют упрощать и улучшать восприятие информации. 

Одним из лауреатов конкурса в номинации  "Лучший годовой отчёт в финансовом секторе" стал ФНБ "Даму". Участники фонда отмечают, что проводимый конкурс позволяет определить, насколько компания реализовала свои стратегические цели, которые она ставила перед собой в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.


Даулет Абилкаиров

Фото Олега Спивака
Даулет Абилкаиров

"Для нас это тоже очень важный показатель, потому что Фонд "Даму" работает с предпринимателями. Государство через фонд оказывает поддержку предпринимателям. В нашем отчёте не просто цифры фонда. В нём есть конкретные и чёткие примеры предпринимателей, которые получили поддержку государства именно через Фонд "Даму".  Мы хотим через свой годовой отчёт показать предпринимателям и начинающим бизнесменам, которые ещё не определились со своей деятельностью, что есть Фонд "Даму", есть его годовая отчётность, что всё прозрачно, что есть у нас и стартапы, и действующие предприниматели, которые себя уже реализовали", - пояснил заместитель председателя правления АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" Даулет Абилкаиров.  

Высокая оценка независимых экспертов рейтингового агентства, по словам спикера, наглядно демонстрирует признание работы фонда. "Для нас это большое достижение. Теперь перед нами стоит новый вызов – удержаться на этом месте. Ведь было отмечено, что есть компании, которые в прошлых годах также занимали первые места, но в этом году чуть-чуть сдали свои позиции. Однако благодаря нашей сильной команде, нашим экспертам, я думаю, мы также будем держать эту пальму первенства", – говорит Даулет Абилкаиров. 

Лауреатами в номинации "Лучший интерактивный отчёт" стала и компания "Самрук-Энерго". "Мы держим лидерство в этой номинации уже второй год подряд. Для нас это и приятно, и почётно. Получается, что с развитием технологий годовой отчёт охватывает большую аудиторию. Но в этом году мы стали лауреатами ещё одной номинации "Лучший годовой отчёт в нефинансовом секторе". Это тоже для нас очень престижно. И хотя мы пока не публичная компания и не работаем с розницей, мы всё равно хотим соответствовать лучшим мировым стандартам и как можно больше внедрять всё, что есть в мировой практике", – отметила директор департамента корпоративного управления "Самрук-Энерго" Макпал Мухамеджанова. 

Лауреатами в номинации "Лучший интерактивный отчёт" стали сразу три компании: KEGOC, K'cell и "Самрук-Энерго".  "Уже не первый раз, когда наша компания получает престижные премии по годовому отчёту. Дело в том, что мы стремимся быть конкурентоспособными и быть лидером в нашей отрасли. Мы также стремимся к лучшим мировым практикам. Эти достижения являются показателем работы наших сотрудников, которые составляют данные отчёты. В дальнейшем мы, конечно, надеемся попасть в другие номинации", - отметила главный менеджер представительства АО "Кегок" в Алматы Асель Калмирзаева.

 

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров