Прямой эфир Новости спорта

Жители живописного микрорайона Жайлы в Алматы просят перенести линию метро

По мнению жителей, существующий проект строительства метро нецелесообразный.

Жители элитного микрорайона Жайлы в Алматы выступают против строительства линии метрополитена. Они просят перенести транспортный объект на соседнюю улицу.

Городские власти планируют построить новую линию метро от проспекта Абая до проспекта Райымбек. Новая станция будет объединена с автовокзалом и появится в районе городской больницы №7. По проекту будет единая остановка для автобусов и LRT. Площадь застройки территории автовокзала 14,7 гектаров. Начать строительство планируют в третьем квартале 2021 года, а завершить – в 2025 году.

"Существующий проект не учитывает пустующие территории, находящиеся в непосредственной близости к администрации Наурызбайского района. Эти пустующие территории позволяют провести трассу метрополитена в направлении, например, улицы Таргап без сноса жилого массива и сэкономить значительные государственные средства по сравнению с сегодняшним проектом", – говорят жители.

По мнению собственников домов коттеджного городка в микрорайоне Жайлы, заселённость узкой улицы Ашимова малозначительна. Там, по их словам, проживает меньше людей, чем, например, в микрорайоне Шугыла.

"Плотная застройка улицы Ашимова не даёт возможности для строительства полноценной станции метрополитена с большими парковками для частных автомобилей, остановок общественного транспорта и парковых зон, то есть всей той инфраструктуры, необходимой для удобства использования метро", – отметили жильцы.

Читайте также: 20 особняков решено снести в живописном микрорайоне Алматы для строительства метро

Они считают, что критерии выбора места расположения станции метро "Калкаман" устарели.

"Место станции выбиралось, когда Наурызбайского района не существовало, а улица Ашимова была границей Алматы. Сегодня центр Наурызбайского района сформирован и там располагаются административные здания, такие как ЦОН, прокуратура, спецЦОН, банк, суд, школа. В центре района построены четыре жилых комплекса: "Премьера" (с населением 8 000 человек), "Шугыла" (26 многоэтажных домов), коттеджные посёлки Достык, Арман и "Елисейские поля". Метро должно проходить в районах с высокой плотностью населения. Проект не учитывал появление новых рынков и ТРЦ "Апорт", "Леруа Мерлен", "Алтын Орда", требующих доступной транспортной логистики", – поясняют жильцы.


ппп

Предлагаемый вариант от жителей Жайлы


По мнению собственников отчуждённых домов, государство выплачивает компенсацию не по рыночной стоимости. Недвижимость в Жайлы – самая дорогая в Наурызбайском районе. Жители недоумевают, почему 3-4 года назад акимат давал разрешение на строительство домов в этом микрорайоне, если по плану там проходила линия метро.

"По семейным обстоятельствам мне необходимо было продать этот дом в 2018 году, но я не смог. Выяснилось, что будет строиться ветка метро. Мы готовы были продать государству. Они посчитали не по рыночной стоимости, а на 30-40% меньше. Мы согласились на эту сумму, нам нужны были деньги. Теперь мы в заложниках: не можем ни продать дом, ни получить от государства деньги. Если посчитать, мы не дополучим почти 20 млн тенге", – рассказал житель микрорайона Дмитрий.

По его словам, до сих пор государство не выплатило компенсацию.

"Мы понимаем, что больше денег не получим. Мы попали в ситуацию, когда государству всё равно на судьбы людей. Мы с 2018 года ждём, никто не получил внятного ответа. Продать не можем и выплатить компенсацию государство нам не может. Мне было проще продать недвижимость, чем ждать денег от государства. Я за перенос", – отметил он.


Один из домов, который попал под снос

Один из домов, который попал под снос / Фото жителей микрорайона Жайлы


В суд подавать Дмитрий не собирается, говорит, что это бесполезно.

"Они считают, что это рыночная стоимость. Они берут в учёт соседние дома, которые находятся за пределами городка и оценивают отдельно стоящий дом, который не находится в инфраструктуре городка. Они не учитывают ремонт в доме. Представляете, у меня 140 м2, сделан дорогой ремонт, есть пристройки, навес для гаражей, озеленение. Это всё не учитывают", – заключил он.

Другая жительница микрорайона Ольга купила дом в 2016 году в рассрочку. Перед тем как заключить сделку, она обратилась в акимат Алматы, чтобы узнать, снесут ли её коттедж из-за строительства линии метро.

"Когда я дом покупала, у меня был официальный ответ от акимата, что участок попадает под техническую зону метро, но сносу не подлежит. Также у меня есть ответ по пробивке Абая, тоже был дан отрицательный ответ. Это было написано в 2016 году. Я купила дом в рассрочку на несколько лет. В прошлом году начались разговоры о том, что будет проходить метро, что именно наши дома попадают под снос. Я бы хотела, чтобы наши интересы учли и те ответы, которые я получила, были правдивые", – сказала Ольга.

Она отметила, что компенсация от государства не покрывает даже треть суммы, за которую она приобрела недвижимость.

"Раньше в этом районе не было газа. Сами жители вкладывали средства, чтобы провести газ. Когда я покупала дом, я заплатила за него с учётом того, что предыдущие собственники построили котельную. Раньше район был Алатауским. Было много сделано по переходу в Наурызбайский район, бегали по ЦОНам, переоформляли документы. Это тоже повлияло на стоимость. У нас зелёная территория, есть лужайки, детские площадки. Инфраструктуру поддерживают сами жильцы", – сказала она.


Объединённая станция метро и автовокзал

Объединённая станция метро и автовокзал / Эскиз предоставлен ТОО "Метропроект"


На Ольгу акимат Алматы подал в суд. Городские власти требуют разрешения принудительно выкупить её земельный участок для нужд государства.

Аким Алматы постановил разработать технико-экономическое обоснование "Продление второй очереди первой линии метрополитена в Алматы от станции "Калкаман" до станции "Автовокзал "Западный" (третья очередь), объединённой с автовокзалом", в 2018 году.

14 июня проектировщики провели общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду при строительстве станции метро и автовокзала. На них главный инженер проекта отказался разговаривать с жильцами микрорайона Жайлы.

Позже общественные слушания признали несостоявшимися. Новые слушания пройдут 30 июля.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров