Прямой эфир Новости спорта

Каспий может стать для Казахстана окном в Европу

Каспий, вид из космоса / Фото с сайта Depositphotos.com
Каспий, вид из космоса / Фото с сайта Depositphotos.com
Эксперты рассказали о настоящем и будущем транскаспийского транспортного коридора.

28 июня 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на Шестом Прикаспийском саммите в Ашхабаде (Туркменистан) призвал ускорить урегулирование вопроса с правовым статусом Каспия и подчеркнул возрастающее значение транскаспийского транспортного коридора в нынешней геополитической ситуации:

"В условиях разрыва традиционных логистических цепочек транспортная взаимосвязанность становится ключевым фактором устойчивого роста и укрепления экономических связей наших государств. Существенно возросла роль Транскаспийского международного транспортного маршрута для обеспечения транзитных потоков между Европой, Центральной Азией и Китаем. По итогам пяти месяцев текущего года объём перевозок казахстанских грузов по маршруту увеличился в 2,5 раза, а общий товарооборот с прикаспийскими странами – более чем на 9%", – сообщил он.


Читайте также: Шестой Каспийский саммит завершился в Ашхабаде


Сейчас, когда отправлять грузы через территорию России становится всё сложнее, может ли путь через Каспий эффективно связать Центральную Азию и Китай с Европой? И что для этого нужно сделать? Почему подписанная прикаспийскими государствами Конвенция о статусе этого моря-озера до сих пор не работает?

Политолог Ислам Кураев напомнил, что прикаспийские страны в основном договорились по вопросам разделения, но только поверхности Каспийского моря. Что же касается разделения дна Каспия, то этот вопрос до сих пор остаётся открытым.

"Складывается впечатление, что у некоторых стран интересы и аппетиты очень большие. Сейчас наиболее выгодное положение у Азербайджана и Казахстана, менее выгодное – у России и Ирана", – отметил Ислам Кураев.

Прикаспийским государствам предстоит долгий путь до определения правового статуса Каспия и процесса его разделения между государствами-участниками. Спикер уверен, что после этого откроются перспективы для Казахстана, Азербайджана и Ирана.

"У Казахстана, к примеру, появятся дополнительные возможности для транзита нефти и газа в Европу по дну Каспия. Для этого надо будет протягивать трубы в сторону Азербайджана. У этого государства имеются транзитные пути, рассчитанные на определённые нагрузки и качество нефти: Баку – Тбилиси – Джейхан, Баку – Тбилиси – Карс. Для Казахстана это хорошая альтернатива, поскольку основная часть нашего экспорта углеводородов проходит всё ещё по территории России", – подчеркнул собеседник.

Выступление президента Казахстана в Ашхабаде – это стратегический ход, чтобы обозначить взаимодействие и сотрудничество со странами региона, прежде всего с Туркменистаном, считает политолог.

Казахстан и Туркменистан имеют общую государственную границу, но при этом как соседи не участвуют в каких-либо региональных торговых или политических союзах. Поэтому взаимодействие между соседними государствами спикер назвал очень низким:

"Сегодня Казахстан и Туркменистан развивают двусторонние отношения в сфере увеличения транзита. Думаю, президент Токаев имел в виду транзитные пути, которые могут открыться для Казахстана через Туркменистан в Иран, а оттуда – уже в Турцию".


Читайте также: Президент Казахстана предложил создать консорциум аналитических структур "Каспийской пятёрки"


Ислам Кураев напомнил о недавнем визите главы Казахстана в Иран, к которому было приурочено прибытие первого железнодорожного грузового состава, который последовал из Казахстана в Иран как раз таки через территорию Туркменистана.

Эксперт уверен, что таким образом налаживается южный вектор для Казахстана в связке с Туркменистаном, Ираном и Турцией. Республика пробует возможные альтернативы торговли с Европой взамен прежним транспортным коридорам, которые проходили преимущественно через Россию.

Политолог Замир Каражанов напомнил: "Конвенция охватывает широкий круг вопросов: и биологическое разнообразие, и сохранение экологической среды, и сотрудничество в энергетической сфере, и туризм, и торговлю. Это комплексный документ, который при принятии сразу определит характер сотрудничества между пятью странами региона. Не ратифицировал конвенцию только Иран".

Все страны на Каспии занимаются разработкой энергоресурсов, основные месторождения уже осваиваются, напомнил Каражанов. И Иран не устраивает, что он оказался фактически не у дел. Очень часто Конвенцию о правовом статусе Каспия подвергают критике в самом Иране, сообщил Замир Каражанов:

"Иранцы рассчитывают на большее: пересмотр морских границ, доступ к месторождениям. Эта проблема носит острый характер в иранском истеблишменте. Во всех государствах решения по Каспию принимались авторитарно. В Иране ситуация другая. Документ должен ратифицировать парламент, но там находится оппозиция, которая противится принятию конвенции".

По мнению политолога, чтобы документ был ратифицирован, должны сложиться определённые условия: либо оппозиция должна проиграть на выборах в парламент, либо оппозиционных депутатов должно стать совсем немного, чтобы они не смогли повлиять на решение о ратификации конвенции. Преимущества Ирана от ратификации конвенции очевидны: страна получит заметные преимущества от межрегионального сотрудничества.

"Каспий может стать для Казахстана окном в Европу. Но чтобы быть защищённым от каких-то геополитических рисков в регионе, Казахстан должен разрабатывать альтернативные транспортные маршруты через Кавказ и в сторону Персидского залива", – поделился своим видением будущего транзитных перспектив республики политолог.

Эту тему президент Токаев поднимал неоднократно: в Иране, Катаре обсуждались эти вопросы. 

Политолог назвал товарооборот между прикаспийскими странами крайне слабым. Это серьёзная проблема, так как прикаспийские государства являются преимущественно экспортёрами энергоресурсов. Замир Каражанов уверен, что в нынешней ситуации диверсификация произойдёт по естественным причинам из-за санкций против России, ограничения транзита через РФ, образования новых логистических цепочек, что можно увидеть на примере транскаспийского коридора.

"В настоящее время по Каспию обсуждают разные варианты маршрутов. Недавно сообщалось об открытии паромного сообщения с Баку. Будет задействован железнодорожный транспорт, скорее всего, и автомобильный. Чем теснее будет сотрудничество в регионе, в том числе экономическое, торговое, тем более безопасным регион станет. Никто не захочет дестабилизировать обстановку, когда ведётся активный товарообмен, от которого выигрывают все", – подчеркнул Замир Каражанов.


Читайте также: Токаев: Казахстан предлагает создать прикаспийский продовольственный хаб


Управляющий директор – директор департамента логистики и перевозок НПП "Атамекен" Мурат Амрин напомнил о высоком транзитном потенциале Казахстана, внимание на котором постоянно акцентирует глава государства.

"Встреча глав прикаспийских государств свидетельствует о том, что после пандемии руководство стран готово вновь поднимать вопросы о конвенции, правовом статусе Каспия, региональной безопасности, охране окружающей среды, транспортных коридорах", – отметил он.

"Недавно президент Казахстана посетил Иран, был запущен железнодорожный состав из Казахстана в направлении Турции через Туркменистан и Иран. Это знаковый положительный момент – виток в развитии экономик региона, поскольку это означает обеспечение свободного транзита, упрощение таможенных процедур на границе", – сообщил Мурат Амрин.

По мнению представителя палаты предпринимателей, для Казахстана одним из важнейших международных инфраструктурных проектов является строительство в 2014 году железнодорожной линии Узень – Болашак – Берекет – Горган, проходящей по территории Казахстана, Туркменистана, Ирана. Это открывает возможности для экспорта казахстанской продукции либо транзита грузов, проходящих через РК. Это также означает и открытый доступ к странам Персидского залива, Турции, Пакистану, Индии.

Глава государства отметил, что товарооборот с Ираном, Азербайджаном, Туркменистаном вырос более чем в два раза. Но на этом не стоит останавливаться, уверен эксперт, необходимо и дальше упрощать логистику, формировать необходимую инфраструктуру. Одним из таких шагов может стать реализация предложения Касым-Жомарта Токаева о создании прикаспийского продовольственного хаба для увеличения взаимного товарооборота.


Читайте также: О чём рассказали журналистам президенты Казахстана и Ирана


Пока же в связи с нынешней геополитической ситуацией казахстанские порты Актау и Курык перегружены.

"Дело в том, что паромы, курсирующие между Актау и Алятом (Азербайджан), принадлежат Азербайджану. Раньше это государство предоставляло нам до четырёх-пяти паромов в сутки. Сейчас нам выделяют лишь два-три парома. Поэтому в порту наблюдается некоторое скопление как автомобильного транспорта, так и железнодорожного", – сообщил спикер.

Из-за сложностей с паромами на Каспии из ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки" дали телефонограмму:

"о недостаточном количестве паромов по маршруту Курык – Алят – Курык и массовом скоплении брошенных поездов на западном филиале ТОО "КТЖ – ГП" – "Батыс" до 565 вагонов и среднесуточной сдачи по 42 вагона приказываю: запретить приём к перевозке всех грузов через Курык порт накатом на паромы, кроме зерновозов для перевозки сахара-сырца и порожних инвентарных вагонов, возвращающихся в страну-собственницу с 1 по 10 июля 2022 года включительно".

Телефонограмма с приказом вышла за подписью генерального директора ТОО "КТЖ – ГП" Владимира Петрова.

Амрин сообщил также, что в Казахстане ставится вопрос о строительстве собственных паромов для перевозки грузов по Каспию. На уровне правительства прорабатывается вопрос о строительстве двух-трёх паромов. Но строительство паромов – проект, требующий определённого времени на его реализацию. Необходимо договариваться с заводами о производстве всех комплектующих, организации цепочек поставок в Казахстан оборудования. Необходимо признать, что сложности с поставками существуют, появились разрывы привычных логистических цепочек.

В то же время Туркменистан снял с 1 июня все пандемийные ограничения для проезда транзитных грузов по своей территории. Теперь казахстанский бизнес железнодорожным и автомобильным транспортом может перевозить грузы.


Читайте также: Касым-Жомарт Токаев встретился с президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым


Мурат Амрин считает, что необходимо искать и другие сухопутные маршруты в направлении Европы, выход на Персидский залив, к открытому океану и в направлении Турции.

"Казахстанские автоперевозчики беспрепятственно перевозят грузы в Европу через территорию России. Но увеличение объёмов грузоперевозок создало некоторые сложности. Казахстану уже недостаточно разрешительных бланков от зарубежных государств для поездок в европейские страны. Сейчас прорабатывается вопрос об увеличении числа этих бланков, чтобы казахстанский бизнес мог перемещать грузы без ограничений и извлекать выгоду из данной ситуации", – добавил руководитель департамента логистики и перевозок "Атамекена".


Читайте также:


Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров