Прямой эфир Новости спорта

Какие фильмы показывают на Almaty Film Festival: День первый

Диас Мураталиев рассказывает о картинах, показанных в основной конкурсной программе Almaty Film Festival.

15 сентября прошло торжественное открытие нового международного кинофестиваля Almaty Film Festival, организованного администрацией города Алматы. На следующий день началась основная конкурсная программа, в рамках которой были показаны три киноленты, из которых одна хорошая, одна плохая, а одна интересная.

Дышите нормально

Сюжет. Лара – мать-одиночка, живущая на грани бедности в небольшом исландском городке. Ей становится всё сложнее уберегать своего любимого сына Эльдара от тягостей их финансового положения. Вдруг судьба случайно сводит их с нелегальной иммигранткой из Африки Аджей, которая сама оказалась в крайне сложной ситуации. Между двумя женщинами рождается понимание и взаимопомощь.

В руках иного автора данная история могла бы легко стать схематичной, прямолинейной и мелодраматичной. Фильм затрагивает несколько животрепещущих социальных проблем, и тема иммигрантов – лишь одна из них. Тем не менее режиссёр-сценарист Исольд Уггадоттир (окончившая Колумбийский университет и прославившаяся благодаря нескольким успешным короткометражкам) умело избегает потенциальных проблем благодаря решительному отказу от всякой искусственной сентиментальности. Скупая, но ёмкая натуралистичность игры актёров, а в особенности главной героини, позволяет зрителям относится к происходящему не как к политическому памфлету, а как к личной истории живых людей.



Основное достоинство картины – сценарий, который не спешит раскрывать все карты, а постепенно добавляет этой простой истории дополнительных граней и глубин. С помощью небольших, органично вписанных в повествование деталей зритель всё больше узнаёт о персонажах и всё больше вовлекается в их судьбы. Сценарий фильма напоминает скандинавский интерьер, в котором нет места ярким краскам, но всё неслучайно и имеет свою важную функцию. Тема матери и ребёнка, а также умилительная игра мальчика Эльдара позволяет вдохнуть в историю теплоту.

Визуальный ряд, чередующий статичные общие планы с "ручной" камерой, помогает сохранить общий отрешённый тон, при этом в нужные моменты добиваясь интимности в кадре. Промозглая исландская осень успешно подчёркивает драматический конфликт. Для некоторых фильм может показаться излишне холодным, но многие с лёгкостью начнут сопереживать героям с самого начала, из-за чего будут внимательно следить за их историей до конца.

Рисуя жизнь

Сюжет. Знаменитый болливудский режиссёр вместе с небольшой творческой командой прибывает в гималайскую глушь, где собирается снять сцену для своего нового фильма. Вскоре оказывается, что после их приезда случились оползни, и герои на несколько дней застряли в захолустной горной гостинице, где помимо них живёт только один богатый бизнесмен с супругой.

У этого фильма практически нет сюжета. Главный герой сидит в гостинице, гуляет по горам со своей новой знакомой – женой бизнесмена, посещает монастырь и близлежащую деревню, идёт на охоту с местными. Картина состоит из плохо написанных и плохо сыгранных бесед: то совершенно пустых (о том, что в гостинице плохая еда и нет горячей воды), то "умных и важных". Во время вторых главному герою либо рассказывают об ужасах местной жизни, либо говорят поверхностные псевдофилософские фразы вроде "тело и душа должны быть здоровы". После всего этого богатый столичный режиссёр наконец находит просветление и меняет свою жизнь. При этом в каждом кадре очевидна скудность не только бюджета, но и режиссёрского таланта.



Конечно, фильм стремится рассказать зрителю о важных современных проблемах гималайского региона, о которых индийское мейнстримное кино молчит. Только лучше было бы это сделать через документальный фильм, а не пытаться уместить эту тему в притянутый за уши сюжет.

Хрусталь

Сюжет. Минск, 1996 год. В стране после развала СССР бедность и безработица. Главная героиня Веля отучилась на юриста, но работает диджеем, дружит с наркоманом, ворует деньги у матери, и рассуждает о личностной свободе. Как и многие представители молодёжи, она мечтает уехать в Америку. Для получения визы она подделывает справку о трудоустройстве, и наобум вписывает в бланк телефон её вымышленного места работы. Однако подав заявку на визу, Веля узнаёт, что консульство будет звонить по этому номеру, чтобы подтвердить информацию. Теперь главной героине нужно поехать в небольшой заводской городок и найти вписанного ею абонента, чтобы обман не раскрылся.

Для 38-летнего режиссёра из Минска Дарьи Жук, получившей кинематографическое образование на Западе, "Хрусталь" – полнометражный дебют. Но фильм снят взрослой и уверенной рукой, в нём нет излишеств или желания охватить всё, свойственного дебютантам. О том, что это фильм начинающего режиссёра, говорит лишь молодецкая кинематографическая энергия повествования. Текстура фильма аккуратно и вдумчиво выстроена из множества деталей, которые не только достоверно воссоздают антураж эпохи, но и передают важные для автора мысли. Главное достоинство фильма – режиссура, проявляющаяся в остроумных визуальных решениях и нескольких ярких и подчёркивающих авторскую задумку образах.



Отдельно стоит отметить диалоги: одновременно живые и реалистичные, но динамичные и колкие. При общем серьёзном тоне в сценарии есть место и юмору, органично вписывающемуся в повествование и дополняющему общую сюрреалистичность ситуации. Безусловная удача картины – исполнительница главной роли – выпускница МХАТа и супруга рэпера Хаски Алина Насибуллина, для которой это вторая роль после фильма "Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов". Актриса Насибуллина успешно сочетает в себе внешнюю дерзость и внутреннюю хрупкость своей героини.

Первая половина фильма практически безупречна: она успевает создать яркий, неоднозначный персонаж и отлично выстраивает общий исторический и смысловой контекст. Однако затем сценарий не находит, чем этот контекст заполнить, и прибегает к банальному и прямолинейному развитию событий. Хуже всего то, что фильм вдруг смещает акценты и начинает фокусировать не на героине, а на обществе. И в итоге проговаривает тривиальные, давно раскрытые в других фильмах о 90-х смыслы. В любом случае картина смотрится живо и интересно, а режиссёр Дарья Жук проявляет яркий талант кинематографического красноречия. Просто на эту тему ей оказалось совершенно нечего сказать.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров