Прямой эфир Новости спорта

"Для нас кошмар ещё не закончился". Что переживают выжившие в авиакатастрофе казахстанцы

Фото КЧС МВД РК
Фото КЧС МВД РК
В авиакатастрофе самолёта Bek Air пострадали 69 человек (двое умерли в больницах), 21 из них остаётся в стационарах Алматы, Алматинской области и Нур-Султана.

27 декабря 2019 года под Алматы потерпел крушение самолёт авиакомпании Bek Air. Погибли 12 человек, пострадали 69, в том числе девять детей.

С момента авиакатастрофы прошло почти две недели. За это время домой выписали 48 пострадавших. Под присмотром врачей остаётся 21 человек, из них двое детей, один в реанимации, троих перевезли в Нур-Султан.

Среди госпитализированных детей четверо потеряли в авиакатастрофе отца – Абая Нурбекова. Младшие до сих пор не знают о его смерти.

"Я всегда думала, что авиакатастрофа не коснётся нас"

Семья Нурбековых 27 декабря летела к родителям на новогодние праздники: супруги Абай Нурбеков и Нагима Бекжанова, а также четверо детей. Глава семейства погиб на месте, остальные попали в больницу.


Абай Нурбеков и Нагима Бекхожина

Абай Нурбеков и Нагима Бекжанова / Фото из личного архива семьи Нурбековых


У Нагимы Бекжановой диагностировали перелом ноги и травму черепа, поместили в реанимацию. Ей долго не говорили, что в авиакатастрофе погиб её муж. Врачи боялись, что женщина впадёт в кому от стресса. Только когда пациентку перевели в общую палату, родные рассказали о гибели её супруга. Опасались, что она узнает о случившемся из социальных сетей.

"Узнав о случившемся, она плакала. И даже сейчас плачет. Спрашивает: "Как я буду жить без Абая? Как детей поставлю на ноги?" – рассказывает сноха Нагимы Гульнара Бекжанова.


Супруги Нурбековы

Супруги Нурбековы / Фото со страницы Асем Жапишевой в Facebook


Сама Нагима Бекжанова старается быть сильной. По словам женщины, сейчас с ней всё в порядке.

"Я всегда думала, что авиакатастрофа – это что-то далёкое от меня, что это никогда не коснётся нас. 27 декабря она перевернула нашу жизнь", – говорит Нагима.

Она переживает за детей, которые также пострадали в авиакатастрофе: это Мариям 11 лет, Адиль 9 лет, Али 8 лет и трёхлетняя Адина.

Они попали в Центр детской неотложной помощи Алматы. В начале января их перевели из реанимации в общую палату. 8 января Адиля и Мариям выписали из больницы. Им как старшим уже рассказали, что отец погиб в авиакатастрофе.

"Главное, чтобы дети справились с тем, что им довелось пережить. Приложу все силы, чтобы у них не было посттравматических проблем. Боюсь, что они будут ещё долго помнить тот страшный день", – говорит Нагима Бекжанова.

На следующей неделе ей предстоит операция на ноге. Пока родственники будут ухаживать за детьми.

Потом вдова планирует найти работу. Говорит, уже не помнит, когда в последний раз работала – больше 10 лет просидела в декрете. Абай Нурбеков был единственным кормильцем в семье.

Читайте также: Самолёт Bek Air потерпел крушение под Алматы, 12 человек погибли. Хронология катастрофы

У семьи Нурбековых есть дом в дачном обществе "Батыр" в Илийском районе Алматинской области. Его построил Абай. Оттуда проблематично добираться до Алматы. Поэтому общественные активисты объявили сбор денег для помощи семье Нурбековых. По словам алматинки Тогжан Калиевой, за неделю собрали свыше 20 млн тенге.

"Этих денег должно хватить на покупку квартиры для Нагимы и её детей. Им ещё восстанавливаться от полученных физических и душевных травм. И лучше это делать в Алматы", – говорит Тогжан Калиева.

"Хочется поскорее забыть произошедшее, как страшный сон"

Супруги Айсулу и Максут Гатиат благодарят Всевышнего за спасение во время крушения авиалайнера. Молодая пара с девятимесячным сыном пострадали в катастрофе, но уже через несколько дней выписались из больницы.


Айсулу и Максут Гатиат с сыном Адильжаном

Айсулу и Максут Гатиат с сыном Адильжаном / Фото из личного архива семьи Гатиат


У женщины были ушибы тазобедренного сустава, малого таза и поясничной области. Мужчина отделался травмой головы, поэтому ещё в день катастрофы отказался от госпитализации.

Супруги сейчас сконцентрированы на здоровье сына Адильжана. Врачи диагностировали ребёнку закрытую черепно-мозговую травму.

"Хочется поскорее забыть произошедшее, как страшный сон, но ушибы на наших телах не дают этого сделать. Переживаю, чтобы последствия этого злополучного рейса не затянулись", – говорит Максут Гатиат.

Айсулу Гатиат ещё не отошла от шока после пережитого. Ей тяжело даже думать о том, что когда-то ей придётся снова сесть в самолёт.

"Как минимум на маленькие самолёты типа Fokker-100 уже ни за что не будем садиться. Мы решили тщательнее относиться к выбору рейса", – поддерживает супругу Максут Гатиат.

Читайте также: Они летели в самолёте Bek Air. Что известно о погибших в авиакатастрофе под Алматы

Они пока не знают, окажут ли им финансовую помощь. Говорят, скорее всего выплаты коснутся только тяжело пострадавших. Впрочем, особо помощи не ждут.

"Из страховой компании "Аманат" никто к нам лично не обращался. Скорее всего выплаты будут по имеющимся чекам за оказанные медицинские услуги и повреждённые товары. Психологическая нагрузка и шок, видимо, в расчёт не берутся", – говорит Максут Гатиат.


Аружан Саин навестила в больнице пострадавших детей

Аружан Саин навестила в больнице пострадавших детей / Фото со страницы Аружан Саин в соцсетях


Уполномоченный по правам ребёнка в Казахстане Аружан Саин взяла вопрос страховых выплат под свой контроль.

"При звуке самолёта у меня начинается паника"

Это был первый полёт 25-летнего Мейрамбека Серикова, который теперь запомнит его на всю жизнь. Молодой алматинец поступил в больницу с закрытой травмой голеностопного сустава. 30 декабря его выписали домой, две недели ему предстоит побыть в гипсе.


Мейрамбек Сериков на месте аварии

Мейрамбек Сериков отправил фото родным с места аварии / Фото из личного архива Мейрамбека Серикова


После авиакатастрофы Мейрамбек Сериков сам выбрался из самолёта, в состоянии шока помогал другим пассажирам. Только в больнице узнал про травму ноги.

"Я мог оказаться на месте погибших. Если бы самолёт немного по-другому развернуло, если бы где-то на сантиметр конструкции были сдвинуты по-другому, то меня могло бы и не быть. Возможно, я остался жив, чтобы делать больше добра людям. Есть некие вещи, которые я обязан сделать: например, помочь чем-нибудь другим людям", – говорит Мейрамбек Сериков.

Сейчас понимает, что боится даже звука самолёта.

"Да, я стал бояться самолётов, – признаётся молодой человек. – Вернее, их звука. Какая-то паника появляется у меня. Теперь не знаю, смогу ли я себя перебороть и войти в салон самолёта. Смогу ли справиться с этим страхом?"

Его коллега летела этим рейсом вместе с ним. Она до сих пор плачет по ночам, вспоминая минуты, проведённые на месте катастрофы под Алматы.

"Самолёт не должен был встречать злополучную стену неизвестных построек"

Сауле Нурманова летела из Алматы в Нур-Султан вместе с супругом Асхатом. Молодая женщина получила перелом голени и лодыжки. Через несколько дней её транспортировали в столицу в Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии.


Сауле Нурманова

Сауле Нурманова / Фото со страницы Сауле Нурмановой в Facebook


"Когда мы зашли в самолёт, он был настолько холодным, что я попросила у Асхата шарф, чтобы сесть на сиденье – оно было ледяное. Проснулась от того, что услышала шум и крики людей, я почувствовала, что самолёт бросает в разные стороны и мы несёмся на бешеной скорости. Повернулась к мужу, в его глазах тоже был ужас. Он стал кричать, чтобы я опустила голову на колени и закрыл меня своим телом. Потом был сильный хлопок и удар, и я, кажется, отключилась", – рассказала о событиях того дня Сауле Нурманова на своей странице в Facebook.

Вытаскивал Сауле из самолёта супруг.

Читайте также: "Если бы за штурвалом самолёта был не Марат, то всё могло кончиться хуже"

"Выбирались мы сами через разлом в стене самолёта, до которого добрались, разгребая мусор. Каждая минута была дорога, так как мы думали, что он взорвётся или обрушится потолок. Мы сильно испугались, но остались живы", – подчеркнула девушка.

Она разместила фотографию с места крушения, указав, где были их места и откуда они выбирались.


Левая стрелка на фото - места, где мы сидели, правая - дыра, через которую мы выбрались.

Левая стрелка на фото – места, где они сидели. Правая – дыра, через которую выбрались / Фото со страницы Сауле Нурмановой в Facebook


Она благодарит врачей, которые дежурили ночи напролёт и в Новый год не спали, заботились о пострадавших.

"Для нас кошмар не закончился. Что будет дальше со мной, с моим мужем, со всеми, кто остался жить? Что будет с близкими тех, кто погиб, кто потерял кормильцев семьи, у кого бесследно утеряно имущество, которое они везли на борту? Мне предстоит несколько месяцев реабилитации и, возможно, ещё операция, это полгода без работы при удачном сценарии. А для доказательства, что мы пострадали, с нас требуют кипу документов", – написала она.

По её словам, пока поддержку оказывают только врачи.

"Я не знаю, где здесь правда. Но знаю точно, что самолёт не должен был падать, не должен был встречать злополучную стену неизвестных построек. Самолёт должен был лететь. У меня были планы, у моего мужа были планы, у всех, кто погиб, были планы. А теперь их нет, как и многих пассажиров. Как и нет у нас уверенности в том, что последует какая-то реакция. Я надеюсь, что после проверок, громких заявлений, экспертиз, самолёты не будут падать, а нам всё-таки окажут должное внимание и помогут", – заключила она.

Чёрные ящики не повредились

После крушения МВД начало досудебное расследование по статье 344, часть 3, УК РК – "Нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта". Деятельность Bek Air приостановили до выяснения обстоятельств падения, приостановлены и полёты воздушных судов типа Fokker-100.

Комиссия рассматривает несколько причин произошедшего. Среди версий возможная неисправность техники и ошибка в пилотировании.

Авиакомпания считает, что к катастрофе привёл спутный след предыдущего авиалайнера Air Astana, который вылетел за минуту до Fokker-100. Но эту версию уже опровергли специалисты, призвав всех не выдвигать домыслы до оглашения официальных результатов.

Читайте также: Авиакомпания Bek Air считает возможной причиной катастрофы короткий интервал между вылетами самолётов

Чёрные ящики отправили в Москву, они практически не повредились. Поэтому уже 10 января комиссия обещает рассказать предварительные результаты расследования, огласив расшифровку бортовых самописцев.

Все сообщения о крушении самолёта читайте здесь.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров