Дебютная картина "Сын Саула" 39-летнего венгерского режиссёра Ласло Немеша стала своего рода событием в киномире: на Каннском кинофестивале прошлого года критики единодушно занесли в список сильнейших картин – в Каннах она получила четыре приза, включая Гран-при жюри. Затем была награда на "Золотом глобусе" и недосягаемая для многих вершина – "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". В Казахстане эту ленту для проката купили, правда, показывают лишь в двух отечественных кинотеатрах в "Армане" и "Цезаре". Только они рискнули запустить в прокат фильм, где всё действие происходит в фашистском концлагере в Венгрии, и на протяжении всего сеанса зритель сидит, вжавшись от ужаса в кресло. Хотя здесь нет потусторонних сил, ведьм и монстров. Монстр здесь один – человек.


Кадр из фильма "Сын Саула"

Фото с сайта kinomania.ru
Кадр из фильма "Сын Саула"

"Сын Саула" – это история двух дней жизни члена зондеркоманды Саула, обречённого на смерть венгерского еврея, который в обмен на пару лишних месяцев жизни помогает фашистам загонять людей в газовые камеры. В его задачи входит ещё поиск в вещах несчастных ценностей и передача их немцам, а также уборка трупов и следов преступления до прибытия следующей партии. После того как члены зондеркоманды выполняли свою грязную работу на протяжении нескольких месяцев, их тоже убивали. Однажды после очередной массовой казни, оказалось, что один подросток, совсем ещё мальчик, выжил, он ещё дышал. Саул признал в нём своего сына (хотя официально у него его никогда не было), и, поскольку мальчика всё-таки добили – врач сделал ему смертельный укол, Саул решил похоронить его лично. С этого момента тело подростка и предание его земле по всем еврейским обычаям становится для Саула сверхценной идеей, смыслом для выживания в этом аду и единственным выходом спасти душу.


Трейлер фильма "Сын Саула"


Конечно, когда в кино речь заходит о Холокосте, то зрители делятся на две категории. Одни начинают подозревать автора в спекуляциях и желании получить статуэтку от академиков благодаря конъюнктурной теме, руководствуясь нехитрой мыслью: "Там же одни евреи сидят!". Другие зрители, наоборот, считают, что эту кошмарную страницу в истории человечества забывать никак нельзя, и людям время от времени нужно напоминать о том, как это страшно, когда человек уничтожает другого человека. Несмотря на ужасающую оболочку, фильм  в нашем восприятии - антивоенная лента, а также большое гуманистическое высказывание. Он о том, что делает человека человеком. И дело совсем не в похоронах по всем обычаям, в данном случае похороны – это просто символ традиций, культуры, её неотъемлемая часть, за которую цепляется человек, чтобы сохранить в себе остатки человечности. Особенно хорош финал – он неоднозначен, многослоен и при этом оставляет ощущение, что всё для Саула было не зря.

Столько фильмов было снято о войне, но "Сын Саула" получился особенным, в нём нет сентиментальности, накала чувств, и он не вызывает таких эмоций, как "Пианист" Романа Полански или "Список Шиндлера" Спилберга. Это не эмоциональный рассказ об одной истории, случившейся в условиях войны, а скорее, отстранённое рассуждение на эту тему, пища не для сердца, а для ума. Пока идёт фильм, ты думаешь – как это ради пары месяцев жизни люди соглашались быть членами зондеркоманды, свидетелями ада и соучастниками преступлений? Как такая бредовая мысль, как уничтожение себе подобных, могло зомбировать такое количество людей? Почему евреи послушно шли на смерть? Зачем нужна религия, и чем она отличается от веры?


Кадр из фильма "Сын Саула"

Фото с сайта kinomania.ru
Кадр из фильма "Сын Саула"

В мире фестивального кино Ласло Немеш, оказывается, человек неслучайный – он ученик знаменитого Белы Тарра, корифея венгерского авторского кино. И хотя для Немеша это дебют, мы видим довольно зрелую картину со своим режиссёрским почерком и использованием интересных приёмов. К примеру, фильм Немеша снят не совсем в привычном "квадратном" формате 3:4 – это позволяет отстраниться от страшных пейзажей, нарисованных смертью, и концентрирует внимание зрителя на герое, его истории и его цели – похоронить тело по-человечески в этих нечеловеческих условиях. Всё время на среднем или крупном плане мы видим лицо или фигуру Саула. Расчёт верный: Саул, несмотря на бредовость своей идеи, единственный, у кого есть цель, и благодаря ему у всего происходящего возникает хоть какой-то смысл. Еще один приём Немеша – необычная операторская работа, оператор всё время работает с фокусом, то размывая задний фон, защищая зрителей от натурализма смерти, то, наоборот, делая картинку ясной и акцентируя внимание на каких-то деталях. В фильме почти нет музыки – вместо неё только стоны, крики, приказы и всё то, что сопровождает войну.


Кадр из фильма "Сын Саула"

Фото с сайта kinomania.ru
Кадр из фильма "Сын Саула"

Как и любая крепкая картина, лента "Сын Саула" получилась многослойной, символичной. И чем больше о ней думаешь после показа, тем больше понимаешь, что она продумана до мельчайших подробностей, даже название. Главный герой здесь Саул, фильм назван в честь его сына – последнего островка надежды, человечности, любви и всего того, что делает из хомо сапиенса настоящего человека. К тому же имя Саул неслучайно: это имя библейского персонажа, первого царя народа Израиля и основателя единого Израильского царства. Его считают воплощением правителя, поставленного на царство по воле Бога, но разочаровавшего Всевышнего и ставшего ему неугодным. А когда Саул задумал убить своего преемника – будущего наследника Давида – в итоге погиб сам и все его сыновья. Мы видим эти параллели и в фильме: когда человек – венец природы становится животным, убивая себе подобных, Бог покидает его мир, и он начинает жить в аду. А когда кто-то предпринимает попытки уничтожить следующее поколение (в данном случае сын Саула как символ будущего), проигрывает только он сам.

Фильм можно посмотреть в кинотеатрах "Цезарь" и "Арман", но стоит поторопиться – такие ленты недолго остаются в прокате.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter