Прямой эфир Новости спорта

Как изнутри выглядит колония, где сидят Серик Кудебаев и Кайрат Сатыбалдыулы

Фото пресс-службы ДУИС ВКО
Фото пресс-службы ДУИС ВКО
На чем спят и чем питаются заключённые.

В пригороде Усть-Каменогорска находится учреждение №22 Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК, где наказание отбывают 270 заключённых. Чаще всего попадают сюда люди, признанные виновными в мошенничестве.

Территория КУИС / Фото пресс-службы ДУИС ВКО

Содержатся в колонии и известные личности – бизнесмен Кайрат Сатыбалды (приговорённый к шести годам за растрату чужого имущества и создание ОПГ) и бывший глава департамента полиции Алматинской области Серик Кудебаев (получил 10 лет за то, что распустил сотрудников по домам во время январских событий, не оборонял здание полиции, в результате террористы смогли украсть оттуда оружие).

В ходе организованной для журналистов экскурсии по колонии сотрудники учреждения показали СМИ, в каких условиях осуждённые отбывают наказание.

В комнатах для длительных свиданий заключённые могут жить до двух суток, там есть большая кровать и телевизор. Правда, за такое свидание придётся заплатить два МРП (в 2023 году это 6900 тенге). Краткие же свидания длятся всего два часа.

Комната для свиданий / Фото пресс-службы ДУИС ВКО

Также заключённым предоставляют доступ к компьютерам с видеосвязью, чтобы они могли общаться с родственниками. 

Комната для связи / Фото пресс-службы ДУИС ВКО

В учреждении есть комната для детей, гостиная с телевизором и кухня.

Комната для детей / Фото пресс-службы ДУИС ВКО
Гостиная с телевизором / Фото пресс-службы ДУИС ВКО
Кухня / Фото пресс-службы ДУИС ВКО

В каждом помещении находятся камеры, которые фиксируют и передают изображение в Генеральную и областную прокуратуры, КУИС и ситуационный центр. По словам начальника учреждения Руслана Токтыбаева, в учреждении функционируют терминалы для жалоб и претензий заключённых, их обращения получает администрация.

Терминалы для жалоб / Фото пресс-службы ДУИС ВКО
Фото пресс-службы ДУИС ВКО

Из-за нехватки рабочих мест сейчас трудоустроено только 53 заключённых. По словам начальника учреждения, они строят теплицы, обрабатывают дерево. В ближайшее время планируется создать ещё 83 рабочих места.

В колледже при учреждении на поваров и сварщиков учатся 60 заключённых.

Серик Кудебаев и Кайрат Сатыбалдыулы в настоящий момент не трудоустроены, сообщили сотрудники колонии. Общаться с журналистами оба звёздных заключённых отказались.


Читайте также: "Для Кудебаева особых условий нет". Председатель КУИС о скандальном фото с генералом


Горячая еда подаётся в столовой три раза в день. Заместитель начальника по общим вопросам и организации труда осуждённых Ренат Байдельдинов рассказал, что в день затраты на продукты питания для одного заключённого составляют 1200 тенге. В месяц на всех осуждённых уходит порядка 10 млн тенге.

Разработкой меню занимается само учреждение. Калорийность блюд проверяют ежеквартально. Также еду витаминизируют. Есть и диетическое питание для тех, у кого есть к тому медицинские показания.

Обед в столовой / Фото пресс-службы ДУИС ВКО
Столовая / Фото пресс-службы ДУИС ВКО

Журналистам также показали медицинский блок. В основном сюда приходят заключённые, страдающие артериальной гипертензией, вегето-сосудистой дистонией и диабетом. Для полного контроля таких болезней колония взаимодействует с территориальными поликлиниками и узкими специалистами.

Фото пресс-службы ДУИС ВКО
Коридор медицинского блока / Фото пресс-службы ДУИС ВКО

Помимо журналистов колонию посетили члены Общественного объединения "Мы против пыток". Объединение занимается защитой осуждённых от пыток и жестокого обращения. Их главная задача – удостовериться в том, что в отношении заключённых не применяются неправомерные методы наказания, а также оценить текущую ситуацию и условия содержания осуждённых.

Руслан Токтыбаев и Елена Семёнова / Фото пресс-службы ДУИС ВКО

"Нельзя сказать, что нет жестокого обращения в колониях – есть применение незаконных методов наказания по отношению к осуждённым. Осуждённые продолжают заниматься пытками, сотрудники применяют незаконные спецсредства. Пытаемся добиваться наказания за такое беззаконие как сотрудников, так и заключённых", – рассказала руководитель организации "Мы против пыток" Елена Семёнова.  

Когда правозащитникам становится известно о пытках, по словам Елены Семёновой, они пытаются донести эту информацию до всех причастных ведомств. К примеру, недавно стало известно о случае в колонии Атбасара.


Читайте также: Избиение заключённого в колонии Атбасара: глава КУИС рассказал, что должны были сделать надзиратели


"У нас возник ряд вопросов. Мы обратились в КУИС и Генеральную прокуратуру, чтобы это дело возобновили, так как есть доказательства и привлечь к ответственности как сотрудников, которые применяли незаконные спецсредства, так и прокурора, который одобрил это. Они увидели и сказали, что действительно есть основания. Сейчас мы с этим будем разбираться. Так не должно быть, потому что это позволяет сотрудникам чувствовать вседозволенность", – отметила правозащитница.

Елена Семёнова добавила, что если осуждённый не оказывает никакого сопротивления, то никоим образом не должны применяться спецсредства по отношению к нему. Если он отказывается от каких-то законных требований администрации – побриться либо что-то сделать, есть законные способы наказания: составление рапорта, выдворение в дисциплинарный изолятор (ДИЗО). Этот механизм, по её словам, практически не используется.

Утеген Нурмагамбетов, отбывающий наказание по статье 293 УК РК ("Хулиганство") со сроком в четыре с половиной года лишения свободы, согласился дать комментарий журналистам. Он находится в учреждении уже полгода. В колонии осуждённый пишет стихи и занимается переводами русских произведений на казахский язык. Он пишет стихотворения с 20 лет и успел издать четыре книги.

Утеген Нурмагамбетов читает своё стихотворение / Фото пресс-службы ДУИС ВКО

"Время провожу не зря, часто в библиотеке бываю, интересуюсь, пишу. Здесь у нас очень хорошая библиотека. Начальник отряда, отдел воспитательной работы способствуют тому, чтобы у нас была возможность находиться в библиотеке и заниматься собой. Отрезок времени, в котором мы здесь находимся, не говорит о том, что жизнь закончилась. Жизнь продолжается", – уверен он.

Утеген Нурмагамбетов также рассказал, с какой проблемой он столкнулся за время отбывания срока. 

"Надо способствовать тому, чтобы осуждённые связь с родственниками и близкими не потеряли. Я получаю 2-3 раза в месяц посылки. Бывший мой водитель услышал, что я нахожусь здесь. Он отправил посылку, но её вернули обратно, потому что не положено. Из Кызылорды член Союза писателей отправил интересные мне книги, ему их также вернули", – поделился своей проблемой он.

В свою очередь журналисты и правозащитники высказали мнение, что плохая дорога, ведущая из города в колонию, затрудняет поездки туда родственников, которые, возможно, хотели бы чаще навещать заключённых. Да и сотрудникам колонии добираться на работу непросто. 

Правозащитница Елена Семёнова подчеркнула, что в КУИС трудоустроено очень малое количество осуждённых, хотя у них есть возможность открыть ИП и наладить какое-нибудь простое производство. Но мало кто хочет.

Новости партнеров