Долгое время пространство казахстанских городов было разделено между пешеходами и, так сказать, тяжёлой моторной техникой (автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи). Первые передвигались по тротуарам, а вторые властвовали на дорогах.
Но несколько лет назад ситуация начала стремительно меняться: на улицах мегаполисов стало намного больше велосипедистов, а также людей на электросамокатах, мопедах и скутерах.
В борьбе за жизненное пространство
Ни основная часть горожан, ни отечественное законодательство не были готовы к такому повороту событий. И пользователи двухколёсного, или по-другому, микромобильного, транспорта оказались вынуждены в буквальном смысле пробивать себе дорогу – лавируя между автомобилями и распугивая пешеходов.
ДТП с участием нового микромобильного транспорта моментально оказывались в центре общественного внимания, провоцируя раскалённые дискуссии, в которых настойчиво звучали требования запретить распространение новых средств передвижения.
Читайте также:
- Министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев заявил, что электросамокатам нельзя ездить по дорогам
- В Алматы только в одну больницу в мае обратились почти 50 человек с травмами, связанными с электросамокатами
- В центре Москвы ограничили скорость передвижения на арендованных электросамокатах до 15 км/ч
Автомобилисты считали, что велосипедистам и самокатчикам не место на шоссе, пешеходы – что на тротуарах. Но строительство отдельных велодорожек и велополос тоже не всем пришлось по вкусу. Особенно жаловались владельцы коммерческих заведений, расположенных на улицах Кунаева и Байтурсынова в Алматы. Они утверждали, что создание велоинфраструктуры на этих улицах сократило количество парковочных мест для машин вместе с прежними клиентами и тем самым нанесло удар по бизнесу и в целом по экономике города.
С этим утверждением могли бы поспорить представители иных сфер бизнеса, которые как раз очень сильно выиграли от развития велоинфраструктуры. Это в первую очередь поставщики и розничные реализаторы двухколесных средств перемещения, шеринговые сервисы и курьерские службы.
По информации специалиста по городскому транспорту Романа Барабанова, летом 2020 года наблюдался небывалый ажиотаж на рынке двухколёсных средств передвижения, и казахстанцы смели всю имеющуюся в стране продукцию.
Правила необходимы
Перед дальнейшим развитием микромобильности в Казахстане стоят серьёзные препятствия. В их числе отсутствие в казахстанском законодательстве самого понятия микромобильного транспорта, пока ещё невысокая культура вождения и использования этого транспорта, недостаточно развитая инфраструктура, а также высокие пошлины на эти транспортные средства.
Разработка правил сейчас стоит на первом месте по важности: где, когда, как, с кем, на какой скорости можно передвигаться на новом транспорте и как его называть.
Для урегулирования всех этих моментов летом этого года была основана Ассоциация экологичного транспорта, куда вошли основные игроки рынка – компании, предоставляющие сервис по аренде самокатов и велосипедов.
Накануне, 25 ноября, ассоциация организовала встречу, в ходе которой представители общественности, бизнеса, госорганов и экспертного сообщества могли обменяться мнениями.
В ходе мероприятия прозвучали следующие инициативы: ввести в законодательство новый термин – средство индивидуальной мобильности (СИМ), к которым будут отнесены ролики, самокаты, сигвеи, моноколёса, но не будут относиться мопеды и скутеры. Второй момент – необходимость законодательно добиться ограничения скорости для самокатов до 25 км/ч, чтобы снизить вероятность ДТП с участием микромобильного транспорта. Также предложено внести норму, по которой вес СИМ не должен превышать 40 кг.
Президент Ассоциации и сооснователь Jet Серик Успанов привёл статистику по компании Jet: за весну-осень 2021 года на 1 200 000 поездок зарегистрировано всего 18 происшествий. И все они произошли, когда на самокатах передвигались сразу по два человека, что запрещено правилами.
Ещё один важный момент, на который обратили внимание участники встречи, – это возможность для пользователей микромобильного транспорта использовать прицепы, коляски, тележки для перевозки детей, животных, вещей, продуктов. В ряде зарубежных стран это повсеместное явление, как и так называемые "каргобайки" – специальные грузовые велосипеды с электромотором или без.
"Сейчас это в Казахстане запрещено. Но если запрет снимут, это может кардинально изменить расстановку сил и придать новый мощный импульс развитию микромобильности", – отметила специалист в области транспортной политики Елена Ерзакович.
Транспорт будущего
По мнению архитектора и урбаниста Жанны Спунер, сейчас у Алматы есть шанс стать самым передовым городом в сфере развития микромобильности – в Казахстане, в Центральной Азии, даже в мире.
"Меня радует, что общество, бизнес, акимат, банки развития готовы к новым решениям. Время изменений пришло, и все готовы объединиться, чтобы сделать этот город лучше. Мы начинали с жалкой велодорожки по улице Абая, начинающейся из ниоткуда и уходящей в никуда, и посмотрите, что уже есть сейчас. Мы привыкли критиковать акимат, но похоже, там взялись за это серьёзно. У нас есть возможность не просто изменить к лучшему инфраструктуру города, но улучшить ситуацию с атмосферным воздухом", – подчеркнула эксперт.
А замдиректора представительства ЕБРР в Казахстане Бахтиёр Файзиев сообщил, что отныне эта международная организация прекращает поддержку любых проектов, связанных с использованием дизельного топлива или природного газа, и уделяет внимание развитию электротранспорта.
По итогам встречи под эгидой Ассоциации экологичного транспорта создана рабочая группа, в которую могут войти все желающие.
Читайте также:
- Электросамокаты – удобное средство передвижения или опасность для жизни?
- АКАБ: Неопределённость в отношении электросамокатов в законодательстве сдерживает рост их продаж
- Сагинтаев поддерживает ужесточение правил дорожного движения для самокатов и мопедов
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5641
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2521
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2593
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2332
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2215
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2202
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2269
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2320
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2249
- 2
- 47
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2236
- 0
- 6