Сюжет картины "Тараз" можно уложить в несколько слов – это история трёх таразских парней, попавших в переделку и вынужденных бежать из родного города в Алматы. Чем это заканчивается, несложно представить – ведь парни-то из Тараза, а там долго не шутят. Перефразируя цитату из русского "Бумера", к параллелям с которым мы ещё вернёмся, "это не они такие, это жизнь в маленьких городах такая".

У Нуртаса Адамбая есть хорошее профессиональное качество: он не почивает на собственных лаврах, а от картины к картине старается расти и делать то, что раньше не пробовал. На этот раз автор "Келинки Сабины" и "Побега из аула: Операция Махаббат" решил выйти за рамки хорошо известной ему области – комедии и попробовать снять настоящую драму. Получилось, надо сказать, сносно, если не сказать хорошо. Уж точно намного лучше, чем вы того ждали от автора комедий.


Фото со съёмочной площадки фильма "Тараз"

Фото со съёмочной площадки фильма "Тараз" / facebook.com

Впрочем, избавиться от богатого комедийного прошлого у автора до конца не получается – в новой картине есть несколько юмористических сцен и эпизодов, которые следовало бы безжалостно вырезать, ведь не место шуткам там, где эмоциональный накал сцен должен быть на пределе и такая драма разворачивается, что не до смеха. Не будем спойлерить, но вы эти сцены узнаете в картине без труда. К тому же в "Таразе" есть два персонажа, которые явно не из этой оперы – они как случайно заблудившиеся в этой драме люди. Эти парни путешествуют по картине, оставляя за собой кровавый след без особой на то мотивации, а то, что "честь нашей семьи опозорена" выглядит как-то средневеково и не к месту юмористически.

Хотя Нуртас не учился писать сценарии в каком-нибудь творческом вузе и у него нет диплома сценариста, но он точно чувствует среду, хорошо понимает людей, которые живут вокруг него и, являясь носителем того самого "народного гена", выносит на экран то, что близко и понятно местному населению, нашу реальную жизнь и героев, которые живут рядом с нами – жителей провинции, приехавших в большой город за деньгами, горячих южных парней, сразу лезущих в драку, а в случае чего – тут же достающих огнестрельное оружие.

Именно поэтому даже предельно простая по форме и местами вторичная по содержанию картина выглядит любопытно. Это вроде как неспециальная попытка исследовать мир жителя маленького, уютного города, среднестатистического казахского мужчины. Он полезет в драку в ночном клубе на, казалось бы, ровном месте, устроит сцену ревности своей (точнее, как он предполагает, своей) женщине, будет заботиться о родных, от души встречать друзей своих друзей, страдать, что сына воспитывает чужой дядя и т. д. Интересно, как в картине Нуртаса раскрывается истинная темпераментная натура казахского народа: здесь многое решает страсть, влюблённость. Фильму симпатизируешь, потому что он настоящий.


Трейлер картины "Тараз"


Из очевидных плюсов картины – это конечно же отличный кастинг (впрочем, если бы довольный жизнью Нуртас – и этого на экране не скроешь – уступил бы своё место другому актёру, было бы ещё лучше). Актёры в фильме хороши: испоняющие главные роли Еркебулан Дайыров и Асан Мажитов, а также те, кто играет во второстепенных ролях – Нуржан Садыбеков, Толепберген Байскалов, Жандос Айбасов. И пусть для Еркебулана роль несправедливо обиженного боксёра – уже своего рода клише (мы же помним фильм "Жол" Жасулана Пошанова), он, конечно, солирует.

Ещё одна сильная сторона "Тараза" – это операторская работа. Половина успеха всех картин Нуртаса безусловно принадлежит прекрасному и самому, пожалуй, востребованному сегодня оператору – Азамату Дулатову. Судя по результату, Нуртас не ограничивает оператора, и тот вкладывает в картину своё видение. По начальным кадрам видно, что Азамат, похоже, вдохновлялся "Таксистом" Мартина Скорсезе.

Отношению к сценарию противоречивое. С одной стороны, он хорош – общая сюжетная канва с флэшбэками в целом неплоха, и прекрасных драматичных сцен достаточно, да и финал (точнее предфинал) хорош. Но всё же есть очевидные недоработки, из-за которых стоило бы отдать материал профессиональному сценаристу или риддеру, который бы доработал сюжетные линии и мотивацию героев довёл до ума, добавил бы ещё красок в характеры и довёл бы аудиторию до слёз, как в любой драме. Добавляет эмоций прекрасная музыка к фильму от Галымжана Молданазара.


Фото со съёмочной площадки фильма "Тараз"

Фото со съёмочной площадки фильма "Тараз" / facebook.com

Из минусов ещё то, что, конечно, "Тараз" уж очень напоминает российский фильм "Бумер", автор которого недавно приезжал в Алматы: там практически и завязка примерно та же – все оказываются в бегах из-за какой-то глупости и неумения контролировать эмоции. На протяжении всего сеанса мысль о "Бумере", хотя все там ездят на Мерседесе, вас не покидает. Примеры можно привести, но боимся пересказать фильм так, что будет неинтересно смотреть. Впрочем, к вторичности мы так привыкли, что и не считаем это грехом.

Что касается Тараза, то никаких особых узнаваемых таразских мест мы там не увидели, ведь фильм "Тараз" – это не дань городу, а скорее, универсальный портрет всех городов-не-столиц и их жителей. Остаётся лишь добавить, что "Тараз", как и писал informburo.kz, уже получил две награды на Genre Celebration Film Festival в Лос-Анджелесе в номинациях "Лучший драматический фильм" и "За лучшую операторскую работу". Думаю, не зря.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter