Прямой эфир Новости спорта

Кок-Жайляу: почему иностранный опыт оттеснил национальные истории успехов и провалов?

Какие малозатратные альтернативы существуют luxury-проекту, который собираются построить на Кок-Жайляу?

Шаблоны из Андорры, Австрии и Швейцарии оказались привлекательнее наработок горного курорта-отеля "Лесная сказка" и казахстанского ОФ "Авалон". Буклеты и сайт "Визит-центра Алматы" даже вскользь не упоминают 60 га обустроенной рекреации, куда ежегодно уже приезжают 40-50 тысяч туристов (ожидается даже до 700 тысяч).

От фраз "экологический туризм не требует никаких вложений" в Казахстане уже почти отказались, не скрывает вздоха облегчения Виталий Шуптар, президент историко-географического общества и общественного фонда (ОФ) "Авалон". Проект по развитию сельского экотуризма стоит в общей сложности около $50 тысяч: это в 4 000 раз дешевле самой минимальной из озвученных сумм по обустройству курорта на Кок-Жайляу.

Даже с деньгами промоутеров экотуризма ждут далеко не в каждой точке Казахстана. В одном ауле можно уговорить и убедить людей работать на себя, в другом – жители жаждут лишь шанса устроиться на госслужбу.

Сумму в 50 тысяч долларов г-н Шуптар приводит из расчёта на один аул, с которым соседствуют земли природного национального парка (или земли другой особо охраняемой природной территории – ООПТ). Сюда также входят образовательные мероприятия для местных жителей плюс закупка в их жилища водонагревателей и дополнительной мебели для приёма туристов. Плюс маркировка троп, плюс беседки, плюс печатная продукция (карты, буклеты), плюс "привлечение внимания СМИ" (инфотуры).


Горный приют Бесмойнак . Фото Виталия Шуптара.

Горный приют "Бесмойнак". Фото Виталия Шуптара


Только на обучение сельских жителей работе с туристами фонд "Авалон" тратил от 550 до 950 тысяч тенге. Гостеприимство складывается не только из поговорок и традиций, но и из ясных ответов на конкретные вопросы. Как работает гостевой дом, по каким стандартам, как работает гид, как открыть такой бизнес и решить вопросы с налогами, как заняться маркетингом, – проблемы разрешали вплоть до участия в языковых курсах.

Затраты зависят от насыщенности и глубины обучения, от необходимости подготовить печатные пособия, наконец, от расстояния до слушателей и дорожной доступности, от уровня привлекаемого персонала. Такую деятельность фонд разворачивал в Центральном Казахстане (Шабанбай Би, Сарлык) и на Тянь-Шане (Курметы). В одном ауле промоутерам экотуризма удаётся открыть от 2 до 7 гостевых домов: их хозяева уже готовы работать с туристами, кормить их, предоставлять им кров и лошадей, сопровождать на экскурсиях. Оборудование семи гостевых домов в посёлке Курметы обошлось фонду в 930 тысяч тенге: холодильники, водонагреватели, кровати, постельное белье, сантехника.

Маркировка 13 км троп и оборудование 3 стоянок в Кызыларае (беседка + мусорный бак) стоили 1,1 млн тенге. Маркировка километровыми указателями и инфощитами плюс помосты на двух тропах (протяжённостью 41 км) и строительство из местного природного материала двух горных приютов на Кольсае, – это ещё 17,6 миллионов.


Беседка в урочище Торкора (горы Кызыларай). Фото Виталий Шуптара

Беседка в урочище Торкора (горы Кызыларай). Фото Виталия Шуптара


Незапланированные расходы – это 8 миллионов за транспортировку стройматериалов на место монтажа вертолётом. Нацпарк сперва обещал предоставить свой транспорт, а когда этого не получилось, вспоминает Виталий, нам пришлось выкинуть кое-что из проекта, но всё-таки доставить груз вовремя – сезон для стройки в горах очень короткий. Но в любом случае здесь всё и планировалось дороже, исходя из сложности рельефа и труднодоступности мест в целом.

Создание туристической карты по небольшому горному массиву обходится в миллион с небольшим (вместе с проработкой материала в онлайн-картографических системах). Туристический путеводитель – это порядка 3 миллионов тенге. При этом за многие работы (в первую очередь по маркировке троп) фонд зачастую не платит: волонтёры трудятся с удовольствием и в охотку на благое дело на свежем воздухе.

В этих домах останавливаются сегодня многочисленные местные и иностранные туристы, здесь водит свои группы легендарная Дагмар Шрайбер, автор многочисленных путеводителей по Казахстану, Таджикистану и Кыргызстану. Впрочем, свои путеводители Дагмар пишет уже сама: издатель ей платит твёрдые 7% с книжки (около €1).

Также и на свои проекты Виталий привлекает деньги самостоятельно: он ищет и находит гранты, не ожидая инвестора с полуторамиллиардным бюджетом или даже всемеро меньшей суммой.

Весьма примечательно, что пока те же немецкие спонсоры прокладывают за свои деньги тропы к казахстанским жемчужинам внутреннего туризма, инициаторы застройки урочища Кок-Жайляу выезжают в Андорру и Австрию, чтобы изучить на месте опыт построения бизнеса в luxury-сегменте горных курортов. Закупка дорогостоящего гондольного оборудования для Кок-Жайляу (если проект состоится) произойдёт исключительно на зарубежных предприятиях, что обеспечит занятость иностранных компаний. Например, в Кобленце такой подъёмник (Seilbahn) обошёлся в € 13 млн за 18 кабин.

Белое пятно: почему в "Сказку" не верят?

47 000 посетителей в 2016 году и уже 52 000 гостей в минувшем, – все они добрались до горного курорта-отеля Lesnaya Skazka без помощи всех тех инфо-ресурсов, в которые государство вкладывает миллионы и миллионы, развивая внутренний туризм. Рекреация находится вроде и в Казахстане, но не в Алматы, а в Алматинской области, примерно на таком же удалении от алматинского аэропорта, как и Кок-Жайляу. В итоге курорт не значится в буклетах VisitAlmaty, что даром раздают уже на таможне. Его нет и на сайте городских властей. Хотя помимо точек притяжения мегаполиса (дом Фидлера и акимат, Медеу и синагога, дом Левинсона и Beatles) там есть и весьма удалённые достопримечательности Алматинской области. Есть Каинды и Кольсай, отметились Чарын и Алтын Эмель, но Lesnaya Skazka – фигура умолчания.

Сегодня здесь, в Mountain Family Resort & SPA Lesnaya Skazka, охотно отдыхают даже клиенты из Саудовской Аравии. 10-15% гостей здесь – из дальнего зарубежья. К алматинцам постепенно добавляются и внутренние казахстанские туристы. С учётом проживания здесь оставляют за сутки от 20 тысяч тенге. С открытием горнолыжных трасс сюда надо добавить ещё и трёхчасовой абонемент на канатку за 3 000 тенге. От гондольных кабин проектировщики пока воздержались: каждая по 3,5 тонны весом, они не просто тяжёлые, но и дорогие.

На Кок-Жайляу проектировщики ожидают от своих клиентов, напомним, $100 в день, и проживание сюда не входит. Будут ставить гондольную дорогу, узнаваемый сегмент любого luxury-проекта. Правда, с вандалами ещё не знают что делать: администрация ГЛК "Шымбулак" пока тоже в тупике. Повреждённые надписями панели демонтируют, заказывают новые, оплачивают, растамаживают.

Бывший пионерлагерь "Лесная сказка" оставил новому магниту внутреннего и внешнего туризма только имя. Восемь лет назад спальные корпуса внучат Ильича сделали коттеджами класса "люкс", кардинально переоборудовали бывшую столовку и дискотеку, прочее снесли – вплоть до костровища, что пылало на закрытии смены выше сосен. Пионерлагерь, как и все его собратья, мог превратиться в окружённую глухим забором неприступную цитадель для отдыха избранных: таких в предгорьях Заилийского Алатау десятки, что в Большом, что в Малом Алматинском и в других ущельях. Но ущелье Ой-Карагай приглянулось в своё время Ерлику Балфанбаеву.

Бизнесмен уже 28 лет строит своё состояние на строительно-отделочных материалах (сухие строительные смеси, лакокрасочная продукция, гипсокартон). Сотрудники пиар-службы группы компании Alina в разговоре с корреспондентом Informburo.kz поминают предсказуемо добрым словом перфекционизм шефа. Он и все они очень требовательны в отношении качества: Lesnaya Skazka родилась как идея с очень высокими стандартами. Успех бренда Alina принёс г-ну Балфанбаеву признание Президента страны: компания стала национальным чемпионом и получила у Национального управляющего холдинга "Байтерек" 686 млн тенге на расширение производства и 1 260 млн на пополнение оборотных средств. Lesnaya Skazka на окупаемость пока только выходит: здесь по мере развития возникают всё "новые, разные центры финансовой активности", в них инвестируются дополнительные средства, поэтому срок окупаемости удлиняется, обтекаемо поясняют сотрудники PR-службы Alina. Например, огромный троллейный парк курорта стал по протяжённости маршрутов третьим в мире.

Выплёскивание активов Alina за пределы промышленной группы, в сектор туризма пиарщики компании объясняют разносторонностью шефа и стремлением сделать подарок алматинцам. Впрочем, вход в ущелье позже обзавёлся ценником. Вход на территорию оценили в 8000 тенге с человека (в будни – дешевле), потом снова вернулись к бесплатности.

Как говорит Майя Леонова, начальник отдела рекламы и PR ТОО "Alina Group", "мы сделали для себя выводы, что некоторые люди приезжали сюда в том числе чтобы повандалить, приезжали со спиртными напитками, вытаптывали газоны, оставляли очень много мусора.

В какой-то момент был большой поток людей, неблагодарных к природе: не то чтобы нам в кассу не заходило, а сам факт: мы им сделали красиво, а они не понимают. Поставили входные билеты, убивали двух зайцев: отсечь аудиторию от "неправильных", сделали градацию. Самый нижний порог: прогулки, верёвочный парк, пользование детским клубом. Самый верхний – безлимитный, all inclusive, по всем аттракционам, которые есть в "Сказке". Но не зашло. Мы собирали отзывы: наша ментальность неготова к тому, что на входе можно заплатить один раз и развлекаться весь день. Людям оказалось удобнее с открытыми дверями. Мы вернулись к прежней схеме и, в принципе, всё хорошо".




Почему именно экс-пионерлагерь был утверждён под локацию будущего курорта?

В ущелье Ой-Карагай есть всё необходимое для рекреации: горы (за ними туристы сюда и едут), вода, инфраструктура, аутентичная природа. В отличие от Медеу животные здесь всё же не так распуганы, сравнивает Майя Леонова. Тут водятся елики, маралы, кабаны, – их персонал подкармливает кукурузой. В офис приходят за лакомством дружелюбные белки и едят с руки.

"Лесная сказка" была отмечена акиматом Алматинской области как один из "Перспективных проектов области в сфере туризма, развитие которых планируется до 2030 года" ещё в мае 2015 года. Мол, приедут 150 000 туристов в год, инвестируют сюда более 4,7 млрд тенге (за 2012-2015 гг.) и создадут 149 рабочих мест в Талгарском районе, в 5 км от села Котырбулак. Вскоре после этого жемчужина внутреннего туризма страны вошла отдельной строкой в постановление Правительства РК: мол, ей как объекту горнолыжного туризма на территории Алматинской агломерации и впрямь "следует расширить спектр предоставляемых услуг для круглогодичного функционирования". В феврале 2018-го здесь действительно состоялось открытие горнолыжных трасс "Апорт", а в мае нынешнего года инициатор проекта, президент группы компаний Alina Ерлик Балфанбаев поделился с акимом области Амандыком Баталовым своими мечтами: 12 канатных дорог, горнолыжные трассы протяженностью 31 км, гостиницы на более 700 койко-мест, рестораны, кафе. В год – 724 тысячи человек (до 12 тысяч посетителей в день). Более 600 рабочих мест. Планируемый объём инвестиций – 31 млрд тенге – это вдвое меньше самой минимальной на сегодняшний день стоимости строительства курорта/парка на Кок-Жайляу ($200 млн), где ждут 5 000 человек в сутки.

Реальность в "Сказке" оказалась несколько обезжиренной. Территория горного отеля-курорта действительно значительно выросла и составила уже 60 га. Но в действительности здесь появилось лишь 4,15 км горнолыжных трасс (по сложности: три "красные", три "зелёные", одна "синяя", две "чёрные"). Назвали их "Апорт". Встретили на открытии около четырёх сотен гостей.

С другой стороны, при открытии трасс "Апорта" проектировщики курорта столкнулись (и во многом уже решили) те проблемы, которые вызывают бурное недовольство у многих представителей алматинской общественности при обсуждении ТЭО "Кок-Жайляу". Снос деревьев? Отказались, выбрали склон без естественных препятствий. Бережное отношение к местной экосистеме? Развесили кормушки и скворечники, отказались от источников шума, перешли на электромобили, 80% автопарка используют газ. Вандализм и мусор? От гондол воздержались, на канатке эта проблема не так остра плюс всеказахстанская акция "Чистая Родина". Домики на деревьях – и те умудрились зафиксировать к стволам сосен через деревянные прокладки. Перепрофилирование склонов? Нет необходимости. Проектирование искусственного водоёма под оснежение склонов? В разработке.

Кто всему этому учил персонал курорта, звали ли консультантов из-за границы?

"То, что касается бережного отношения к природе, – это наше, местное, это приходит интуитивно. И приходит это ко всем, кто сюда попадает. Людям не приходится объяснять, что вся эта красота остаётся не благодаря тому, что мы газон постригаем, а потому что люди к этому внимательно относятся – как сотрудники, так и гости. Это нам не объяснили, это мы стараемся объяснять подрядчикам и строителям. Люди, которые с нами работают, знают, что мы очень требовательны в этих вещах. Это наше, на языке маркетинга, УТП – "уникальное торговое предложение", – смеётся специально для Informburo.kz Майя Леонова, начальник отдела рекламы и PR ТОО "Alina Group". Такое отношение началось в Промышленной группе, а здесь стало реализовываться как успешный опыт. Природа позволяет об этом думать постоянно. В техзадании домиков на деревьях был обязательный пункт: сохранить сосны, чтобы они не засохли после этого, чтобы они продолжали рост, развитие. Всё, что здесь делается, делается так, чтобы минимально вредить природе. У нас с этого всё начинается: как не навредить? А потом уже все наши инженерные задумки воплощаются".

"Лесной Сказке" 8 лет, проект "Кок-Жайляу" в разных вариациях живёт с 1985 года. За это время инициаторы проекта приходили за детальными консультациями? Задавали специфические вопросы: "У вас есть опыт, инфраструктура, вы принимаете клиентов, помогите нам! Как нам работать с аудиторией? Что нам строить, что нам ставить?"

Насколько известно Майе Леоновой, не было таких контактов. Не обращаются почему-то. Хотя, казалось бы, есть чем поделиться. В Alina не отказались бы ответить на все эти вопросы. Такой диалог пока не возникает, но в Alina для него открыты. Если будет инициатива, конечно же, поддержат, помогут. Развивать туризм в Казахстане и у нас в области нужно через создание устойчивого кластера. На разовые вещи, такие как Шымбулак или Lesnaya Skazka, зарубежного туриста привлечь сложно. Если бы мы все вместе объединили свои усилия и напряглись, то Алматы и Алматинская область стали бы привлекательными для зарубежных туристов, уверена Майя Леонова.

Константин Конакин, ведущий специалист отдела маркетинга Mountain family resort & SPA Lesnaya Skazka, рассказывает про строительство "Апорта" не без гордости. Сама территория диктует, сама природа тут создала условия для горнолыжных трасс: давайте, уже надо делать. Мы рассматриваем это как "итого-туристический кластер": он представляет для иностранных туристов 200 км горнолыжных трасс – в объединении с Шымбулаком плюс "Акбулак" плюс "Табаган" плюс Lesnaya Skazka как элемент – всё это становится таким достаточно серьёзным магнитом, чтобы посетить Казахстан.

И Майя, и Константин согласны с тем, что такая активность в туристическом сегменте способствует узнаваемости Казахстана на мировой арене. Но как быть с разграничениями: вот акимат Алматы, который распоряжается только городскими деньгами, а вот Алматинская область? Трудно договариваться с городским акимом?

Майя вспоминает: "Мы изначально старались не зависеть от внешних факторов. Мы развивались достаточно стабильно и самостоятельно. Понятно, что вместе и с поддержкой многие вопросы решаются гораздо быстрее, но вот сейчас мы развиваем направление в том числе и сами. Lesnaya Skazka присутствует на международных сайтах-информаторах, мы постарались сократить усилия иностранного туриста, для того чтобы сюда приехать. Контент на английском языке, очень просто дозвониться и получить всю информацию в открытых источниках. Вот эти 10% иностранных туристов, которые нарастают, приезжают сами. Мы не приходим и не просим государственной поддержки. С акимом Алматы договариваться несложно. Сейчас уже возникает понимание, как это должно быть. Есть международные примеры, как это успешно работает в других странах. Мы просто двигаемся в этом направлении. "Апорт" и "Ак Тас" будут круглогодичными курортами и будут находиться в составе "Лесной Сказки". Мы планируем развитие "Лесной Сказки" в ближайшие 7-8 лет как mountain resorts (горных курортов. – Авт.) Это будет сеть всесезонных курортов от 3 до 5 звёзд с полной инфраструктурой: зимой это горнолыжка, летом все эти же территории можно использовать под байкинг, пешие, конные прогулки. Мы будем заполнять год: только на зиме останавливаться и коммерчески невыгодно, и невежливо по отношению к людям, которые хотят отдыхать круглый год".

Примечательно, что в Андорре 90 подъёмников перевозят 128 тысяч клиентов в час, и собственники всех этих курортов в состоянии договориться между собой и выдать клиенту единый Ski-pass, доступ на любую канатку, на любую трассу.



"Нездоровый ажиотаж со стороны "Лесной Сказки"

Многострадальный проект с 33-летней историей также упомянут в постановлении Правительства РК ("Об утверждении Межрегиональной схемы территориального развития Алматинской агломерации"): "перспективным объектом горнолыжного туризма на территории Алматинской агломерации является проект "Кок Жайлау" – урочище на территории Иле-Алатауского ГНПП, расположенное с востока на запад между Малым и Большим алматинскими ущельями в 10 км от города Алматы. Реализацию данного объекта предлагается рассмотреть за пределами расчётного срока проектирования".

Раздумчивые сроки проектирования позволяют проектировщикам курорта на Кок-Жайляу уверенно обращаться и с временными, и с финансовыми ресурсами. Informburo.kz уже сообщал об освоенных с 2012 года 12 млрд тенге (ТЭО, ПСД, строительство электрической подстанции), и о плавающей цене вопроса – от $1,5 млрд до $0,2 млрд, и о привлекаемых из Андорры и Австрии консультантах, и о резко поляризованной реакции экспертного сообщества на проект.

Но даже у г-на Нурова, главы Almaty Mountain Resorts (компания выиграла тендер акимата Алматы на составление ТЭО застройки Кок-Жайляу) опыт г-на Балфанбаева по оборудованию курорта вызывает уважение. В интервью Informburo.kz Наиль Фаридович рассказал про опыт активного общения с хозяином "Лесной Сказки". Мол, коренной алматинец, президент группы компаний Alina Ерлик Балфанбаев не задаётся вопросом, почему он не в Алматы, а в Алматинской области создал курорт. Г-н Нуров очень ценит усилия г-на Балфанбаева: "Респект! Вот оно, истинное, патриотичное отношение к родине и к тому месту, где ты живёшь".

В то же время г-н Нуров признаёт сложности в разделении интересов между акиматом города Алматы и Алматинской области. По его словам, нельзя игнорировать наше государственное устройство: мы административно поделены. В Almaty Mountain Resorts помнят и знают о программе по развитию агломераций, обещают обязательно ею воспользоваться. И даже заказывают мастер-план, который предусматривает развитие Алматы и Алматинской агломерации с точки зрения горнолыжного и горного туризма. Его Наилю Фаридовичу будут помогать разрабатывать… австрийцы.

С корреспондентом Informburo.kz руководитель компании Наиль Нуров помечтал буквально так: "В идеале планируется связать Шымбулак, Ак-Булак, Бутаковку, Каскелен, Большое алматинское озеро, Кок-Жайляу. Да, это что-то вроде свободной экономической зоны по туризму. Купил Ski-pass – и катаешься, даже не догадываясь, что попал на территорию другого региона, что перешёл под юрисдикцию другого юридического лица. И потребителю нет дела, в Алматы он или в области, но это завтрашний день. Первая задача у нас разобраться с тем, что находится на территории Алматы".

Пока же на консультации непосредственно к г-ну Балфанбаеву и его команде ни сам г-н Нуров, ни его соратники не отправятся. Почему? "Это может вызвать какой-то нездоровый ажиотаж со стороны той же "Лесной Сказки". Пусть они начнут работать: там же по большому счёту "Лесная Сказка" не показала себя. Мы – да, мы их хвалим, но с точки зрения горнолыжного курорта они себя ещё не показали".

Журналист Informburo.kz напомнил Наилю Фаридовичу, что Mountain Family Resort & SPA Lesnaya Skazka уже принял 52 тысячи гостей в минувшем году, и это именно тот формат горного парка, который был заявлен проектировщиками из Almaty Mountain Resorts в самой актуальной версии своих многочисленных концепций.

Тогда Наиль Фаридович предлагает уже другое объяснение: "Не переоценивайте возможностей Almaty Mountain Resorts. AMR – это 7 человек, из них три человека технические работники. Закупщик, юрист, бухгалтер. Нас на всё не хватает. Если бы была огромная компания, мы могли бы этого туда послать, того сюда послать. Не везде успеваем. Мы хотели к ним приехать в среду, но тут приехали наши партнёры из Андорры. Тут просто нас не хватает. Не переоценивайте физические возможности нашего маленького предприятия".

Да и когда возникнет необходимость готовить персонал для курорта "Кок-Жайляу", к опыту "Лесной Сказки" г-на Балфанбаева алматинцы тоже обращаться не станут. В рамках собственной программы обучения специальных менеджеров компания Almaty Mountain Resorts будет привлекать экспертов из Андорры, сообщил специально для Informburo.kz г-н Нуров. Для азербайджанского курорта таких спецов готовили в течение 6 лет, напоминает он.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров