Долгое время пространство казахстанских городов было разделено между пешеходами и, так сказать, тяжёлой моторной техникой (автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи). Первые передвигались по тротуарам, а вторые властвовали на дорогах.
Но несколько лет назад ситуация начала стремительно меняться: на улицах мегаполисов стало намного больше велосипедистов, а также людей на электросамокатах, мопедах и скутерах.
В борьбе за жизненное пространство
Ни основная часть горожан, ни отечественное законодательство не были готовы к такому повороту событий. И пользователи двухколёсного, или по-другому, микромобильного, транспорта оказались вынуждены в буквальном смысле пробивать себе дорогу – лавируя между автомобилями и распугивая пешеходов.
ДТП с участием нового микромобильного транспорта моментально оказывались в центре общественного внимания, провоцируя раскалённые дискуссии, в которых настойчиво звучали требования запретить распространение новых средств передвижения.
Читайте также:
- Министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев заявил, что электросамокатам нельзя ездить по дорогам
- В Алматы только в одну больницу в мае обратились почти 50 человек с травмами, связанными с электросамокатами
- В центре Москвы ограничили скорость передвижения на арендованных электросамокатах до 15 км/ч
Автомобилисты считали, что велосипедистам и самокатчикам не место на шоссе, пешеходы – что на тротуарах. Но строительство отдельных велодорожек и велополос тоже не всем пришлось по вкусу. Особенно жаловались владельцы коммерческих заведений, расположенных на улицах Кунаева и Байтурсынова в Алматы. Они утверждали, что создание велоинфраструктуры на этих улицах сократило количество парковочных мест для машин вместе с прежними клиентами и тем самым нанесло удар по бизнесу и в целом по экономике города.
С этим утверждением могли бы поспорить представители иных сфер бизнеса, которые как раз очень сильно выиграли от развития велоинфраструктуры. Это в первую очередь поставщики и розничные реализаторы двухколесных средств перемещения, шеринговые сервисы и курьерские службы.
По информации специалиста по городскому транспорту Романа Барабанова, летом 2020 года наблюдался небывалый ажиотаж на рынке двухколёсных средств передвижения, и казахстанцы смели всю имеющуюся в стране продукцию.
Правила необходимы
Перед дальнейшим развитием микромобильности в Казахстане стоят серьёзные препятствия. В их числе отсутствие в казахстанском законодательстве самого понятия микромобильного транспорта, пока ещё невысокая культура вождения и использования этого транспорта, недостаточно развитая инфраструктура, а также высокие пошлины на эти транспортные средства.
Разработка правил сейчас стоит на первом месте по важности: где, когда, как, с кем, на какой скорости можно передвигаться на новом транспорте и как его называть.
Для урегулирования всех этих моментов летом этого года была основана Ассоциация экологичного транспорта, куда вошли основные игроки рынка – компании, предоставляющие сервис по аренде самокатов и велосипедов.
Накануне, 25 ноября, ассоциация организовала встречу, в ходе которой представители общественности, бизнеса, госорганов и экспертного сообщества могли обменяться мнениями.
В ходе мероприятия прозвучали следующие инициативы: ввести в законодательство новый термин – средство индивидуальной мобильности (СИМ), к которым будут отнесены ролики, самокаты, сигвеи, моноколёса, но не будут относиться мопеды и скутеры. Второй момент – необходимость законодательно добиться ограничения скорости для самокатов до 25 км/ч, чтобы снизить вероятность ДТП с участием микромобильного транспорта. Также предложено внести норму, по которой вес СИМ не должен превышать 40 кг.
Президент Ассоциации и сооснователь Jet Серик Успанов привёл статистику по компании Jet: за весну-осень 2021 года на 1 200 000 поездок зарегистрировано всего 18 происшествий. И все они произошли, когда на самокатах передвигались сразу по два человека, что запрещено правилами.
Ещё один важный момент, на который обратили внимание участники встречи, – это возможность для пользователей микромобильного транспорта использовать прицепы, коляски, тележки для перевозки детей, животных, вещей, продуктов. В ряде зарубежных стран это повсеместное явление, как и так называемые "каргобайки" – специальные грузовые велосипеды с электромотором или без.
"Сейчас это в Казахстане запрещено. Но если запрет снимут, это может кардинально изменить расстановку сил и придать новый мощный импульс развитию микромобильности", – отметила специалист в области транспортной политики Елена Ерзакович.
Транспорт будущего
По мнению архитектора и урбаниста Жанны Спунер, сейчас у Алматы есть шанс стать самым передовым городом в сфере развития микромобильности – в Казахстане, в Центральной Азии, даже в мире.
"Меня радует, что общество, бизнес, акимат, банки развития готовы к новым решениям. Время изменений пришло, и все готовы объединиться, чтобы сделать этот город лучше. Мы начинали с жалкой велодорожки по улице Абая, начинающейся из ниоткуда и уходящей в никуда, и посмотрите, что уже есть сейчас. Мы привыкли критиковать акимат, но похоже, там взялись за это серьёзно. У нас есть возможность не просто изменить к лучшему инфраструктуру города, но улучшить ситуацию с атмосферным воздухом", – подчеркнула эксперт.
А замдиректора представительства ЕБРР в Казахстане Бахтиёр Файзиев сообщил, что отныне эта международная организация прекращает поддержку любых проектов, связанных с использованием дизельного топлива или природного газа, и уделяет внимание развитию электротранспорта.
По итогам встречи под эгидой Ассоциации экологичного транспорта создана рабочая группа, в которую могут войти все желающие.
Читайте также:
- Электросамокаты – удобное средство передвижения или опасность для жизни?
- АКАБ: Неопределённость в отношении электросамокатов в законодательстве сдерживает рост их продаж
- Сагинтаев поддерживает ужесточение правил дорожного движения для самокатов и мопедов
-
1🤩 Новую программу льготного финансирования для фермеров запустят в Казахстане
- 5721
- 0
- 5
-
2❌ Ликвидация ИП в 2024 году: зачем это надо и как пройти процедуру без ошибок
- 5228
- 0
- 4
-
3⚠️ Главное за день 25 апреля
- 3513
- 0
- 5
-
4🤩 В каких регионах Казахстана снизили ставки СНР розничного налога?
- 3185
- 0
- 5
-
5🏠 Сколько заявок приняли в первый день старта программы "Наурыз"?
- 3132
- 0
- 2
-
6👨⚖️ Офицера, по вине которого погиб военный при взрыве боеприпаса, судили в Актюбинской области
- 2948
- 10
- 6
-
7🤩 Учёные раскрыли причину рекордных осадков в ОАЭ
- 3073
- 4
- 20
-
8🦭 79 мёртвых тюленей нашли в Мангистауской области за три дня
- 2882
- 2
- 35
-
9🔔 Отмена последнего звонка и выпускных из-за паводка: правильное решение или потеря важной традиции?
- 3062
- 10
- 26
-
10‼️ В Астану прибыли министры обороны государств – членов ШОС
- 2801
- 4
- 20