Informburo.kz выяснил, сколько минут надо заниматься по электронным учебникам, за что их ценят учителя и школьники, чего боятся родители и какие вопросы необходимо решить, чтобы все школы перешли на интерактивное обучение.

Как цифровизация изменит образование в Казахстане?

Госпрограмма "Цифровой Казахстан", которая расписана на пять лет – с 2018 по 2022 год – нужна, чтобы поднять уровень цифровой грамотности населения и оснастить все школы компьютерами, мультимедийным оборудованием и широкополосным доступом к Сети. В 2018 году уровень базовой цифровой грамотности в Казахстане равнялся 77%. План такой:

  • 2019 год – 78,5%;
  • 2020 год – 80%;
  • 2021 год – 81,5%;
  • 2022 год – 83%.

Если программу реализуют полностью, она всем даст равный доступ к образовательным ресурсам. А создание электронных учебников и образовательных сайтов, в частности, позволит получать качественное образование детям, которые по тем или иным причинам не могут посещать школы.

Принципу paper-free (дословно "безбумажный". – англ.) выделили особое место в цифровизации образования. К нему относятся журналы и дневники из системы "Күнделік", по которой учителя, родители и школьники смотрят расписание уроков, домашние задания и следят за успеваемостью.

Все материалы Informburo.kz об этой платформе можно прочитать здесь.

В высшем образовании тоже внедряется paper-free: планируется интегрировать системы вузов в общую "Национальную образовательную базу данных" (НОБД), что позволит отслеживать прогресс учащихся и получать всю информацию об учебном процессе.

Цифровизация казахстанского образования включает онлайн-очередь в детсад, в школу, колледжи и высшие учебные заведения. Например, в Алматы электронная очередь в детские сады работает с 2018 года, но комплектование групп идёт с на сайте balabaqsha.open-almaty.kz. Аналогичные ресурсы появятся и в других городах и регионах страны.


Читайте также: Частный или государственный? Как казахстанцы выбирают детсады


Образовательная часть программы "Цифровой Казахстан" – это полное обновление школьной и вузовской программ. Акцент делают на анализе информации и креативности мышления, а не на заучивании фактов и формул. Плюс детей из начальных классов стали учить основам программирования. К 2022 году это будут делать в 40% школ Казахстана.

Ещё одним ноу-хау станут электронные паспорта в образовании. В них будут записи обо всех этапах обучения человека – от детского сада до докторантуры и так далее. Чтобы лучше понять, можно сравнить это с медкартами, в которых раньше отражалась вся история здоровья.

Кто выпускает электронные учебники, и можно ли по ним учиться без преподавателя?

Семь издательств выпускают учебники и другую образовательную продукцию на цифровых носителях. В их числе АО "Национальный центр информатизации" (НЦИ). Вице-президент компании Елена Артыкбаева отмечает, что её специалисты первыми в Казахстане стали разрабатывать электронные учебники – более 20 лет назад. Сейчас центр предоставляет их по всем школьным предметам. В первую очередь, подчёркивает Артыкбаева, такие учебники экономят учителям массу времени при подготовке уроков.

"Не секрет, что сейчас учителю в поисках нужного материала приходится просматривать множество страниц в интернете и готовить презентации в силу собственных умений. При этом зачастую в интернете встречаются недостоверные данные, а электронный учебник предоставляет готовые мультимедийные объяснения, с выверенным, отточенным материалом, отобранным на научной основе, озвученные профессиональными дикторами", – пояснила вице-президент АО "НЦИ".

Электронные учебники – это не что-то зафиксированное, утверждённое на много лет вперёд. Они постоянно адаптируются к реальному процессу обучения. Возьмём раздел "Функциональная грамотность", в учебниках НЦИ она появилась в 2013 году. Но позднее в них добавили специальные интерактивные задания для суммативного оценивания за раздел (СОР) и за четверть (СОЧ).

Для детей с особыми образовательными потребностями или тех ребят, кто временно не посещал школу, электронный учебник − это возможность учиться одновременно с одноклассниками и не отставать от школьной программы. При этом, говорит Елена Артыкбаева, электронный учебник не должен быть заменой учителю. В этом с ней согласен Санжар Кенжеханулы, директор другого издательства – компании Bilim media group. Она в 2014 году запустила контент-ресурсы imektep.kz, twig-bilim.kz и bilimland.kz и сейчас ими пользуются более 7 тысяч школ и свыше 1 млн человек.

"Всё зависит от самого учителя. Мы предлагаем дополнительный цифровой инструмент для обучения и воспитания, поэтому учитель выстраивает стратегию обучения, включая туда и наши ресурсы. Мы тщательно следим за отзывами педагогов и учеников", – сказал Санжар Кенжеханулы.

Он добавил также, что разработчики принимают просьбы и пожелания пользователей, чтобы дать максимально полезный контент.

Что говорят об электронных учебниках педагоги?

Работа с электронными учебниками мотивирует учеников к творческой работе и побуждает генерировать новые идеи, говорят учителя. По их словам, успеваемость у детей растёт, потому что они учатся с увлечением.

Учитель начальных классов школы-лицея №79 из Нур-Султана Айман Рыспаева рассказала о своём опыте. На занятиях она использовала электронные учебники издательства "Алматыкiтап баспасы". Они находятся на сайте opiq.kz и интегрированы между собой. Это эстонская платформа, с которой сотрудничает казахстанское издательство, "опик" в переводе означает "учебник".

Дети и учителя пользуются учебниками бесплатно, сообщили в издательстве. Рыспаева объясняет, что, решая математические задачи, например, про длину рек, можно прочитать параграф по географии о реках Казахстана – в разделе "Ещё на эту тему". Помимо очевидного облегчения портфелей педагог приводит другие плюсы использования оцифрованной учебной литературы.

"Электронные учебники подходят для любого устройства: ноутбуков, планшетов, смартфонов. Здесь даны широкие возможности поиска: система позволяет найти как простой, так и сложный материал по теме. В электронных учебниках можно корректировать работу. То есть если ученик неправильно сделал домашнее задание, он может начать сначала", – сказала Айман Рыспаева.

Ей также понравилось, что такой подход удобен тем, кто по каким-то причинам пропустил занятия. Если говорить конкретно о платформе opiq.kz, тут есть возможность сопровождать уроки дополнительными материалами: учитель может вставлять ссылки, добавлять информацию, прикреплять файлы и другое.

Тазагуль Шамганова, которая преподаёт химию в специализированном лицее "Арыстан" (пос. Бескайнар в Алматинской области), уже 10 лет использует электронные учебники. Сначала это были российские учебники, а потом те, которые разработал казахстанский НЦИ.

"В электронном учебнике по химии для 9 класса с обновлённым содержанием есть несколько модулей. Каждый из них содержит текст, рисунки, анимации, тесты, задания, демонстрации, практические работы и так далее. Не факт, что я использую полностью и демонстрацию, и работу с текстом, однако их наличие позволяет мне выбирать, как преподнести материал", – рассказала Шамганова.

Она говорит, что знания по электронным учебникам усваиваются лучше благодаря тому, что информация поступает к детям по разным каналам: через текст, изображения, аудио и видео. В бумажном варианте это невозможно организовать.

"В конце урока есть тесты и задания. На их выполнение я даю определённое количество минут – спросить, списать времени нет. У нас в классе у каждого свой ноутбук и у каждого своя очерёдность вопросов. Например, у кого-то этот вопрос выйдет первым, у кого-то пятым или десятым. Я через специальную программу вижу, кто сколько сделал и сколько правильных ответов дал. Это экономит время. Представьте, если бы они это писали на бумаге", – сказала Тазагуль Шамганова.

Как электронные учебники воспринимают ученики?

Десятиклассник из лицея "Арыстан" Данил Гогуля доволен теми электронными учебниками, по которым учат его класс. Он рассказал, что, к примеру, по химии есть такой и для учёбы используется интерактивная доска.

"Она на приличном расстоянии от нас. Я не устаю от этого и на моё зрение это никак не влияет. В электронном учебнике много всего интересного, много фактов, можно проверить, как ты готов к уроку, есть подготовка к тесту, к заданиям. Если, к примеру, мы заболели, по электронному учебнику можем заниматься сами. У меня был такой случай: я не попал на сам урок, скачал у себя на компьютер учебник и занимался по нему, навёрстывал ту информацию, которую учитель давал на уроке", – сказал ученик.


Читайте также: Инклюзивное образование: как в Казахстане учат детей с особыми потребностями?


Никита Лукичев, ученик 9 класса школы-лицея №62 (Нур-Султан), на уроках географии и информатики со своими одноклассниками занимается по электронным учебникам с сайта opiq.kz. Это просто, легко и удобно, сказал Никита.

"Нам нужен любой электронный носитель, тот же телефон или планшет. Достаточно просто зайти на сайт. Это удобнее, нежели таскать учебники, открывать их, листать страницы, искать параграфы, записывать что-то, менять тетради. Здесь же просто печатаешь на клавиатуре, листаешь на телефоне параграф, тут же выполняешь задания, делаешь домашнюю работу", – пояснил подросток.

С другой стороны, по его словам, есть и некоторые неудобства.

"Из минусов – наша школа не использует какого-то определённого издателя учебников, мы занимаемся по книгам нескольких издательств. Зачастую нам приходится скачивать учебники в электронном варианте со сторонних ресурсов. Если таковые отсутствуют – носить с собой бумажные учебники. Я, например, испытываю проблемы с позвоночником и пытаюсь носить меньше бумажных учебников, больше заниматься по электронным – с планшета", – сказал Никита.

Он надеется, что в будущем электронные учебники появятся у всех казахстанских издательств – по всем школьным предметам.

Какие опасения электронные учебники вызывают у родителей?

Учителя с детьми говорят об удобстве и перспективности электронных учебников, а родители видят это несколько иначе. Мать троих детей Людмила Шендакова из Капшагая считает, что гаджеты отбивают у детей желание читать большие художественные тексты, портят зрение и отвлекают от учёбы.

"Вообще я против электронных учебников. Сейчас дети и так постоянно в телефонах, они не любят читать, добывать знания. Они задают вопрос в поисковике и сразу получают готовый ответ. Поэтому я за то, чтобы дети, как и мы в своё время, занимались по книгам. Когда мой сын взял учебник, я вижу, что он уроки делает, а если он сидит в планшете или за компьютером, я не знаю, чем он там занимается. Можно быстро переключить приложение или вкладку, когда мама подошла, и сделать вид, что учишься", – сказала она.

Людмила хочет, чтобы в электронных учебниках были опции родительского контроля, а также чёткие ограничения по времени занятий – как в школе, так и дома. Это, по её мнению, необходимо, чтобы не испортить зрение.

Жительница Алматы Евгения Разумных считает введение электронных учебников требованием времени. Её сын Назар учится в 4 классе школы-гимназии №110. Весь прошлый год он занимался по учебникам opiq.kz. Мальчик охотно выполнял задания, шёл на опережающее чтение и расширял свой кругозор за счёт дополнительных материалов, предложенных в учебниках.

"В электронных учебниках заданий больше, чем в бумажных, и они разнообразные. Это уже позволяет углубить знания, проработать тему лучше.

Кроме того, на мой взгляд, использование электронных учебников более экологично: зачастую бумажные книги после нескольких лет пользования приходят в негодность, становятся неопрятными, требуется замена. По электронным учебникам заниматься всегда приятно", – сказала Евгения.

Как электронные учебники влияют на зрение детей?

Проблемы с глазами могут возникнуть при чтении как электронных книг, так и бумажных. Об этом говорит доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой офтальмологии Национального медицинского университета имени Асфендиярова Марат Сулейменов. Разница заключается лишь в том, говорит он, что гаджеты дают мерцательный свет. Надо просто соблюдать правильную осанку и определённое расстояние между глазами и дисплеем – 33 сантиметра.

"Освещение должно быть достаточно яркое. Если естественного света не хватает, нужно включить электрический. Не забывайте, что когда мы смотрим в книгу, телефон или любой другой гаджет, мы реже моргаем. Соответственно, наша слёзная пленка, которая является у нас защитой от высыхания глаза, повреждается. Она пересыхает и защитной функции уже не оказывает", – объясняет Сулейменов.

Он рекомендует школьникам периодически делать гимнастику для глаз и давать им отдохнуть, устремив взор вдаль или поглядев по сторонам. А ещё доктор просит после занятий (все равно по каким книгам – электронным или бумажным) отвлечься, поиграть.

"Если мы будем запрещать электронные учебники, ничего хорошего не будет. Пользоваться ими надо, согласно правилам и рекомендациям, которые дают их производители. Не надо игнорировать предписания врачей. Ребёнок после того, как позанимается, должен полноценно проводить время на свежем воздухе, двигаться, зрительную гимнастику делать", – сказал Марат Сулейменов.


Читайте также: Электронный учебник: что это такое и как с ним работать?


Смотреть в электронный учебник в течение всего урока нет смысла, добавили педагоги. К тому же учебный процесс пока что не сконцентрирован стопроцентно только на электронике, часть заданий выполняется по бумажным учебникам.

"На уроке мы должны придерживаться санитарных норм, согласно которым 3-4 классы занимаются по электронным учебникам всего 15-20 минут. То есть введение электронных учебников не говорит о том, что от начала и до конца урока мы будем только по ним делать задания. Мы работаем и с бумажными, потом через некоторое время переключаемся", – сказала Айман Рыспаева.

Её коллега Тазагуль Шамганова говорит об аналогичном подходе на своих занятиях.

"Конечно, все 40 минут урока я не работаю только по электронным учебникам. Хотя пишут, что современные ноутбуки и компьютеры на здоровье не влияют, но все-таки мы строго по методике меняем виды деятельности: поработали по учебнику, поработали в группах, поработали индивидуально, что-то накидали на листе ватмана, составили конспект и защищают его", – пояснила Тазагуль Шамганова.

Что нужно сделать для массового перехода на электронные учебники?

Вице-президент "Национального центра информатизации" Елена Артыкбаева считает, что современные ученики к массовому использованию электронных учебников уже давно готовы, а их собственных требований к качеству электронных изданий становится больше с каждым годом.

"Игровая индустрия во многом опережает образовательную чисто технически, поэтому для дальнейшего развития и совершенствования электронных учебников нужна значительная финансовая поддержка со стороны государства”, – сказала Артыкбаева.

Финансирование направления, поясняет она, необходимо обеспечить по двум пунктам:

  • разработчикам − на разработку и модернизацию электронных учебников;
  • организациям образования − на покупку электронных учебников, компьютеров, ноутбуков или планшетов.

Елена Артыкбаева говорит, что эти вопросы необходимо урегулировать как можно скорее, так как электронные учебники всё равно будут неотъемлемой частью обучения.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter