Прямой эфир Новости спорта

Цифровизация образования: готовы ли школы и дети к обучению по электронным учебникам?

Фото с сайта shutterstock.com
Фото с сайта shutterstock.com
Разбираемся, что даст школьникам система образования по принципу paper-free.

Informburo.kz выяснил, сколько минут надо заниматься по электронным учебникам, за что их ценят учителя и школьники, чего боятся родители и какие вопросы необходимо решить, чтобы все школы перешли на интерактивное обучение.

Как цифровизация изменит образование в Казахстане?

Госпрограмма "Цифровой Казахстан", которая расписана на пять лет – с 2018 по 2022 год – нужна, чтобы поднять уровень цифровой грамотности населения и оснастить все школы компьютерами, мультимедийным оборудованием и широкополосным доступом к Сети. В 2018 году уровень базовой цифровой грамотности в Казахстане равнялся 77%. План такой:

  • 2019 год – 78,5%;
  • 2020 год – 80%;
  • 2021 год – 81,5%;
  • 2022 год – 83%.

Если программу реализуют полностью, она всем даст равный доступ к образовательным ресурсам. А создание электронных учебников и образовательных сайтов, в частности, позволит получать качественное образование детям, которые по тем или иным причинам не могут посещать школы.

Принципу paper-free (дословно "безбумажный". – англ.) выделили особое место в цифровизации образования. К нему относятся журналы и дневники из системы "Күнделік", по которой учителя, родители и школьники смотрят расписание уроков, домашние задания и следят за успеваемостью.

Все материалы Informburo.kz об этой платформе можно прочитать здесь.

В высшем образовании тоже внедряется paper-free: планируется интегрировать системы вузов в общую "Национальную образовательную базу данных" (НОБД), что позволит отслеживать прогресс учащихся и получать всю информацию об учебном процессе.

Цифровизация казахстанского образования включает онлайн-очередь в детсад, в школу, колледжи и высшие учебные заведения. Например, в Алматы электронная очередь в детские сады работает с 2018 года, но комплектование групп идёт с на сайте balabaqsha.open-almaty.kz. Аналогичные ресурсы появятся и в других городах и регионах страны.

Читайте также: Частный или государственный? Как казахстанцы выбирают детсады

Образовательная часть программы "Цифровой Казахстан" – это полное обновление школьной и вузовской программ. Акцент делают на анализе информации и креативности мышления, а не на заучивании фактов и формул. Плюс детей из начальных классов стали учить основам программирования. К 2022 году это будут делать в 40% школ Казахстана.

Ещё одним ноу-хау станут электронные паспорта в образовании. В них будут записи обо всех этапах обучения человека – от детского сада до докторантуры и так далее. Чтобы лучше понять, можно сравнить это с медкартами, в которых раньше отражалась вся история здоровья.

Кто выпускает электронные учебники, и можно ли по ним учиться без преподавателя?

Семь издательств выпускают учебники и другую образовательную продукцию на цифровых носителях. В их числе АО "Национальный центр информатизации" (НЦИ). Вице-президент компании Елена Артыкбаева отмечает, что её специалисты первыми в Казахстане стали разрабатывать электронные учебники – более 20 лет назад. Сейчас центр предоставляет их по всем школьным предметам. В первую очередь, подчёркивает Артыкбаева, такие учебники экономят учителям массу времени при подготовке уроков.

"Не секрет, что сейчас учителю в поисках нужного материала приходится просматривать множество страниц в интернете и готовить презентации в силу собственных умений. При этом зачастую в интернете встречаются недостоверные данные, а электронный учебник предоставляет готовые мультимедийные объяснения, с выверенным, отточенным материалом, отобранным на научной основе, озвученные профессиональными дикторами", – пояснила вице-президент АО "НЦИ".

Электронные учебники – это не что-то зафиксированное, утверждённое на много лет вперёд. Они постоянно адаптируются к реальному процессу обучения. Возьмём раздел "Функциональная грамотность", в учебниках НЦИ она появилась в 2013 году. Но позднее в них добавили специальные интерактивные задания для суммативного оценивания за раздел (СОР) и за четверть (СОЧ).

Для детей с особыми образовательными потребностями или тех ребят, кто временно не посещал школу, электронный учебник − это возможность учиться одновременно с одноклассниками и не отставать от школьной программы. При этом, говорит Елена Артыкбаева, электронный учебник не должен быть заменой учителю. В этом с ней согласен Санжар Кенжеханулы, директор другого издательства – компании Bilim media group. Она в 2014 году запустила контент-ресурсы imektep.kz, twig-bilim.kz и bilimland.kz и сейчас ими пользуются более 7 тысяч школ и свыше 1 млн человек.

"Всё зависит от самого учителя. Мы предлагаем дополнительный цифровой инструмент для обучения и воспитания, поэтому учитель выстраивает стратегию обучения, включая туда и наши ресурсы. Мы тщательно следим за отзывами педагогов и учеников", – сказал Санжар Кенжеханулы.

Он добавил также, что разработчики принимают просьбы и пожелания пользователей, чтобы дать максимально полезный контент.

Что говорят об электронных учебниках педагоги?

Работа с электронными учебниками мотивирует учеников к творческой работе и побуждает генерировать новые идеи, говорят учителя. По их словам, успеваемость у детей растёт, потому что они учатся с увлечением.

Учитель начальных классов школы-лицея №79 из Нур-Султана Айман Рыспаева рассказала о своём опыте. На занятиях она использовала электронные учебники издательства "Алматыкiтап баспасы". Они находятся на сайте opiq.kz и интегрированы между собой. Это эстонская платформа, с которой сотрудничает казахстанское издательство, "опик" в переводе означает "учебник".

Дети и учителя пользуются учебниками бесплатно, сообщили в издательстве. Рыспаева объясняет, что, решая математические задачи, например, про длину рек, можно прочитать параграф по географии о реках Казахстана – в разделе "Ещё на эту тему". Помимо очевидного облегчения портфелей педагог приводит другие плюсы использования оцифрованной учебной литературы.

"Электронные учебники подходят для любого устройства: ноутбуков, планшетов, смартфонов. Здесь даны широкие возможности поиска: система позволяет найти как простой, так и сложный материал по теме. В электронных учебниках можно корректировать работу. То есть если ученик неправильно сделал домашнее задание, он может начать сначала", – сказала Айман Рыспаева.

Ей также понравилось, что такой подход удобен тем, кто по каким-то причинам пропустил занятия. Если говорить конкретно о платформе opiq.kz, тут есть возможность сопровождать уроки дополнительными материалами: учитель может вставлять ссылки, добавлять информацию, прикреплять файлы и другое.

Тазагуль Шамганова, которая преподаёт химию в специализированном лицее "Арыстан" (пос. Бескайнар в Алматинской области), уже 10 лет использует электронные учебники. Сначала это были российские учебники, а потом те, которые разработал казахстанский НЦИ.

"В электронном учебнике по химии для 9 класса с обновлённым содержанием есть несколько модулей. Каждый из них содержит текст, рисунки, анимации, тесты, задания, демонстрации, практические работы и так далее. Не факт, что я использую полностью и демонстрацию, и работу с текстом, однако их наличие позволяет мне выбирать, как преподнести материал", – рассказала Шамганова.

Она говорит, что знания по электронным учебникам усваиваются лучше благодаря тому, что информация поступает к детям по разным каналам: через текст, изображения, аудио и видео. В бумажном варианте это невозможно организовать.

"В конце урока есть тесты и задания. На их выполнение я даю определённое количество минут – спросить, списать времени нет. У нас в классе у каждого свой ноутбук и у каждого своя очерёдность вопросов. Например, у кого-то этот вопрос выйдет первым, у кого-то пятым или десятым. Я через специальную программу вижу, кто сколько сделал и сколько правильных ответов дал. Это экономит время. Представьте, если бы они это писали на бумаге", – сказала Тазагуль Шамганова.

Как электронные учебники воспринимают ученики?

Десятиклассник из лицея "Арыстан" Данил Гогуля доволен теми электронными учебниками, по которым учат его класс. Он рассказал, что, к примеру, по химии есть такой и для учёбы используется интерактивная доска.

"Она на приличном расстоянии от нас. Я не устаю от этого и на моё зрение это никак не влияет. В электронном учебнике много всего интересного, много фактов, можно проверить, как ты готов к уроку, есть подготовка к тесту, к заданиям. Если, к примеру, мы заболели, по электронному учебнику можем заниматься сами. У меня был такой случай: я не попал на сам урок, скачал у себя на компьютер учебник и занимался по нему, навёрстывал ту информацию, которую учитель давал на уроке", – сказал ученик.

Читайте также: Инклюзивное образование: как в Казахстане учат детей с особыми потребностями?

Никита Лукичев, ученик 9 класса школы-лицея №62 (Нур-Султан), на уроках географии и информатики со своими одноклассниками занимается по электронным учебникам с сайта opiq.kz. Это просто, легко и удобно, сказал Никита.

"Нам нужен любой электронный носитель, тот же телефон или планшет. Достаточно просто зайти на сайт. Это удобнее, нежели таскать учебники, открывать их, листать страницы, искать параграфы, записывать что-то, менять тетради. Здесь же просто печатаешь на клавиатуре, листаешь на телефоне параграф, тут же выполняешь задания, делаешь домашнюю работу", – пояснил подросток.

С другой стороны, по его словам, есть и некоторые неудобства.

"Из минусов – наша школа не использует какого-то определённого издателя учебников, мы занимаемся по книгам нескольких издательств. Зачастую нам приходится скачивать учебники в электронном варианте со сторонних ресурсов. Если таковые отсутствуют – носить с собой бумажные учебники. Я, например, испытываю проблемы с позвоночником и пытаюсь носить меньше бумажных учебников, больше заниматься по электронным – с планшета", – сказал Никита.

Он надеется, что в будущем электронные учебники появятся у всех казахстанских издательств – по всем школьным предметам.

Какие опасения электронные учебники вызывают у родителей?

Учителя с детьми говорят об удобстве и перспективности электронных учебников, а родители видят это несколько иначе. Мать троих детей Людмила Шендакова из Капшагая считает, что гаджеты отбивают у детей желание читать большие художественные тексты, портят зрение и отвлекают от учёбы.

"Вообще я против электронных учебников. Сейчас дети и так постоянно в телефонах, они не любят читать, добывать знания. Они задают вопрос в поисковике и сразу получают готовый ответ. Поэтому я за то, чтобы дети, как и мы в своё время, занимались по книгам. Когда мой сын взял учебник, я вижу, что он уроки делает, а если он сидит в планшете или за компьютером, я не знаю, чем он там занимается. Можно быстро переключить приложение или вкладку, когда мама подошла, и сделать вид, что учишься", – сказала она.

Людмила хочет, чтобы в электронных учебниках были опции родительского контроля, а также чёткие ограничения по времени занятий – как в школе, так и дома. Это, по её мнению, необходимо, чтобы не испортить зрение.

Жительница Алматы Евгения Разумных считает введение электронных учебников требованием времени. Её сын Назар учится в 4 классе школы-гимназии №110. Весь прошлый год он занимался по учебникам opiq.kz. Мальчик охотно выполнял задания, шёл на опережающее чтение и расширял свой кругозор за счёт дополнительных материалов, предложенных в учебниках.

"В электронных учебниках заданий больше, чем в бумажных, и они разнообразные. Это уже позволяет углубить знания, проработать тему лучше.

Кроме того, на мой взгляд, использование электронных учебников более экологично: зачастую бумажные книги после нескольких лет пользования приходят в негодность, становятся неопрятными, требуется замена. По электронным учебникам заниматься всегда приятно", – сказала Евгения.

Как электронные учебники влияют на зрение детей?

Проблемы с глазами могут возникнуть при чтении как электронных книг, так и бумажных. Об этом говорит доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой офтальмологии Национального медицинского университета имени Асфендиярова Марат Сулейменов. Разница заключается лишь в том, говорит он, что гаджеты дают мерцательный свет. Надо просто соблюдать правильную осанку и определённое расстояние между глазами и дисплеем – 33 сантиметра.

"Освещение должно быть достаточно яркое. Если естественного света не хватает, нужно включить электрический. Не забывайте, что когда мы смотрим в книгу, телефон или любой другой гаджет, мы реже моргаем. Соответственно, наша слёзная пленка, которая является у нас защитой от высыхания глаза, повреждается. Она пересыхает и защитной функции уже не оказывает", – объясняет Сулейменов.

Он рекомендует школьникам периодически делать гимнастику для глаз и давать им отдохнуть, устремив взор вдаль или поглядев по сторонам. А ещё доктор просит после занятий (все равно по каким книгам – электронным или бумажным) отвлечься, поиграть.

"Если мы будем запрещать электронные учебники, ничего хорошего не будет. Пользоваться ими надо, согласно правилам и рекомендациям, которые дают их производители. Не надо игнорировать предписания врачей. Ребёнок после того, как позанимается, должен полноценно проводить время на свежем воздухе, двигаться, зрительную гимнастику делать", – сказал Марат Сулейменов.

Читайте также: Электронный учебник: что это такое и как с ним работать?

Смотреть в электронный учебник в течение всего урока нет смысла, добавили педагоги. К тому же учебный процесс пока что не сконцентрирован стопроцентно только на электронике, часть заданий выполняется по бумажным учебникам.

"На уроке мы должны придерживаться санитарных норм, согласно которым 3-4 классы занимаются по электронным учебникам всего 15-20 минут. То есть введение электронных учебников не говорит о том, что от начала и до конца урока мы будем только по ним делать задания. Мы работаем и с бумажными, потом через некоторое время переключаемся", – сказала Айман Рыспаева.

Её коллега Тазагуль Шамганова говорит об аналогичном подходе на своих занятиях.

"Конечно, все 40 минут урока я не работаю только по электронным учебникам. Хотя пишут, что современные ноутбуки и компьютеры на здоровье не влияют, но все-таки мы строго по методике меняем виды деятельности: поработали по учебнику, поработали в группах, поработали индивидуально, что-то накидали на листе ватмана, составили конспект и защищают его", – пояснила Тазагуль Шамганова.

Что нужно сделать для массового перехода на электронные учебники?

Вице-президент "Национального центра информатизации" Елена Артыкбаева считает, что современные ученики к массовому использованию электронных учебников уже давно готовы, а их собственных требований к качеству электронных изданий становится больше с каждым годом.

"Игровая индустрия во многом опережает образовательную чисто технически, поэтому для дальнейшего развития и совершенствования электронных учебников нужна значительная финансовая поддержка со стороны государства”, – сказала Артыкбаева.

Финансирование направления, поясняет она, необходимо обеспечить по двум пунктам:

  • разработчикам − на разработку и модернизацию электронных учебников;
  • организациям образования − на покупку электронных учебников, компьютеров, ноутбуков или планшетов.

Елена Артыкбаева говорит, что эти вопросы необходимо урегулировать как можно скорее, так как электронные учебники всё равно будут неотъемлемой частью обучения.

Поделиться:

Новости партнеров