Акционеры Kaspi Bank решили добровольно выйти из официального списка участников Казахстанской фондовой биржи. Связано это с тем, что сейчас на KASE у компании размещены сразу два продукта – Kaspi.kz и Kaspi Bank. В финансовом институте считают, что держать на казахстанском рынке оба проекта на фоне предстоящего выхода банка на Лондонскую фондовую биржу нецелесообразно.
Это не первая отечественная компания, которая выходит на зарубежный фондовый рынок. От Казахстана на LSE торгуются уже несколько десятков предприятий.
Первые IPO от Казахстана – добывающие компании
В 2005 году первыми казахстанскими компаниями, которые вышли на Лондонскую фондовую биржу (LSE), стали KAZ Minerals (Казахмыс) и KazakhGold (Polyus Gold International) – два крупнейших производителя меди и золота в стране. Они произвели размещение в форме глобальных депозитарных расписок – GDR, так как иное запрещено законодательством РК.
KAZ Minerals на LSE разместил 26,2% акций по цене 5,4 фунтов стерлингов за одну ценную бумагу и привлёк 661,4 млн фунтов стерлингов или 1,117 млрд долларов. К концу 2005 года стоимость акций выросла до 7,74 фунтов стерлингов, то есть на 43%, а сама компания попала в ведущий индекс биржи FTSE-100. В течение нескольких лет рост акций продолжался, и на 13 февраля их стоимость равняется 630 фунтам стерлингов.
С 2013 по 2017 годы компания не выплачивала дивиденды акционерам, размер которых за 2005 год был в пределах 36 центов за акцию, в 2008 году – 50 центов и в 2012 году – 11 центов. В 2018 году совет директоров компании объявил о промежуточных выплатах вознаграждения в размере шести центов по результатам успешной реализации проектов "Бозшаколь" и "Актогай".
25 ноября 2005 года на лондонскую площадку вышла компания KazakhGold. Ей удалось получить более 196 млн долларов, продав 25% своих акций по 15 долларов за бумагу. В 2012 году был проведён делистинг компании в связи с её поглощением Polyus Gold, которая стала владельцем 93% акционерного капитала.
Следом на международную торговую площадку ежегодно стали выходить и другие отечественные компании. Каждая из них преследовала свои цели: для кого-то это был имиджевый шаг, некоторые надеялись привлечь дополнительные деньги, а кто-то спасался от разорения, отмечает генеральный директор инвестиционной компании Freedom Finance Тимур Турлов.
"Компании чаще всего выходили на IPO на фоне резкого роста финансовых показателей, очень близко к концу восходящего цикла, а уходили с рынка в нисходящей фазе бизнеса, на фоне увеличивающихся проблем и непростой ситуации в бизнесе и экономике в целом", – сказал эксперт.
IPO банков и KMGEP: остался только Halyk
В 2006 году на LSE разместились два ведущих казахстанских банка АО "Казкоммерцбанк" (Qazkom) и Halyk bank (АО "Народный Банк Казахстана"), а также прошла регистрация сделки по простым акциям АО "Разведка Добыча КазМунайГаз". Все три компании провели двойной листинг, то есть вышли и на Лондонскую, и на Казахстанскую фондовые биржи одновременно.
Дочерняя компания КМГ разместила 40% акций на двух биржах. Выход на рынки, в том числе и на LSE с глобальными депозитарными расписками принесли компании свыше двух млрд долларов. Самая высокая стоимость акций равнялась 34,4 доллара – на пике нефтяных цен в январе и мае 2008 года, а самый минимум – около шести долларов, за них давали с сентября 2015 и до начала 2016 года.
Компания пообещала платить дивиденды в размере 15%, сумма которых в разные годы варьировалась от 74 до 1 976 тенге за акцию, за исключением 2015 года, когда выплаты не производились.
В этом же году головная компания "КазМунайГаз", которая имеет 63% акций в "дочке", предложила миноритарным акционерам продать свои доли, но сделки не состоялись. В 2016 году материнская компания вновь заявила о своих намерениях, и в 2018 году были запущены программы обратного выкупа акций.
"Казкоммерцбанк" первым из финансовых институтов в СНГ завершил выход на Лондонскую фондовую биржу. В процессе road show заявки подали более 330 инвесторов из 30 стран мира. Стоимость акций на старте продаж была 18,5 долларов – по максимальной цене установленного диапазона, но за первый день торгов выросла до 20,25 долларов за акцию. Компания также делала выплаты по дивидендам, но не регулярно.
В июне 2017 года акционеры одобрили делистинг, предложив миноритариям по 142,67 тенге за одну простую бумагу и 71,55 тенге за привилегированную. Позже банк добровольно сдал свою лицензию по причине интеграции с Halyk bank.
Примером успешного выхода на IPO является "Народный", который разместил 46,7 млн глобальных депозитарных расписок на сумму 680 млн долларов. Из-за высокого спроса, который превысил предложение в 23 раза, по итогам первого дня торгов акции котировались по цене 20,5-21 доллар за GDR несмотря на то, что старт продаж был обозначен в районе 16 долларов за ценную бумагу. На данный момент их стоимость на бирже оценивается в 10,3 доллара.
Год спустя АО "Альянс Банка" продал 17,4% своих акций на 704 млн долларов. Компания стала первой из казахстанских банков, кто разместился по нижней границе объявленного ценового диапазона – 14 долларов за акцию. По итогам первого дня торгов их стоимость снизилась до 12,8 доллара, а через год была всего 1,25 доллара за GDR. В 2010 году глобальные депозитарные расписки были делистингованы по просьбе самого банка.
Эксперт инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Дмитрий Сочин считает, что многие инвесторы, вложившие в 2000-х свои средства в казахстанские банки, рассчитывали на вечное благополучие, но надежды не оправдались.
"В 2005-2007 годах на волне популярности стран БРИК, вызванной бурным ростом мировой торговли и цен на сырьевые товары, инвесторы раскупали всё, что плохо лежит. Тем более, мегапопулярными историями были представители мирового банковского чуда: "Альянс Банк", "Казкоммерцбанк" и "Народный Банк". Сравнительные мультипликаторы, по которым торговались их депозитарные расписки, предполагали двухзначный рост прибыли в долгосрочной перспективе и вечное благополучие", – отметил он.
В итоге, как отмечает Сочин, "выжил" самый консервативный игрок – "Народный банк", стратегия которого основана на достаточно строгом риск-менеджменте.
"Казахстан имеет прибыльный супер-банк с достаточно сильным балансом. Стоит отметить, что Народный банк, одна из немногих публичных компаний в стране, которая придерживается собственной стратегии: менеджмент достаточно последовательно и методично выполняет целевые показатели", – добавил он.
Эксперт также подчеркнул, что, учитывая данные НБК, 2018 год стал достаточно успешным для "Народного" и вполне возможно, что на этом фоне его звезда вновь зажжётся в Лондоне.
Что касается других компаний, которые пережили делистинг, то, по его словам, это, прежде всего, история провальных бизнес-решений и только потом других специфических рисков.
Скандал вокруг ENRC в Лондоне
В 2007 году Eurasian Natural Resources Corporation (ERG) вывела 252,5 миллиона новых акций или 20% своего увеличенного акционерного капитала на Лондонскую фондовую биржу. И несмотря на начавшийся мировой кризис, цена акций показала рост с 5,4 до 15,3 фунта стерлингов в течение полугода.
Однако с 2010 года на горнодобывающего гиганта обрушилась череда громких скандалов: сначала уход в отставку управляющих и независимых директоров компании, далее увольнение расследовательской организации, которая должна была разобраться в фактах мошенничества топ-менеджмента Соколовско-Сарбайсого комбината в Костанайской области, после – начало расследования в отношении самого ENRC, которое инициировало британское государственное Бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах (SFO). О последнем событии стало известно через несколько дней после заявления о планах по делистингу акций корпорации с Лондонской фондовой биржи.
Все эти события сказались на стоимости акций, которые к апрелю 2013 года оценивались всего в 2,70 фунта стерлингов. Также в зарубежных СМИ появились заявления, что компания вообще не должна была выйти на фондовую биржу и о возможных фактах коррупции – в прессе всплыл аудиторский отчёт от 2007 года, в котором были серьёзные основания не допускать ENRC к торгам, на который тогда никто не обратил внимания.
Делистинг компании с LSE также сопровождался скандалом. Владельцы акций, находящихся в свободном обращении, были недовольны предложенной стоимостью обратного выкупа акций – 251 пенс (175 пенсов наличными плюс 0,231 акции "Казахмыса").
Имиджевый ход и ничего больше?
За последние годы можно отметить только две крупные компании, которые вышли на Лондонскую фондовую биржу, это – Kcell и "Казатомпром".
Оператор сотовой связи провёл IPO в 2012 году, разместив свои акции по цене 10,5 долларов. Первый день торгов они подорожали на 5%, что принесло компании 525 млн долларов. Размещение включало в себя продажу 50 миллионов акций (25% доли акционерного капитала) другой телекоммуникационной компании TeliaSonera, работающей в Швеции и Финляндии. На 14 февраля стоимость акций на LSE равняется 4,8 доллара.
В ноябре 2018 года фонд "Самрук-Казына" сообщил о размещении ценных бумаг национальной атомной компании АО "НАК "Казатомпром" на фондовом рынке. Инвесторам на биржах в Лондоне и Астане предложили пакет в 15% ценных бумаг общей стоимостью 451 млн долларов. Спрос, по информации фонда, превысил предложение в 1,7 раза. О том, действительно ли размещение было успешным, можно прочитать по ссылке.
Казахстанские компании выходят на Лондонскую фондовую биржу для поднятия собственного имиджа, считает руководитель аналитического отдела FXPrimus Арман Бейсембаев, так как, по его наблюдениям, акции практически всех отечественных предприятий являются низколиквидными из-за отсутствия широкого интереса к ним.
"В наших реалиях размещение на зарубежных площадках – это, скорее, имиджевый ход, чем очередной шаг в развитии компании. Ближайший пример, который ещё на памяти, это "Казкоммерцбанк", который в 2017 году прошёл делистинг на Лондонской бирже в связи со своим поглощением "Халык банком". Собственно, причина тут была лишь одна – это ликвидация банка", – сказал Арман Бейсембаев.
Зачем Kaspi Bank планирует IPO на Лондонской бирже?
Выход на Лондонскую биржу Kaspi Bank также является отчасти имиджевым шагом, считает Арман Бейсембаев. При этом, по его словам, мнение о том, что банк таким образом страхуется от возможных неблагоприятных событий, не лишено смысла.
"Kaspi bank, пожалуй, единственный полностью частный и независимый от государства банк, что делает его лакомым куском для определенного круга лиц, которые, вероятно, хотели бы его заполучить. Тем более, что в последнее время в экономике наблюдается не очень хорошая тенденция по консолидации профильных активов под крылом государства и выдавливанию из страны иностранных игроков. Очень яркий пример – это ситуация с Tele2, который переходит в руки "Казахтелекома", – подчеркнул аналитик.
С этой точки зрения, по его словам, предпринимаемые меры Kaspi Bank по делистингу из KASE действительно выглядят как диверсификация источников финансирования в неблагоприятные периоды, и попытка защититься от подобного враждебного поглощения.
В свою очередь, эксперт Дмитрий Сочин ожидает от IPO Kaspi Bank несколько большего, так как его в структуру входит как собственно финансовый институт, так и другие сервисы группы, включая маркетплейс. Это, по его словам, означает, что впервые на международное размещение выходит не просто финансовый институт или сырьевая компания из Казахстана, а технологичный продукт с достаточно большой добавочной стоимостью.
"Полноценное размещение среди широкого круга инвесторов на LSE – это совсем другая лига. Для компании это будет конвертироваться в приобретение новых партнёров, пользователей и контрагентов. Что касается целей, которые преследует менеджмент при проведении IPO, то здесь, вероятно, секретов тоже нет. Глава Kaspi.kz не раз намекал на международную экспансию. Собственно, это и есть новая точка роста для холдинга. Идея очень интересная, но всё-таки стоит дождаться деталей, прежде чем делать оценку перспективам данного размещения", – поделился размышлениями Сочин.
Кроме того, по его мнению, это размещение в какой-то мере сможет выступить неким катализатором и для депозитарных расписок Народного Банка, если размещение будет успешным.
"Менеджмент двух эмитентов доказал, что их бизнес-модели работают, динамика финансовых показателей это доказывает. Остаётся один фактор, являющийся определяющим для полноценного успеха Народного и Kaspi.kz в долгосрочной перспективе, – это монетарная и фискальная политика в Казахстане. Финансовые институты первыми среди всех экономических агентов реагируют на инфляционные процессы, поэтому очень важно, чтобы регулятор и правительство достаточно строго и последовательно следовали политике снижения инфляции", – добавил эксперт.
По мнению Тимура Турлова, в данный момент Kaspi Bank имеет хорошие финансовые показатели и очень привлекательную стратегию для инвесторов, а также менеджмент, который заслуживает доверия. Это всё, по его словам, может сыграть положительную роль в привлечения дополнительных средств для дальнейшего развитие.
"Очевидно, что цикл роста потребительского кредитования в Казахстане вполне зрелый и для дальнего расширения бизнеса может потребоваться дополнительный буфер капитала. Поэтому, данное размещение на фоне отличных финансовых результатов выглядит логичным, а уж понравится ли оно инвесторам, будет зависеть от его параметров. На мой взгляд, финансовый эмитент в РК сейчас в любом случае не сможет рассчитывать на тот порядок оценки, что казался реальным до кризиса", – подчеркнул Турлов.
Опыт IPO других казахстанских компаний показывает, что мало выйти на биржу и удачно продать акции, мало демонстрировать рост показателей, чтобы акции эти росли – надо ещё постараться удержаться на фондовой бирже и не совершить делистинг в первые 10-15 лет.