Прямой эфир Новости спорта

Крушение Fokker-100: почему не все потерпевшие могут рассчитывать на страховые выплаты

Фото КЧС МВД РК
Фото КЧС МВД РК
Страховые выплаты родственникам погибших при крушении самолёта Bek Air положены только в том случае, если они были на иждивении умершего.

27 декабря 2019 года под Алматы потерпел крушение самолёт авиакомпании Bek Air. Погибли 12 человек, пострадали 69, в том числе девять детей.

Страховая компания отреагировала оперативно. Уже 29 декабря глава Аmanat Ергали Бегимбетов заявил, что семьям каждого погибшего выплатят свыше 12 млн тенге. Полмиллиона тенге получат пострадавшие.

"Согласно закону страховые выплаты должны быть осуществлены в течение семи рабочих дней со дня получения страховой компанией требуемых законом документов от АО "Bek Air" и потерпевших. Мы сделаем это гораздо быстрее, если не сразу", – пообещал Ергали Бегимбетов.

Однако не все семьи погибших имеют право на получение выплат, некоторым придётся обращаться в суд. А пострадавшим для получения компенсации нужно лечиться за свой счёт и предоставить все чеки и справки.

В юридических тонкостях разбирался Informburo.kz.

В каких случаях пострадавшие смогут рассчитывать на компенсацию?

Компания Amanat – страховщик самолёта авиакомпании Bek Air, который потерпел крушение 27 декабря 2019 года в Алматинской области.

В компании сообщили, что пассажирам, получившим травмы, выплатят суммы до 200 МРП (530 200 тенге). В Amanat Informburo.kz уточнили, что на эти выплаты имеют право пассажиры, получившие травму без установления инвалидности.

Это не значит, что каждый пострадавший получит полмиллиона тенге. Страховые выплаты будут равны размеру фактических расходов на амбулаторное или стационарное лечение. Бесплатное лечение сюда не входит. То есть если пострадавший лечился в государственной больнице и не потратил денег на это, то и от страховой компании выплаты он не получит.

Более того, страховые выплаты не могут превышать суммы в 200 МРП. Это лимит, на который может рассчитывать пострадавший. Если сумма лечения или реабилитации превысит эту цифру, разницу можно требовать с перевозчика, то есть с Bek Air.

В Amanat уточнили, что выплатят компенсацию за лечение, если им предоставят документы о покупке медицинской услуги или лекарства.

"Те пострадавшие, которым потребуются лечение и реабилитационные процедуры на платной основе, могут предоставить нам необходимые документы и получить выплаты в размере фактических расходов. Например, при покупке лекарственного препарата пострадавший может запросить фискальный чек и товарный чек, которые вместе с назначением врача служат обоснованием для выплаты. Как только эти документы окажутся у Amanat, компания возместит расходы", – пояснили в компании.

Пострадавший может обратиться в Amanat за выплатами как после каждой покупки медуслуг и препаратов, так и единожды после того, как получит все необходимые процедуры. Это может случиться и через полгода, и через год, главное, чтобы были подтверждающие документы, подчеркнули в компании.

Если не было гибели и не установлена инвалидность, страховая компания должна возместить только фактически понесённые расходы на лечение, подтверждает независимый юрист Бахтияр Галимжанов.

Таков Закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами". Он диктует минимальные требования, которые должны быть прописаны в договоре.

"Надо обратить внимание на то, что договором страхования может быть предусмотрена и другая ответственность. Возможно, перевозчик заключал договор добровольного страхования своей ответственности с этой страховой компанией или с другой – этот факт тоже надо выяснить. Это может повлиять на увеличение требований, которые вправе предъявить потерпевшие в авиакатастрофе", – подсказал Бахтияр Галимжанов.

Читайте также: "Для нас кошмар ещё не закончился". Что переживают выжившие в авиакатастрофе казахстанцы

Amanat отказался предоставлять Informburo.kz копию договора с авиакомпанией, сославшись на коммерческую тайну (пострадавшие могут получить этот документ через суд). В компании уточнили, что с Bek Air у них один договор об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами. Договор о добровольном страховании авиакомпания с Amanat не заключала.

Если пассажиру установят инвалидность, то Amanat выплатит:

  • I группа инвалидности – 5 000 МРП (13 255 000 тенге);
  • II группа инвалидности – 3 500 МРП (9 278 500 тенге);
  • III группа инвалидности – 2 500 МРП (6 627 500 тенге);
  • ребёнок-инвалид – 5 000 МРП (13 255 000 тенге).

Документы, которые должен предоставить пострадавший для оформления страховых выплат:

  • фискальный и товарный чек на медицинские препараты, которые пропишет лечащий врач;
  • выписной эпикриз с медицинского учреждения;
  • копия амбулаторной карты;
  • удостоверение личности;
  • заявление на страховую выплату.

Если кто-то из пострадавших застраховывал свою жизнь и здоровье в добровольном порядке, он вправе требовать выплат от страховой компании, с которой заключил договор.

Предусмотрены ли страховые выплаты за временную нетрудоспособность?

Не все пострадавшие сейчас в состоянии заниматься сбором документов, некоторые всё ещё находятся в больницах. Например, выплатами для семьи Нурбековых, в которой погиб отец, а мать и четверо детей пострадали, занимается подруга. Вдове Нагиме Бекжановой на этой неделе провели операцию на ноге. Детей выписали из больницы, они пока у родственников.

"У Нагимы перелом правой ноги. Операция была тяжёлой, ей буквально все кости собрали. Но Нагима и её дети лечились в госбольнице, поэтому страховая компания не выплатит компенсацию. Нам сказали, что если будет платная реабилитация или будут покупать медицинские средства, тогда выплатят. По поводу детей – так же. Не знаю, как она будет обеспечивать детей. Всё это время работал Абай (погибший супруг. – Авт.), он был единственным кормильцем", – рассказала друг семьи Арайлым.

Читайте также: "Помогите, я беременна". Как пассажир Fokker-100 вытаскивал людей из разбившегося самолёта

Других пострадавших волнует вопрос временной потери трудоспособности. Один из таких – Серик Аманов сейчас находится в больнице Нур-Султана с многочисленными травмами. Врачи говорят, что он ещё полгода не сможет работать.

"Меня интересует даже не вопрос компенсации за лечение, а то, что он шесть месяцев, по прогнозам врачей, не сможет работать. Как он будет кормить своих детей? У него есть три кредита. И боюсь, через два месяца его вообще могут уволить", – говорит брат пострадавшего Ерлан Аманов.

Страховая компания не возмещает эти убытки. Но их пострадавший вправе взыскать с перевозчика в суде.

"Это должно быть обосновано: у него должны быть медицинские документы, доказательства, что он действительно не работает. В этом случае он вправе взыскать эти убытки с перевозчика. В том числе ту упущенную выгоду (доход), которую он потерял в результате временной нетрудоспособности", – прокомментировал Бахтияр Галимжанов.

На что могут рассчитывать родственники погибших в авиакатастрофе?

По Закону "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами" при гибели пассажира его родственники могут получить выплату в размере 5 000 МРП (13 255 000 тенге). Но на компенсацию имеют право только те родственники, которые при жизни погибшего были на его иждивении.

Закон об обязательном страховании не устанавливает список лиц, которым в случае гибели пассажира выплачивают страховые выплаты. Но есть отсылка на Гражданский кодекс, где перечислены граждане, имеющие право на их получение:

  • нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания (алименты);
  • ребёнок умершего, родившийся после его смерти;
  • один из родителей, супруг либо другой член семьи, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сёстрами, не достигшими 14 лет (или старше, если есть заключение медиков о том, что он по состоянию здоровья нуждается в постороннем уходе);
  • лица, состоявшие на иждивении умершего гражданина и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти;
  • один из родителей, супруг либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сёстрами умершего, и ставший нетрудоспособным во время ухода.

Читайте также: Они летели в самолёте Bek Air. Что известно о погибших в авиакатастрофе под Алматы

"В случае гибели обоих родителей страховые выплаты будут подлежать выплате детям, в интересах которых имеют право действовать их законные представители: например, опекуны или попечители, а также лица, усыновившие этих детей. При этом законные представители должны тратить эти деньги исключительно на нужды детей, это должно контролироваться органами опеки и попечительства", – уточнил Бахтияр Галимжанов.

Также страховая компания должна выплатить деньги на погребение в размере 100 МРП (265 100 тенге).

Как доказать, что родственники были на иждивении погибшего?

К примеру, семья Нурбековых, у которой в авиакатастрофе погиб отец четверых несовершеннолетних детей, вероятнее всего получит страховую выплату по случаю его смерти, когда предоставит документы.

Но если погиб взрослый человек, у которого не осталось несовершеннолетних детей и иждивенцев, выплаты по случаю смерти пассажира не предусмотрено. Например, родителям погибшей Даны Кругловой и детям пожилой Базархан Карибаевой для получения выплат придётся доказывать, что они были на их иждивении.

Читайте также: Дана Круглова. Каким человеком и журналистом она была

"Родственники Даны Кругловой или Базархан Карибаевой вправе обратиться в суд для получения статуса иждивенца. Суд рассматривает дела об установлении фактов нахождения лица на иждивении согласно статье 305 Гражданско-процессуального кодекса РК", – добавили в страховой компании.

Однако юрист Бахтияр Галимжанов говорит, что ситуацию можно разрешить без суда.

"Лицам, находящимся на иждивении, не обязательно через суд доказывать, что они находились на иждивении у погибшего, если страховая компания примет их доводы и доказательства. Только в том случае, если страховая компания откажется производить выплату, пока не будет судебного решения, вступившего в законную силу, родственникам погибших придётся обращаться в суд", – объяснил Бахтияр Галимжанов.

Гражданско-процессуальный кодекс (главы 31 и 32) регламентирует, как через суд устанавливать факт того, что родственники были на иждивении погибшего. А любое дело в суде – это долгий и затратный процесс.

"Я рекомендую привлекать адвокатов. Каждый случай индивидуален. Признает ли суд родственников погибших лицами, находившимися на иждивении, будет зависеть от обстоятельств дела и представленных доказательств. Если доказательств достаточно, суд вынесет решение об установлении факта нахождения лица на иждивении. Поэтому рекомендую собирать как можно больше доказательств", – сказал Бахтияр Галимжанов.

Семье Даны Кругловой представители Amanat сообщили, что выплатят деньги только через суд. Родные возмущены ситуацией и планируют обратиться за помощью к адвокатам.

"Как мы не иждивенцы? Дана нам каждый месяц присылала деньги, помогала. Это всё через банк можно подтвердить. В страховой компании нам сказали: "Вы не иждивенцы, подавайте в суд". Сыну позвонили и так сказали". Мы адвоката наняли. Дело не в материальном, мы потеряли дочь. Как так можно?" – возмущена мать Даны Жанаткул Жалмагамбетова.

С сыном погибшей Базархан Карибаевой из страховой компании не связывались.

"Была только выплата от Правительства – четыре миллиона тенге. От страховой компании и Bek Air никто даже не удосужился выразить соболезнования. Я сам позвонил в страховую компанию. Там сказали, что только те, кто на иждивении был, получат выплаты. Для остальных не предусмотрено компенсаций. Насчёт обращения в суд пока не решили. Сейчас, если честно, не можем в себя ещё прийти. Для нас это большая и неожиданная утрата", – сказал Ерик Бакытов.

Когда родственники погибших смогут получить выплаты?

Получить страховые выплаты в качестве наследства не получится. Согласно Гражданскому кодексу "не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в том числе право на возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью".

Но, несмотря на это, страховой компании нужен документ, подтверждающий вступление в право наследования. Вот весь перечень документов:

  • нотариально заверенное свидетельство о смерти;
  • нотариально заверенное свидетельство о наследстве;
  • нотариально заверенное свидетельство о рождении детей;
  • справка с места работы погибшего, заверенная печатью работодателя;
  • удостоверение личности;
  • заявление на осуществление страховой выплаты (заполняется в страховой компании);
  • банковские реквизиты.

"Все документы можно собрать быстро, за несколько дней, за исключением свидетельства о праве на наследство. Согласно статье 1073, часть 2, Гражданского кодекса: "Свидетельство о праве на наследство выдаётся по истечении шести месяцев со дня открытия наследства", – отметил Бахтияр Галимжанов.

Читайте также: Глава Bek Air Нурлан Жумасултанов: Пилот разбившегося самолёта дважды спас людей от гибели

То есть каждой семье, которая планирует получить страховые выплаты по случаю смерти, придётся ждать не меньше полугода. Ни в какие короткие сроки Amanat не выплатит компенсацию. Потерявшим близкого человека нужно идти к нотариусу и открывать наследственное дело. И только спустя шесть месяцев они вступят в право наследования и смогут подать документы в страховую компанию. После этого в течение семи рабочих дней им должны перечислить деньги.

"При наличии полного пакета документов мы сделаем всё возможное, чтобы перевести деньги раньше этого срока", – заверили в компании Amanat.

В страховой компании пояснили, зачем требуют справку о праве наследования, если выплаты нельзя унаследовать по закону.

"Свидетельство требуется для установления круга наследников по закону, включая нетрудоспособных иждивенцев наследодателя, для того чтобы выявить всех лиц, которые могли бы претендовать на выплату по факту гибели. Это связано с тем, что при наличии нескольких лиц, которые находились на иждивении у погибшего, выплата осуществляется всем указанным лицам в равных частях и в пределах 5 000 МРП", – пояснили в Amanat.

В практике страховых компаний были случаи, когда после выплаты за компенсацией обращались другие лица, также имеющие право на возмещение. Например, дети от предыдущих браков. По закону выплата в 5 000 МРП делится на всех иждивенцев погибшего.

Пока в Amanat не могут сказать, кто из родственников 12 погибших точно получит выплаты.

"К сожалению, сейчас мы не можем ответить по каждому погибшему, так как у нас на руках нет документов по каждому из них, которые указывали бы на то, что их тот или иной родственник является иждивенцем и имеет право на выплату", – резюмировали в Amanat.

На какие ещё выплаты могут рассчитывать пассажиры разбившегося самолёта?

Всего на борту разбившегося самолёта было 93 пассажира и пять членов экипажа, 12 из них погибли, 69 пострадали. Малая часть – 17 человек – остались невредимыми. Никаких страховых выплат им не полагается.

Но они так же, как и остальные, могут получить от страховой компании компенсацию за вред, причинённый имуществу. Сумма рассчитывается из фактического ущерба, но не может превышать 250 МРП (662 750 тенге).

Читайте также: Могло ли обледенение самолёта привести к крушению Fokker-100? Все версии авиакатастрофы

"Закон другие виды выплат по этому виду страхования не предусматривает. Однако напомним, что после окончания официальных расследований потерпевшие граждане могут обратиться к установленной виновной стороне с требованием компенсации того или иного ущерба (например, морального)", – добавили в Amanat.

Возмещения морального вреда можно требовать от перевозчика. Если авиакомпания не захочет добровольно платить, придётся обращаться в суд.

Пострадавшие и родственники погибших могут связаться со страховой компанией по номеру 7310. В Amanat обещают предоставить консультацию и разъяснить, какие случаи предусматривает закон о страховании ответственности перевозчика перед пассажирами, и что нужно, чтобы получить выплаты.

Поделиться:

Новости партнеров