Миф №1. На Каннском кинофестивале с утра до вечера вечеринки и красные дорожки

Красные дорожки здесь действительно открывают около трёх дня и завершают лишь к полуночи, но Каннский кинофестиваль – это в первую очередь профессиональная площадка, поэтому кино здесь на первом месте, а все сопутствующие ему радости жизни – на втором. Для максимально эффективного охвата аудитории все участники поделены на определённые группы (к примеру, это представители киноиндустрии и масс-медиа) и вписаны в классовую, как шутят некоторые участники, систему Каннского кинофестиваля. Всем участникам вручаются бейджи определённой категории.


Очередь на вечерний показ в кинотеатре имени братьев Люмьер

Фото Галии Байжановой
Очередь на вечерний показ в кинотеатре имени братьев Люмьер

Начнём с журналистских бейджей. Это белые (для ведущих кинокритиков крупнейших мировых изданий), розовые и розовые с жёлтым кругом (для кинокритиков и журналистов медиа с многомиллионной аудиторией), голубые (для крупных медиа из стран, которые не считаются кинодержавами, или же для СМИ из кинодержав, но со средней аудиторией), жёлтые (представители онлайн-медиа, печатных СМИ и блогеры) и оранжевые (фотографы и операторы некрупных СМИ). Канны демократичны и стараются дать аккредитацию многим, если не всем. Весь вопрос в категории бейджа. Если белые и розовые проходят без очереди, то каннскому мидл-классу – обладателям голубых бейджей (их на фестивале больше всего) прежде чем попасть на какой-нибудь сеанс, нужно занять очередь как минимум за час, полтора, а если какой-то громкий фильм – вроде "Неонового Демона" о котором говорили задолго до премьеры – то и за два с половиной часа. Обладателям желтых бейджей нужно набраться терпения, но, говорят, и они попадают почти на все сеансы, хотя их запускают в последнюю очередь. Тем более что кроме двух пресс-показов фильм, как правило, ещё несколько раз повторяют на кинорынке.


Привычные каннские очереди

Фото Галии Байжановой
Привычные каннские очереди

Бейдж участника кинорынка иной. Он даёт право не только участвовать в рынке (организовывать бизнес-встречи, посещать презентации, ворк-шопы и рыночные просмотры), но и посещать премьерные показы в главном зале фестиваля – кинотеатре имени братьев Люмьер (вместе со съёмочной командой фильма и участием в церемонии красной дорожки). Только нужно бронировать билет заранее, "купив" его за определенное количество баллов. Баллы начисляются каждый час, и разные сеансы стоят по-разному, вечерние, например, стоят 100 баллов, а утренние – 20-30. И их ещё надо успеть забронировать в определённые часы, забрать в специальной кабинке, а действительны они только с бейджем. У участников кинорынка бейджи тоже разных категорий. Говорят, самый престижный – с фиолетовой полосой, он примерно такой же по силе, как розовый у журналистов.

Миф №2. Если фильм показали в Каннах – значит, состоялась его мировая премьера

Это не всегда так. Канны – это такой город, в котором что ни продемонстрируй, всё становится громким информационным поводом. Показать в Каннах можно и безумную причёску, как у Лены Лениной (кстати, в этом году её проверяли на предмет наличия в её сооружении на голове взрывчатки), но является ли это мировой премьерой?.. Итак, чтобы не было путаницы, попытаемся разъяснить, что можно считать настоящей премьерой в Каннах, а что нет.

Самые престижные программы Каннского кинофестиваля

Для новых полнометражных картин от ведущих режиссёров мира на Каннском кинофестивале всего три основные программы: это конкурс – престижнейшая программа, куда ежегодно отбирается 20 картин со всего мира, "Особый взгляд" – вторая программа по значимости на фестивале, а также звёздная внеконкурсная программа Hors Competition. Сюда приглашаются самые популярные актёры и режиссёры с новыми картинами. К примеру, в этом году презентовали свои работы Вуди Аллен, Стивен Спилберг, Джоди Фостер, Дордж Клуни, Джулия Робертс, Рассел Кроу, Райан Гослинг, Мел Гибсон и Роберт Де Ниро.


В Каннах встречают Роберта Де Ниро, представившего фильм "Каменные кулаки" Джонатона Якубовича


Если казахстанский фильм попал в одну из этих программ, это можно считать настоящим успехом, прорывом отечественного кинематографа и действительно мировой премьерой в Каннах. К сожалению, казахстанские картины никогда не участвовали в основном конкурсе Каннского фестиваля, зато мы можем похвастать постоянным участием, а главное, наградами в престижной программе "Особый взгляд". Их получали Дарежан Омирбаев (в 1998 году лучшим фильмом программы называли его "Киллера") и ровно через 10 лет Сергей Дворцевой (его наградили за фильм "Тюльпан" в 2008 году). Хотя в эту значимую для всех представителей киноиндустрии программу приглашали не одного казахстанского режиссёра, а нескольких, в том числе Ермека Шинарбаева (в 1991 году с фильмом "Месть") и Гуку Омарову (с картиной "Шиzа" в 2004 году), самый частый участник "Особого взгляда" – Дарежан Омирбаев. Его картины были в этой программе целых три раза ("Киллер", "Жол" и "Студент").


Отрывок из фильма "Киллер" Дарежана Омирбаева


Если же говорить о молодом казахстанском кино, то наши режиссёры были приглашены на Каннский кинофестиваль пока только один раз, но не в конкурс, а в официальную программу. Это было в 2014 году, когда Адильхан Ержанов представил в Каннах свой фильм "Хозяева" и получил очень хорошие отзывы мировой прессы. Новость об этом показе действительно можно было начинать так: "На Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма казахстанского режиссёра Адильхана Ержанова". Тогда флаг нашей страны гордо реял над набережной Круазетт на самом видном месте, и это было невероятно приятно.


Трейлер фильма "Хозяева" Адильхана Ержанова


Параллельные программы Каннского кинофестиваля

Помимо самых значимых конкурсов в Каннах есть ещё "Двухнедельник режиссёров", который организован Гильдией кинорежиссёров Франции, и "Неделя критики", учреждённая Французским синдикатом кинокритиков. Обе программы существуют много лет и тоже важны. Об этом можно судить по картинам, которые принимали в них участие. В прошлом году в "Двухнедельнике режиссёров" была картина "Мустанг", которую в этом году выдвинули на "Оскар" от Франции, и она попала в шот-лист. К сожалению, выиграть премию за лучший иностранный фильм у неё не было шансов, ибо конкурентом ей стал "Сын Саула", но рецензии были хорошими. В 2014 году в рамках "Двухнедельника" был показан американский фильм "Одержимость" Дэмиена Шазелла о молодом барабанщике. В "Оскаровской" гонке эта лента получила три статуэтки.


Трейлер фильма "Одержимость"


Обе программы параллельных секций одинаково сильны, но есть одна разница: если "Двухнедельник режиссёров" берёт во внимание работы всех пока ещё не сильно известных фильмейкеров, то в "Неделе критики", как правило, участвуют дебютанты или те, кто снял максимум вторую полнометражную работу, или же авторы короткометражных фильмов. Считается, что именно в "Неделе критики" открывают новые таланты – говорят, здесь впервые узнали о Бернардо Бертолуччи, Отаре Иоселиани, Гильермо дель Торо, Вонге Карвае, Франсуа Озоне, Гаспаре Ноэ и многих других знаменитых сейчас кинематографистах. Из недавних участников "Недели критики", чьи имена прогремели на весь мир, были украинский режиссёр Мирослав Слабошпицкий с впечатляющим фильмом о глухонемых подростках "Племя" и россиянин Юрий Быков с отличной социальной драмой "Майор".

Конкурсы для самых молодых

Для самых молодых режиссёров существует несколько конкурсов. Это программа "Синефондасьон", в которой могут принять участие самые талантливые студенты киношкол (их отбирают заранее и обычно их около 15-18 человек), это официальный конкурс короткого метра и популярная программа "Уголок короткого метра" (Short Film Corner) – самый большой смотр короткометражных фильмов. Если стать участником двух первых программ невероятно сложно – присылается дикое количество работ, и выбрать среди них с десяток интересных – задача крайне затруднительная, то в Short Film Corner всё организовано демократичнее. За относительно небольшую плату - 85 евро, при регистрации вам выделят показ и внесут в каталог короткометражных фильмов. Для организаторов показов это бизнес, для тех, кто хочет найти себе продюсеров и единомышленников, – крохотный шанс найти инвесторов. Что приятно, в нынешнем году в этой программе участвовали 11 (а по некоторым данным только 8) молодых режиссёров из Казахстана. Это студенты различных киношкол и киновузов, как заграничных, так и местных. Люди перестали ждать манны небесной и дотаций от государства на своё кино, они взяли инициативу в свои руки и сами поехали продвигать свои картины. Похвально.


Тизер короткометражного фильма Татьяны Ким, участницы из Казахстана -"Трагиометрия"


Поскольку Short Film Corner это не конкурс, а смотр, то участие в нём, конечно, приятно и отрадно, но для профессиональных кинематографистов это лишь маленький шаг к старту. Как делился со мной молодой режиссёр (он же кинокритик) из Бразилии, если картина не имеет очевидного технического брака или антигуманистического, террористического, националистического или другого вредного посыла, то фильм принимают к показу, отказов, говорят, немного. Однако, по данным Esquire.kz, здесь тоже всё сложно. Их автор Анара Мусрепова пишет: "Из 105 стран и 25 тысяч заявок (в этом году) в Short Film Corner отбираются примерно 2500 фильмов. Войти в список непросто. К примеру, я пыталась два года, и только в этом году мой фильм "История одной фотографии" отобрали из 3870 французских фильмов (я казахстанка, представляю Францию, поскольку там живу). Всего из 3870 французских фильмов отобрали 195 картин, из 36 казахстанских – 8, из России – 34, один фильм был из Киргизии, 17 – с Украины". Что ж, участникам и тем, кто пытался попасть в эту программу, наверное, виднее.

Каннский кинорынок – место, где можно купить любой фильм

Каннский кинорынок – один из самых больших в мире. Теоретически сюда можно привезти всё, что вы произвели и сами для себя считаете кинофильмом: никаких особенных критериев качества по большому счёту не существует – как на любом рынке, здесь можно купить и полную ерунду, и настоящий шедевр, который станет будущим хитом кинопроката. Все продюсеры зря проигнорировали, а вы, молодец, нашли. Здесь бывают и и хорошие артхаусные ленты, и плохонькие боевики, и отвратительные зомби-трэши и средненькие роуд-муви. В этом году особенной любовью на кинорынке пользовался фильм с Дэниэлом Рэдклиффом "Перочинный человек" –  о том, как однажды на далёкий от цивилизации остров, где живёт лишь один человек, океан выбрасывает труп. Главный герой заводит с мёртвым человеком дружбу и отправляется в "сюрреалистическое путешествие домой". На сеанс этой картины было не попасть. 


Трейлер фильма "Перочинный человек" с Дэниэлом Редклиффом


Тому, кто хочет показать фильм на кинорынке, предлагается заплатить энную сумму – и ему дадут небольшой уютный или совсем крохотный зал для нескольких сеансов, куда могут прийти все, кого заинтересовала его работа – их зацепил трейлер, синопсис, необычные лица актёров или же страна происхождения (вдруг кому-то интересно, какие фильмы снимаются в вашей стране). В этом году казахстанец Арман Калбаев привёз на рынок свой полнометражный фильм "Бегущий по рунам", который он снял самостоятельно за 150 тысяч долларов. Как и в любых рыночных отношениях, сделка может состояться, а может, и нет. Фильм могут купить для проката, а могут оставить без внимания. По словам Армана, его фильм взялось продавать голливудское агентство по кинопродажам Adler&Associates.


Тизер фильма "Бегущий по рунам"


Отдельно стоит упомянуть о показе на кинорынке фильмов, для которых устраиваются шумные промо-кампании с приглашением представителей известных дистрибьюторов, так было с картиной киностудии "Казахфильм" "Жаужурек Мын Бала" Акана Сатаева, тогда был организован специальный вечер с участием съёмочной команды и массированной рекламой. У такого фильма, разумеется, больше шансов запомниться и попасться на глаза мировым прокатчикам.


Англоязычный трейлер фильма "Жаужурек Мын Бала"


Вариантов участия в Каннском кинофестивале, как видите, много, но выдавать всех, кто презентовал свои работы в Каннах, за тех, кто их покорил, не совсем верно. Можно говорить о том, что тот или иной фильм действительно очаровал публику, когда картина участвовала в официальной программе, завоевала призы, а если нет, то хотя бы получила положительную критику от крупнейших киноизданий мира, была куплена для проката как минимум в несколько стран и приглашена для участия в фестивалях по всему миру. Признаться, когда в очереди на показы тебе встречаются французы, итальянцы, швейцарцы, китайцы, англичане, которые порой знают о кинематографе в Казахстане больше, чем живущие здесь люди, это шокирует. В первый год, когда иностранцы у меня спрашивали, знаю ли я лично Дарежана Омирбаева, я очень удивлялась. Сейчас – нисколько. Талантливых кинематографистов у нас очень много. И надеемся, что вскоре у нас будет повод начинать репортажи из Канн восторженными отзывами о творчестве соотечественников. А пока давайте не будем просто путать.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter