Прямой эфир Новости спорта

АЗС, полипропилен и 100 IT-проектов: Что на самом деле приносит прибыль в нефтяном секторе?

Дина Ли специально для Informburo.kz
Дина Ли специально для Informburo.kz
Совместно с компанией Rompetrol рассказываем об актуальных трендах индустрии, которые помогают казахстанскому бизнесу быть прибыльным на европейском рынке.

С каждым годом экспертам всё сложнее предсказать нефтяные котировки – из-за глобализации и внешней политики крупных игроков рынка. Согласно прогнозам экспертов, в 2019-м на нефтяной рынок будут влиять события в Венесуэле, торговые отношения между США и Китаем, замедление роста экономики, объёмы нефтедобычи и глобальные договорённости экспортеров чёрного золота.

В условиях этой волатильности приходится существовать всей нефтедобывающей и перерабатывающей индустрии, при этом стремясь к прибыльности. В этих же условиях работает KMG International – международная "дочка" НК ”КазМунайГаз”, которая производит и поставляет энергетические продукты на 11 основных рынках.


Роман Захаров специально для Informburo.kz


Несмотря на непростую ситуацию на нефтяном рынке, в 2018 году компания установила сразу 25 производственных рекордов в переработке, ритейле и трейдинге, а также показала рекордные 86 млн долларов чистой прибыли согласно неаудированной управленческой отчётности.

Откуда берётся прибыль уже сейчас? Из ритейла, авиатоплива и битума

Продавать продукты из нефти на собственной розничной сети АЗС гораздо выгоднее, чем оптом. Маржинальность ритейла в пять-шесть раз выше аналогичного показателя по оптовым продажам. Здесь много возможностей для создания добавленной стоимости продукта – ценовое позиционирование, нетопливные продажи, маркетинговые инструменты.


Роман Захаров специально для Informburo.kz


Последние три года прибыль от розничной сети АЗС под брендом Rompetrol, которая представлена в Черноморском регионе, росла на треть каждый год. В 2018 году количество точек сбыта автомобильного топлива, производимого на НПЗ Petromidia, достигло 1094 – это на 88 объектов больше, чем годом ранее. На 2019-2022 годы компания запланировала строительство до 70 новых АЗС в Румынии.

Направление ритейла является одним из наиболее прибыльных и высокомаржинальных каналов группы KMG International, которое позволяет генерировать прибыль уже сегодня и реинвестировать её в инновационные проекты, которые, возможно, станут наиболее прибыльными завтра.

Читайте также: Rompetrol: Как работает румынская сеть АЗС, принадлежащая KMG International

Ещё одним стабильным источником прибыли KMGI является производство битумов, которые широко применяются в строительстве дорог и инфраструктурных сооружений. Завод Vega, принадлежащий Группе, является единственным производителем битумов в Румынии, но при этом покрывает только 25% внутреннего рынка. Компания видит в этом возможность для расширения производства и сбыта битумов в Румынии. Такая же история с авиатопливом – в 2018 году на НПЗ "Petromidia" произвели 300 тысяч тонн авиатоплива – это рекордный показатель за всю историю завода.


Роман Захаров специально для Informburo.kz


Что ещё влияет на прибыльность? Модернизация и автоматизация процессов

Производительность НПЗ и других активов Группы KMG International повышается за счёт модернизации и цифровизации. Технологичность предприятий даёт им конкурентное преимущество, напрямую влияет на снижение себестоимости, что позволяет предлагать услуги по более низким ценам и получать больше контрактов. По статистике, уровень затрат на IT в нефтяных компаниях может достигать 1,5-3% прибыли. Согласно исследованиям Technavio, мировой рынок автоматизации в химической и нефтехимической промышленности превысит 7 млрд долларов уже к 2020 году.

Что касается активов KMGI, то масштабная модернизация здесь прошла с 2008 по 2012 годы: было модернизировано 5 промышленных объектов и построено 4 новых. При этом автоматизация управления проектами на НПЗ никогда не прекращается. В ближайшие пять лет менеджмент планирует внедрить более 100 IT-инициатив в работу группы. Они коснутся всей производственной цепочки: от переработки сырой нефти до продаж бензина.


Роман Захаров специально для Informburo.kz


По словам, Куаныша Досмуратова, операционного директора НПЗ Petromidia, в прошлом году на заводах Rompetrol в Румынии форсированно начали внедрять цифровые технологии. В центре диджитализации оказалась технология Advanced Process Control (APC). Благодаря ей экономия средств на одной экспериментальной установке достигла 1,2 млн долларов.

“Мы внедряем мозг для установки. Раньше мы контролировали режимы давления и температуры вручную, а сейчас мы просто ставим задачи. Мы внедрили эту систему на 30% – из 12 установок на четырёх она уже стоит и ещё на трёх внедряется в данный момент. APC уменьшает человеческое участие и человеческий фактор. У человека всего два глаза – он не может одновременно следить за всеми параметрами, а у APC таких ограничений нет – ей можно задать параметры безопасности и параметры эффективности”, – сказал Куаныш Досмуратов.


Роман Захаров специально для Informburo.kz


Что будет приносить прибыль в ближайшем будущем? Нефтехимия

“Нефтехимия является главным слепым пятном в глобальных энергетических дебатах, учитывая влияние, которое она оказывает на энергетические тренды. Наш анализ показывает, что нефтехимия в будущем сформирует больший спрос на нефть, чем легковые автомобили, грузовики и авиация,” – сказал Фатих Бироль, исполнительный директор Международного энергетического агентства.

Нефтехимия – одна из важнейших сфер нефтепереработки в 21-м веке. С каждым годом всё больше добытого сырья уходит именно в это направление – спрос на пластиковую продукцию в мире растёт. Оглянитесь вокруг: четыре из пяти окружающих нас предметов частично или полностью состоят из пластиков, получаемых на нефтехимических предприятиях. По прогнозам IEA, доля производства пластика в мире до 2040 года вырастет примерно на 50%. Это делает инвестиции в нефтепереработку одними из самых выгодных.

На нефтехимическом комплексе Petrochemicals в Нэводари (Румыния), который входит в производственные активы KMG International, производят полиэтилен и полипропилен.


Роман Захаров специально для Informburo.kz


“Наши клиенты – по большей части это внутренний рынок, который перерабатывает гранулы и делает из них товары повседневного пользования – пищевую плёнку, контейнеры для еды. Наша продукция соответствует стандартам Европейского союза. Полимеры – очень популярный товар. Они окружают нас повсюду, а спрос на них растёт,” – сказал Ерден Утесинов, заместитель начальника установки полиэтилена LDPE, Rompetrol Rafinare.

В 2018 году компания выпустила более 90 тысяч тонн полипропилена и планирует увеличивать его производство, поскольку это наиболее рентабельный продукт во всей линейке бренда Rompetrol.

Поделиться:

Новости партнеров