Прямой эфир Новости спорта

Кто из пострадавших от мародёров предпринимателей может рассчитывать на помощь государства

Алматинский магазин после погромов / Фото Informburo.kz
Алматинский магазин после погромов / Фото Informburo.kz
Власти Алматы продолжают работу по возмещению ущерба бизнесу, пострадавшему от январских погромов.

Бутик 39-летнего Рустама Касымова в одном из торговых домов Алматы мародёры в дни беспорядков ограбили дважды. Вынесли всё, вплоть до документов. Сумму ущерба предприниматель оценивает примерно в 72 млн тенге.  

После следственных мероприятий, по словам предпринимателя, получив постановление от следователя о возмещении ущерба, он обратился в судебную товароведческую экспертизу, но там Касымову сообщили, что произвести экспертизу не представляется возможным, так как нет документов, подтверждающих сумму ущерба.

"Сейчас мы абсолютно не имеем представления, как доказывать ущерб. Нет ясности и разъяснений. За несколько дней мы всё потеряли. Обратились в комиссию по возмещению ущерба. На сегодняшний день от государства абсолютно никакой помощи не было", – рассказал Рустам Касымов.

По его словам, пострадавших во время погромов поделили на несколько категорий. Тем, кто потерял до трёх миллионов тенге, убытки возместили.  

"Тем, кто пострадал на большую сумму, нужно проходить очень сложную процедуру. Необходимо проводить экспертизу и доказывать сумму ущерба. Но мы, индивидуальные предприниматели, работаем по упрощёнке, суть которой в том, что ИП не обязаны доказывать историю происхождения и перемещения товара. Не требуется даже ведения электронного учёта. Основная функция ИП – пробивать фискальный чек и платить три процента от суммы оборота", – рассказал Касымов.


Читайте также: В Алматы более 200 предпринимателей получили компенсацию за причинённый ущерб


Бизнесмен просит власти как можно быстрее выплатить компенсацию, чтобы пострадавший бизнес восстановился.

"Мы эти деньги опять запустим в экономику города, и за год они вернутся", – подчеркнул пострадавший бизнесмен.   

Касымов также посетовал на то, что пока он разбирается в процедурах доказывания ущерба, вынужден ежемесячно платить аренду, зарплату, налоги, коммунальные платежи и кредиты.

"Сроки выплат компенсаций пострадавшим объявили до января 2023 года. Многие предприниматели не дотянут до этого времени. Нужно пересмотреть сроки", – сказал Касымов.

Бизнесмен, занимавшийся торговлей восемь лет, теперь серьёзно задумался, продолжать ли вообще в будущем заниматься бизнесом, и мечтает о встрече с президентом страны, чтобы рассказать о проблемах предпринимателей.

"Глава государства встречается с политиками, олигархами, актёрами, певцами, спортсменами, но не встречается с нами, представителями МСБ. Хоть бы одну встречу организовали! Мы бы донесли всю нашу боль. Мы – тот слой общества, который никогда не будет возмущаться и будет терпеть. Но нас услышьте, пожалуйста!" – обратился он к властям.   

Директор НПП "Атамекен" города Алматы и член региональной комиссии по определению имущественного вреда, причинённого субъектам малого и среднего предпринимательства в результате беспорядков в январе 2022 года, Айтуар Кошмамбетов сообщил, что на помощь могут рассчитывать предприниматели, подтвердившие размеры ущерба.

По словам Кошмамбетова, изначально в call-центр НПП поступило около 1600 заявок на сумму примерно 90 млрд тенге. На сегодня имеется 1527 заявок, из которых рассмотрено 545 на сумму 996 млн тенге.

"Есть два варианта выплаты ущерба пострадавшим. Первый – это упрощённый вариант, когда мы исходим из оборотов организации. Неважно ТОО это или ИП. Обороты компании делятся на 12 и умножаются на коэффициент 1,2. Второй вариант – это когда, например, у организации есть несколько точек, и тогда просто по кассовому аппарату пробивается его реальный оборот за месяц и тоже по формуле на 1,2 умножается. Эти варианты доступны для всех, кроме объектов общепита", – рассказал Айтуар Кошмамбетов.

По словам члена комиссии, тем, кто не согласен с предложенными вариантами, нужно проводить судебную экспертизу.

"Для того чтобы доказать, что сумма ущерба превышает обороты, человек должен иметь на руках какие-либо документы. Любой товар или оборот средств подразумевают сделки, договоры, чеки и так далее. То есть экспертиза должна отталкиваться от документов, объективно подтверждающих сумму ущерба", –  разъяснил он.

Также он пояснил, что если, к примеру, разрушено здание или повреждено помещение, то на место выезжает специальная комиссия в составе представителей ГАСК, технического аудита и проводит оценку. Если здание сгорело целиком, то составляется ПСД и рассчитывается стоимость ремонта или постройки. Если же сломано оборудование, то оценщики находят аналогичное оборудование в открытом доступе и коммерческих предложениях и уже дают оценку стоимости.  

"Мы готовы также инициировать пересмотр механизмов оценки ущерба в Министерстве национальной экономики", – заключил член комиссии.

Кошмамбетов отметил, что если у предпринимателей, не имеющих на руках документов, есть предложения по подсчёту суммы ущерба другими объективными факторами, то они готовы их рассмотреть. Но пока таких обращений, по его словам, в комиссию не поступало.   


Читайте также:


Новости партнеров